Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - выявить особенности логопедической работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР. Проанализировав данные научно-методической литературы, посвящённые проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста, можно сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. Методические рекомендации по коррекции этого нарушения являются противоречивыми и неполными, не смотря на их актуальность.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР
1.1 Лингвистический аспект изучения проблемы по коррекции нарушения слоговой структуры
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
1.3 Состояние слоговой структуры слова у детей с ОНР
Глава 2. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры речи
2.1 Методика обследования слоговой структуры
2.2 Методика развития ритмической стороны слова
2.3 Методика работы над словами различной слоговой структуры
Заключение
Список литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 69.27 Кб (Скачать документ)

При введении отрабатываемого  звука в слово необходимо также  соблюдать строгую последовательность слоговых трудностей. Так, не следует  автоматизировать новый звук в словах, слоговая структура которых еще  не отработана. Здесь следует придерживаться той же последовательности слоговых структур, которая предложена выше для слов с сохранными звуками.

Работа по формированию слоговой структуры слова должна осуществляться как на уроках произношения, так и на индивидуальных занятиях.

2.3 Методика работы  над словами различной слоговой  структуры 

Речь ребенка, страдающего алалией, изобилует  выраженными отклонениями в воспроизведении  слогового состава слова, которые  сохраняются даже в отраженной речи. Эти отклонения носят характер той  или иной деформации правильного  звучания слова, отражающей трудности  воспроизведения слоговой структуры. Проанализируем некоторые особенности  этих искажений.

Слова могут  быть деформированы за счет сокращения числа слогов, когда ребенок не полностью воспроизводит число  слогов слова. В зависимости от степени  недоразвития речи одни дети сокращают  даже двухсложное слово до односложного ("ка" - каша; "пи" - писал). Другие затрудняются лишь на уровне, например, четырехсложных структур, заменяя их трехсложными ("пувица" - пуговица), и т. д. Наиболее часто наблюдаются сокращения слоговой структуры за счет выпадения целых слогов ("вадос" - водолаз; "гуситя" - гусеница; "кушка" - лягушка). Реже слоговая структура может сокращаться за счет выпадения лишь слогообразующей гласной, в то время как другой элемент слога - согласный - сохраняется ("прасоник" - поросенок; "сахрница", "сахрн-ца" - сахарница; "пугвиса" - пуговица; "платенце" - полотенце).

О трудности  воспроизведения многосложной структуры  при общем недоразвитии речи говорит  и следующий факт: правильное воспроизведение  даже доступной для алалика слоговой структуры достигается не сразу, а путем длительных поисков, неоднократного воспроизведения структуры в искаженном и сокращенном виде, поочередного раздельного проговаривания отдельных слогов слова без соединения их в одно целое: "жевевыка", "в", "выжавыка", "ыжавика" (ежевика); "кр", "к...," "к...," "кры", "крызаса", "кры...," "крыказа" (стрекоза); "коле", "колодец" (колодец); "вару., .шки", "варушки" (варежки); "акбри-цос", "акбри-со", "априкос", "акприкоз" (абрикос); "черыльница...", "черы", "чер", "ниница", "чер-ниница" (чернильница). 

Контур слова  может быть искажен также по причине  добавления лишнего слога и увеличения слогового состава. Указанное явление  может наблюдаться при многократном, стереотипном повторении алаликом одного и того же слога: "воробли", "вололобли", "воробли", "воробли", "вововобли", "воробли" (воробьи). Часто удлинение слоговой структуры слова обусловлено своеобразным расчлененным его произношением, представляющим собой как бы "раскладывание" слова и особенно стечений согласных на составляющие звуки: "талава" (трава); "тилякал" (трактор); "журавль" (журавль); "дирижавил" (дирижабль); " тарав ебус " {троя ле й бус); "ело на"(с лон); "ёс и к а"(ежик); " ву-лкюлюд" (верблюд); "тарамвай" (трамвай); "макацикил", "ми-качилкил", "микачитил", "мокатикил" (мотоцикл); "кузнес" (кузнец); "обызьяна", "обыизьяна", "обыизьяна" (обезьяна).Замечены и случаи произвольного добавления к структуре слова гласных звуков, искажающих ее контур: "агунетик" (кузнечик); "косная" (корова). 

