Методика музыкального воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание

Выделенным церебральным уровням построения движений Н. А. Бернштейн дал условные названия по первым буквам латинского алфавита с учетом морфофизиологи-ческой характеристики уровня. Каждый уровень построения движения характеризуется морфологической локализацией, ведущей афферентацией, специфическими свойствами движений, основной и фоновой ролью в двигательных актах вышележащих уровней, патологическими синдромами и дисфункцией. В настоящее время уровни центральной нервной системы понимаются более широко, с учетом сложности их соотношений и отсутствия четких границ, с учетом образования «межуточных» зон.

Работа состоит из  1 файл

Комплекс заданий.docx

— 57.92 Кб (Скачать документ)

 

Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагрудник со стрелкой.

 

Ход игры: В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Играет музыка. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами: (поют)

Наша  стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай  круг и обернись,

А теперь остановись!

«Стрелка» останавливается и указывает  на ребенка. Тот достает из сумки  ведущего картинку, определяет на ней  первый звук и дает ему характеристику.

 

 

 

 

 

«Ловишка»

 

Цели: развивать фонематический слух; формировать быстроту и ловкость движений; воспитывать целеустремленность.

 

Оборудование: фанты (мелкие игрушки) для каждого ребенка.

 

Ход игры: Играет танцевальная, весёлая музыка. Дети, взявшись за руки, образуют круг. В его центре становится ведущий — ловишка. Играющие идут по кругу со словами:

Вместе  дружно мы играем,

От  ловишки убегаем.

Поскорей  за мной беги,

Раз, два, три — лови!

На  последнем слове дети, словно мячики, прыгают на двух ногах по группе, а ловишка догоняет их. Поймав троих игроков, ведущий забирает у них фанты и отдает их взрослому.

Логопед дает задание каждому фанту.

Например:

— повторить цепочку слогов: са-са-за, зо-со-зо;

— из трех слов назвать только слово  со звуком [с]: зонт, санки, коза;

— назвать первый звук в следующих  словах: зима, сом, замок, сито.

 

 

6. Разработать структуру музыкального  занятия для дошкольников, имеющих  дислалию.

Конспект логоритмического занятия для детей с ОНР в средней группе [Зима. Путешествие снежинок]

Цель: Активизация работы  по теме «Зима», через речевые  и музыкально-двигательные упражнения и игры.

 

Задачи:

 

1.    Развивать умение выразительно  и ритмично двигаться в соответствии  с характером музыки.

2.  Формировать слоговую структуру  слова (отхлопыванием ритмических рисунков слова)

3.  Укреплять артикуляционную  моторику (артикуляционные упражнения).

4.  Подбирать прилагательные  к слову зима, снежинки; образовывать  Родительный падеж имен существительных.

5.  Развивать просодическую сторону  речи (дыхательные и голосовые  упражнения); развивать фантазию, творческую  инициативу.

6.  Формировать связную речь  через игры-диалоги, подвижные  игры.

7.  Воспитывать умение воздействовать  на биологически активные точки,  для профилактики простудных  заболеваний, умение слушать педагога.

 

1. Организационный момент

 

Логопед.

 

Снег, снег кружится,

Белая вся улица.

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

(А. Барто)

 

Дети становятся в круг, кружатся на месте под музыку.

 

2. «Приветствие». Диалог музыкального  руководителя и детей. Проговаривание  текста с  прохлопыванием ритмослогов.

 

Муз. рук. Здравствуйте, ребята!

Дети.        Здравствуйте!

Муз. рук. Будем заниматься?

Дети.        Да, да, да!

 

Логопед. Вот и наступила зимушка-зима. Посмотрите на нее (Слайд№1).

 

Конспект логоритмического занятия на тему [Зима]

 

Отличается зима от весны и лета, очень снежная она.

 

Логопед: Дети, так чего много зимой?

Дети. Снега.

 

Логопед. Зима, какая?

Дети. Снежная, красивая, сказочная, чудесная, блестящая, холодная.

 

Логопед. Зима хочет  рассказать о  путешествии снежинок и поиграет с вами.

 

3. Ритмическая разминка.

 

Логопед.

 

Дружно, четко мы шагаем,

Зиму весело встречаем. (Ходьба-марш по кругу)

Надо нам лопатки взять,

Снег с дорожек убирать. (Скользящий приставной шаг)

Ну а снег метет, метет,

Отдохнуть нам не дает. (Ходьба по кругу  с покачиванием рук вправо—влево перед собой)

А деревья за окном

Спят волшебным тихим сном.(Остановиться, руки в стороны—вверх, закрыть глаза)

 

Зайчик скачет на опушке,

Чтобы не замерзли ушки. (Прыжки на носках друг за другом)

А медведь в берлоге спит,

Сладко мишенька сопит. (Присесть, сложенные ладони поднести к уху)

Чтоб в мороз не замерзать,

Птичкам надо полетать. (Бег на месте  на носках, взмахи руками в стороны)

 

Логопед.  А теперь мы дружно сядем, а зимушка–зима загадает загадку.

 

Что за звездочки сквозные.

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь вода в руке?

 

Дети. Снежинки.

 

Логопед. Посмотрите, на снежинки, какие  они? (Слайд № 2)

 

Дети. Красивые, ажурные, хрупкие.

 

4. Фонопедическое упражнение «Снежинки» (пропевают с музыкальным руководителем гласные звуки).

 

- Снежинки   жили в большой  снеговой туче.

 

- Туча мягко покачивалась, баюкала  снежинок  (пропевают звук «а» от самого верхнего звука до самого нижнего).

 

- Налетел ветер и стал качать  тучу по небу (пропевают  звук «у» от самого нижнего звука до самого верхнего).

 

- Проснувшись, снежинки прыгали  с тучи и летели на землю  (пропевают короткими звуками «а», «о», «у»)

 

5.Артикуляционная гимнастика.

 

Логопед. Снежинки попали нам на губки. Дотронемся до них язычком – «чашечкой», но сначала сделаем «лопаточку», расслабим язычок, а потом загибаем края языка и  «чашечкой» дотрагиваемся  до верхней губы.

 

6. Двигательное упражнение «Снежинки»

 

Логопед

 

Превращаемся в снежинки.

Заметем мы все тропинки.

 

Дети надевают полоски-маски снежинок.

 

Вьюга вьюжит, вьюга вьюжит

И снежинки в танце кружат.

 

Играет быстрая музыка, «снежинки  летают» (дети врассыпную бегают по залу).

 

И вот — тихий-тихий снег идет.

 

«Дети-Снежинки» на носках бесшумно и медленно передвигаются по залу под спокойную музыку.

 

Логопед. Наши снежинки попали в лес. Интересно им узнать, что в зимнем лесу происходит. А узнают они из песенки.

 

7. Песня о зиме. Слова и музыка  Б. Ябко. «Зимние картинки»

 

Музыкальный руководитель поет с детьми песню.

 

Ветер  злюка дует,

Кружатся снежинки.

И зима рисует -

чудные картинки.

Под окном березку,

Снегом пеленает.

Ивушке прическу

Пухом украшает.

Побелила шубки

Зайчикам трусливым.

И сковала слезки

Капелькам плаксивым.

 

8. Логопед. Снежинки нам устроили  снегопад. (Дети по слогам отхлопывают   слово сне-го-пад Слайд №3)

 

А из снега я слепила?

 

Дети. Снежный комочек

 

«Пляска со снежками» музыкальный  руководитель поет, а дети выполняют  со снежным комочком движения по тексту.

 

Мы снежочки в руки взяли

По дорожке побежали.

Мы снежочек поднимаем

И над головой качаем.

Покачайся надо мной

Мой снежочек озорной.

Потанцуй — ка ты, снежок,

Снежный маленький дружок,

Потанцуй, не зевай

И за нами повторяй!

Мы снежочки не покажем,

Где их спрячем – не расскажем.

Все снежочки у ребят

За спиною тихо спят.

Мы положим все снежочки.

Отдохни-ка ты чуток,

Ты лежи и не вставай,

Баю-баю, баю-бай.

 

9. Игра «Снежки»

 

Дети стоят двумя шеренгами  напротив друг друга. Возле ног у  них лежат снежки из ваты.

 

Дети.

 

Мы в снежки играем смело.

Ах, какое это дело!

Хлоп! Хлоп! Не зевай! (Лепить воображаемый снежок)

А теперь в меня бросай! (Руки вытянуть вперед; прижать ладони к груди)

 

Музыка продолжает звучать, дети бросают  ватные снежки друг в друга.

 

После игры дети садятся на стульчики.

 

10. Логопед. Налетел холодный  ветер и понес наши снежинки, смотрят они  и видят (показ  слайда № 3)

 

Дети: Снеговика

 

Массаж « Снеговик»

 

Раз-рука, два — рука, (дети вытягивают одну руку, затем другую)

 

Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)

 

Мы скатаем снежный ком — (ладонями делают круговые движения по бедрам)

 

Вот такой, (разводят руки в стороны , показывая какой большой)

 

А потом поменьше ком — (растирают  ладонями грудь)

 

Вот такой. (показывают величину кома меньше)

 

А наверх поставим мы, (поглаживают  руками щеки)

 

Маленький комок. (соединяют пальцы рук вместе, показывают маленький ком)

 

Вот и вышел снеговик-Снеговичок (ставят руки в бока, повороты влево — вправо)

 

Очень милый толстячок!

 

11. Игра «Собери снеговика»

 

12. Релаксация.

 

Логопед. Снежинки устали. Они хотят  отдохнуть, и   дети отдыхают вместе с ними. (Дети ложатся на ковер  под расслабляющую музыку). Музыка затихает, дети  встают в круг.

 

«Прощание». Диалог музыкального руководителя  и детей с отхлопыванием ритмослогов.

 

Муз. рук.  Вот и всё, ребята! До свидания!

Дети.          До свидания!

 

Муз. рук.   Вы позанимались?

Дети.          Да, да, да!

 

Логопед: Что вам понравилось  на занятии?

 

7. Написать консультацию  для воспитателей на тему: "Развитие  ритма движений и речи в  семье".

 

Цели:

 

- показать  родителям, что движение как  основа формирования здорового,  крепкого, хорошо владеющего своими  движениями ребенка также способствует  коррекции речевых нарушений;

 

- научить  родителей применять полученные  навыки коррекции речи детей  с использованием разнообразных  движений общей и мелкой моторики  и мяча в условиях семьи.

 

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

1. Значение  и взаимосвязь движений и речи.

 

2. Знакомство  с различными видами игр и  упражнений, направленных на коррекцию  речевых нарушений, применяя общую  и мелкую моторику.

 

3. Применение  полученных навыков в условиях  семьи.

 

ХОД КОНСУЛЬТАЦИИ

 

I.    Значение и взаимосвязь движений  и речи.

 

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к  этому явлению. Одних тревожит уже  то, что малыш к году говорит  лишь два-три слова.

 

Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок  не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством  обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит  сверстников, заговорит сам. И очень  ошибаются.

 

Чаще всего  задержка развития речи тяжело сказывается  на общем развитии ребенка, не позволяет  ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое  состояние ребенка.

 

Однако если вовремя помочь ребенку постоянно  использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные  проблемы можно успешно решить.

 

У нормально  развивающегося ребенка первые слова  появляются в 8-9 месяцев. Если после 1 года и 2 месяцев — 1 года и 3 месяцев ребенок  не произносит ни одного слова —  нужно бить тревогу.

 

После полутора лет у ребенка в норме появляются двухсловные  предложения:   «Мама, дай;  папа, би-би».

 

Количество  слов к концу второго года жизни  колеблется от 100 до 300.

 

К концу третьего года жизни словарный запас возрастает в 3-4 раза. Появляются многословные предложения. Ребенок способен рассказать почти  наизусть небольшую сказку, прочитанную  ему несколько раз. В три года ребенок может правильно произносить  большинство звуков в речи.

 

Заботиться  о своевременном развитии речи ребенка  необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

 

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается  его речь. Взаимосвязь общей и  речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П.Павлов, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.

 

Формирование  движений происходит при участии  речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти  и т.д.

 

Особенно  тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного  слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

 

Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда  движения пальцев рук достигают  достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под  влиянием импульсов, идущих от рук. Это  важно и при своевременном  речевом развитии, и особенно в  тех случаях, когда это развитие нарушено.

 

Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребёнка  двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические  упражнения по тренировке движений пальцев  являются мощным средством повышения  работоспособности головного мозга.

 

Результаты  исследований показывают, что уровень  развития речи у детей всегда находится  в прямой зависимости от степени  развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации  кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом  других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают  мыслительную деятельность, память и  внимание ребёнка.

 

II.    Знакомство с различными видами  игр и упражнений, направленных  на коррекцию речевых нарушений,  применяя общую и мелкую моторику.

Информация о работе Методика музыкального воспитания