Едва ли не самым  характерным для описываемых  детей нарушением слоговой структуры  слова является перестановка местами  слогов внутри слова типа: "морашки" (ромашки); "путарелка" (табуретка); "кры", "хворые", "кровис" (хворост); "чепенье" (печенье); "черты...га", "чергыга", "тергыга" (кочерга); "вы", "выря...", "выра..." (виноград); "ушивос", "овоси" (овощи). 

Искажение при  воспроизведении слоговой структуры  слова оказывается очень распространенным явлением среди детей, страдающих алалией. Задерживающее влияние упомянутых искажений на процесс овладения  речью усугубляется еще и тем, что они отличаются у неговорящего ребенка большой стойкостью. Неумение воспроизвести слоговую структуру  слова удерживается в процессе обучения дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков (в изолированном  положении). Нередко при каждом новом  воспроизведении слова алалик по-разному изменяет, искажает его структуру: "сп", "вспед", "спед", "висипед" (велосипед); "зырвыник", "за-рви"... (жаворонок). 

Описанные выше особенности овладения слоговой структурой слова мешают нормальному  развитию устной речи алалика (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют его общение, а также несомненно препятствуют звуковому анализу и, следовательно, обучению грамоте. 

Овладение слоговым составом слова не стоит в прямой зависимости от овладения отдельными звуками речи. Даже при наличии  правильного произношения отдельных  звуков (в изолированном положении) слоговая структура слова, состоящая  из этих звуков, сплошь и рядом воспроизводится  ребенком искаженно. 

С другой стороны, искажение отдельных звуков также  не приводит с неизбежностью к  расстройству слоговой структуры. Ребенок  может воспроизводить в этом случае слоговой состав сохранно, в виде контура  слова, заменяя отсутствующие и  дефектные звуки доступными (цепочка - "типотько"; месяц -- "метис"; щенята -- "ченята"; каменщик -- "камы-тик"). Во всех этих случаях по причине искаженности отдельных звуков очень страдает звуковой состав слова, однако слоговая его структура сохранена. 

При анализе  произношения слогового состава  слова детьми, страдающими общим  недоразвитием речи, также могут  встретиться индукционные взаимотормозящие отношения между правильностью  воспроизведения отдельных звуков и слоговой структуры. Сюда относятся  случаи, когда при неоднократном  повторении ребенком слова улучшение  произношения отдельных звуков сопровождается ухудшением воспроизведения слоговой структуры -- ее сокращением, например, или улучшение произношения слоговой структуры затрудняет правильное воспроизведение звукового состава слова. Например: слово аквариум произносится как "аквари", "акравиит", "авкариут", "аквару"; слово лягушка произносится как "ликуска", "кушка". 

Изложенные факты  указывают на существование особых закономерностей процесса усвоения слоговой структуры слова и на необходимость для его формирования специального логопедического вмешательства. Только в процессе специального развития умения воспроизвести слово в его полном слоговом составе могут быть устранены характерные и стойкие искажения слоговой структуры, свойственные детям-алаликам. Несомненно, что распространенная система работы над формированием произношения у неговорящих детей, даже если она ограничивается коррекцией отдельных звуков, с необходимостью включает в себя в той или иной мере работу над словом, над его слоговым составом. Работа над каждым звуком обычно включает два этапа: постановку звука, формирование чистого, правильного произношения звука в изолированном положении и закрепление звука, автоматизацию, введение его в речь, формирование произношения звука в различных слогах и словах, где он находится в условиях разного звукового окружения. При автоматизации звука ребенку неизбежно приходится сталкиваться с различными слоговыми структурами. Однако основной целью этих занятий является работа над звуком, а усвоение ребенком произношения слоговой структуры занимает подчиненное место. Между тем ребенок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же, как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношения отдельных звуков. У неговорящего ребенка отсутствуют те огромные речевые возможности (обширный словарь, "чувство" языка), которые в условиях нормального развития могут компенсировать те или иные недочеты в овладении речью. Поэтому необходимо долгий и непроизводительный процесс стихийного формирования произношения слоговой структуры слова заменить целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению. 

Работа над  произношением слоговой структуры  слова должна сопровождаться развитием  соответствующих сенсорных возможностей ребенка. Педагог прежде всего должен привлечь внимание ребенка, страдающего алалией, к различию слов по их слоговому составу. Ребенку предлагают прислушиваться к своему произношению слова, сравнивать его с произношением педагога и других детей, находить свои ошибки. Можно также обратить внимание ребенка на то, как искажает смысл слова опускание некоторых слогов или их перестановка, используя для этого некоторые слова, различающиеся по своему произношению только одним слогом или местом его в слове: резина и "зина"; машина и "шина"; камыш и "мышь";рыбаки и "рыба"; рукава и "рука"; кулак и "лак"; насос и "сосна"; гора и "рога"; лопата и "палата" банкач "кабан" ит. д. Ребенка надо научить расчленять слово на слоги сначала по подражанию вслед за учителем, затем самостоятельно; подсчитывать число слогов в слове; придумывать слова на заданное число слогов; добавлять недостающий слог слова при опоре на картинки и т. д. С некоторыми из этих упражнений дети знакомятся в добукварный период обучения грамоте. Заключение 

Проанализировав данную литературу, посвящённую проблеме нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей, можно  сделать вывод о том, что развитие слоговой структуры слова необходимо для нормального развития речи ребёнка. Если нарушение слоговой структуры  слова не исправить вовремя, оно  может привести к негативным изменениям в развитии личности ребёнка. 

Преодоление нарушений  слоговой структуры влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение. 

Поскольку при  нарушении слоговой структуры слова  может искажаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных, в ходе логопедического обследования необходимо предлагать ребёнку различные типы слов: простые - из открытых слогов, без стечения согласных, и более сложные - из 4-5 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды тестовых заданий должны варьироваться: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом. [3, 4] 

Преодоление нарушения  слоговой структуры слова у детей  дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи не должно отодвигаться на задний план, ведь недооценивание значения формирования слоговой структуры слова - это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. 

Данную тему необходимо изучать для того, чтобы  учителя-логопеды не испытывали трудности  в организации работы по преодолеию нарушений слоговой структуры слова. 

Библиографический список 

1. Агранович Е.З. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей. - Спб.: Детство - Пресс, 2001. - 48 с.

2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.

3. Большакова  С.Е. Преодоление нарушений слоговой  структуры слова у детей: Методическое  пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 56 с. 

4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с. 

5. Грибова О.Е.  Технология организации логопедического  обследования: Методическое пособие.-- М.; Айрис-пресс, 2005.-- 96 с. 

6. Кобзарева Л.Г. Коррекционная работа со школьниками с не резко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения: [Практ. пособие] / Л.Г. Кобзарева, М.П. Резунова, Г.Н. Юшина. - Воронеж: Учитель, 2001. - 80 с. 

7. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Логопедические задания. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 87 с. 

8. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Владос, 2002. - 677 с. 

9. Маркова А.К.  Особенности овладения слоговым  составом слова у детей с  недоразвитием речи: Дисс. …канд. пед. наук. - М.: 1963. 

10. Носиков С.М.  Опыт фонетического описания  лепета (организация слога и ритмической  структуры) // Становление речи и  усвоение языка ребёнком. - М.: Изд.  Московского университета, 1985. 

11. Полный справочник. Настольная книга логопеда. / М.А.  Поваляева. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 608 с. 

12. Титова Т.А.  Логопедическая работа по коррекции  нарушений слоговой структуры  слова у дошкольников // Логопед  в детском саду, 2005, № 5,6. 

13. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989. - 221 с. 

14.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Коррекционное обучение  и воспитание детей 5-летнего  возраста с общим недоразвитием  речи. - М.,1991 

Информация о работе Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР