Методика музыкального воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание

Выделенным церебральным уровням построения движений Н. А. Бернштейн дал условные названия по первым буквам латинского алфавита с учетом морфофизиологи-ческой характеристики уровня. Каждый уровень построения движения характеризуется морфологической локализацией, ведущей афферентацией, специфическими свойствами движений, основной и фоновой ролью в двигательных актах вышележащих уровней, патологическими синдромами и дисфункцией. В настоящее время уровни центральной нервной системы понимаются более широко, с учетом сложности их соотношений и отсутствия четких границ, с учетом образования «межуточных» зон.

Работа состоит из  1 файл

Комплекс заданий.docx

— 57.92 Кб (Скачать документ)

 

1.    Упражнения с пальчиками.

 

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих пальчиков воспитывается  специальными упражнениями. На простых, доступных для понимания и  выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения пальцев.

 

Пальчиковые упражнения включают в себя:

 

- упражнения  для массажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)

- упражнения  с предметами (эспандер, прищепки, «ежики»,  пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки и т.д.)

- упражнения  без предметов.

 

2.    Упражнения с мячом.

 

Игры с  мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.

 

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти  у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными  из игр.

 

В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего  делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели  из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие  мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых  областях мячи делались из овечьей  шерсти. Клок шерсти сначала скатывали  до тех пор, пока комок не делался  плотным, после чего его бросали  в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал  резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.

 

Теперь любой  ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества —  на любой вкус. Как правило, ребенка  более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие. Однако опросы родителей  за последние три года показали, что играм с мячом уделяется  мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым.

 

Не знают  родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих  детей. Из множества существующих игр  большинство родителей называли футбол.

 

Виды игр  с мячом:

 

-  игры  на развитие ориентировки в  пространстве. Для детей с речевой  патологией характерно нарушение  пространственного восприятия, что  создает значительные сложности  в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к  дисграфии. Предлагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.

 

- игры с  мячом, направленные на развитие  звукопроизношения и развитие  фонематических процессов. Гласные  звуки являются тем фундаментом,  на котором базируется вся  работа по развитию фонематических  процес¬сов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

 

- игры с  мячом, направленные на обобщение  и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов, элементы ТРИЗа).

 

3.    Обыгрывание детских песенок  («Во поле береза стояла», «Мишка»,  «Чайничек с крышечкой» и т.д.)

(Используется  музыка из программы Бурениной  «Ритмопластика»)

 

III.    Применение полученных навыков  в условиях семьи.

(метод игрового  моделирования)

 

ПАМЯТКА ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

 

1.    Упражнения с пальчиками

 

- упражнения  для массажа или самомассажа (пощипывание, прижимание, похлопывание, постукивание и т.д.)

 

- упражнения  с предметами (эспандер, прищепки, «ежики»,  пробки, горошки, шары, бусы, платочки, счетные палочки, веточки, палочки  от чупа-чупсов, фантики от конфет, манка, мука, кофе, крем, скраб, скрепки, грецкие орехи, фундук и т.д.)

 

- упражнения  без предметов, например:

 

Пальчиковая гимнастика «Белка».

 

Сидит белка  на тележке,

(Хлопки ладонями  и удары кулачками друг о  друга попеременно.)

Продает она  орешки.

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

(Загибать  пальчики, начиная с большого.)

Кому в  платок,

Кому в  зобок,

Кому в  лапочку.

(Ритмичные  хлопки ладонями и удары кулачками  друг о друга.)

 

2.    Упражнения с мячом.

 

- игры на  развитие ориентировки в пространстве: «Брось мяч влево, вправо»;  «Кидай мяч соседу слева, справа»;  «Бросай мяч вперед, назад»; «Прокати  мяч вокруг себя» и т.д.

 

- игры с  мячом, направленные на развитие  звукопроизношения и развитие  фонематических процессов: «Стукни  ладошкой по мячу, когда услышишь  звук А»; «Сколько звуков я  назову, столько раз брось мячом  об пол»; «Мяч поймай – слово  называй» и т.д..

 

- игры с  мячом, направленные на обобщение  и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи (закрепление обобщающих слов, обогащение словаря, словообразование, образование множественного числа имен существительных, употребление предлогов): «Я знаю три названия животных»; «Скажи ласково»; «Кто чем занимается»; «Из чего сделано»; «Третий лишний» и т.д.

 

3.    Обыгрывание детских песенок  («Во поле береза стояла», «Мишка»,  «Песенка крокодила Гены» и  т.д.)

 

Как организовать логопедические занятия дома?

 

Рекомендации  для родителей

 

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком.

Прежде чем  начать занятия, подготовьте всё, что  может вам понадобиться.

 

        Большое настольное зеркало, чтобы  ребенок мог контролировать правильность  выполнения им упражнений артикуляционной  гимнастики.

 

        «Лото» различной тематики (зоологическое,  биологическое, «Посуда», «Мебель»  и т. п.).

 

        Хорошо также приобрести муляжи  фруктов, овощей, наборы небольших  пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств,  кукольную посуду и т. д.

 

        Разрезные картинки из двух  и более частей.

 

        Вашим хобби до окончательной  компенсации недоразвития речи  у ребенка должно стать коллекционирование  различных картинок, которые могут  пригодиться в процессе подготовки  к занятиям (красочные упаковки  от продуктов, журналы, плакаты,  каталоги и пр.) Заведите дома  большую коробку, куда вы будете  складывать свою «коллекцию».

 

        Для развития мелкой моторики  приобретите: пластилин и другие  материалы для лепки, конструктор,  шнуровки, счетные палочки или  спички и т. д.

 

        Тетрадь или альбом для наклеивания  картинок и планирования занятий.

 

1.    Основная трудность для родителей  – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо  заинтересовать малыша. Важно помнить,  что основная деятельность детей  — игровая.

 

2.    Все занятия должны строиться  по правилам игры!

 

3.    Длительность занятия без перерыва  не должна пре-вышать 15-20 минут!

 

4.    Отложите занятия, если ребенок  болен или плохо себя чувствует!

 

5.    Знакомьте ребенка с детской  литературой!

 

6.    Пользуйтесь наглядным материалом!

 

7.    Говорите четко, повернувшись  лицом к ребенку. Пусть он  видит движения ваших губ, запоминает  их.

 

8.    Не употребляйте слово «неправильно»!

 

 

8. Написать памятку  (советы) для родителей на тему: "Как развивать слух при  восприятии музыки".

 

КАК РАЗВИТЬ  МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ? Памятка для родителей.

 

Две серьёзные проблемы, с которыми развивающая  цветомузыкальная методика «ИММИГРАД» (цвет + звук + движение)» справляется  играючи.

 

Проблема 1. Визуалы в музыкальных школах. Типы восприятия.

 

 

 

 

 

Почему  в музыкальных школах на уроках сольфеджио занимаются с детьми по одной программе (далеко не универсальной), хотя уже  давно общеизвестно, что по типам  восприятия людей можно разделить  на три неравные группы: визуалы, аудиалы и кинестетики? В развивающих музыкальных занятиях с детьми нужно обязательно учитывать эту особенность.

 

Учёные  подметили.

 

По  наблюдениям учёных 80-90% информации человек получает через зрительный анализатор. О чём говорят эти  цифры? А эти цифры говорят  о том, что из 100 детей примерно 85 будут намного хуже воспринимать звуковую информацию, так как звуковой анализатор развит у них намного  хуже, чем зрительный, - он проиграл конкурентную борьбу зрительному каналу восприятия в процессе жизненных перипетий.

 

Пытка музыкой.

 

Теперь  представим, насколько гуманной будет  практика занятий музыкой в смешанных  группах детей с выставлением оценок за успеваемость. Лично мне  это напоминает ситуацию, в которой  «стометровку» заставляют бежать нормального, здорового спортсмена и человека-инвалида с ампутированной одной ногой. Кто  из них добежит первым, кто получит  золотую медаль? Вопрос не праздный.

 

Мне возразят и скажут: «В музыкальные  школы абы кого не берут, там отбор: проверяют слух, ритм, память». Что  ж верно, процентное соотношение  «визуалов» и «аудиалов», - при таком отборе будет несколько другое - примерно 50 на 50. Не верите? Тогда подумайте, почему так много ребят после окончания музыкальной школы продают инструменты и больше не музицируют, стараясь поскорее забыть период «окультуривания» как страшный сон? А что такое 50% в масштабах скажем России? А это - десятки тысяч детей, которых 5-7 лет «пытали музыкой», - растерзанные нервы родителей, упрёки, невыученные общеобразовательные предметы, заниженная самооценка и пр.

 

«У  меня тоже голос, я тоже петь хочу».

 

И ещё. Что делать с «забракованными»? «У меня тоже голос, я тоже петь хочу», - говорил один из героев фильма «Приключения Электроника». Почему не научить человека, если он хочет, а не просто тупо отбить желание учиться. Ведь как часто  бывает: человек, которому дано мало, достигает  больших высот, - благодаря целеустремлённости и трудолюбию, а человек, которому дано много и всё достаётся  лёгко, растрачивает свои способности  в лености и праздности.

 

Всё те же «вредные» учёные подметили, что  слух девочек гораздо тоньше организован, чем у мальчиков. Зато последние  любят очень громко петь и хотят  научиться играть на гитарах, с целью  покорить сердца первых. Как тут  быть? Как помочь развить музыкальный  слух?

 

Решение 1. Входим в дверь, наводим порядок  и моем окно.

 

Здесь я не буду говорить о крайних формах потери функции органов слуха  вызванных различными медицинскими патологиями. Оставлю эту область  специалистам. Я буду исходить в  своих рассуждениях из того, что  большинство из нас слышит (обладает бытовым слухом), и многие хотели бы развить музыкальный слух.

 

Как свет с трудом проникает через  грязное окно, так и звуку трудно пробиться в мозг и оставить яркий  след в сознании, если звуковой анализатор не развит и не воспитано музыкальное  сознание, которое могло бы улавливать его следы.

 

Если  мы не слышим совсем, - наше слуховое окно заколочено фанерой. Но большинство  из нас, к счастью, слышит, - значит - наше окно имеет некую степень  проницаемости: у кого-то лучше у  кого-то хуже. Если мы имеем решимость  улучшить наши слуховые способности, то что мы будем делать? Правильно – мыть слуховое окно.

 

Снаружи помыть наше окно проще простого, - достаточно просто прочистить наши уши ватным тампоном. Но как помыть слуховое окно изнутри? Для этого мы должны проникнуть как-то внутрь. Мы предлагаем это сделать  через дверь - наше зрение, наш зрительный анализатор. Ведь не зря говорят: «Глаза, - это зеркало души». Таким образом, - мы можем проникнуть вглубь нашего существа, в само ядро, центр управления многими процессами нашего мозга. Проникнув  внутрь, мы начинаем наводить порядок, - выбрасывать всё лишнее, ненужное, группировать папки, каталоги, полки на которых будет храниться наша звуковая информация.

 

Перед тем как приступить к помывке  окна, хорошо бы понять, - почему оно  загрязнилось? Ведь внутри многое работает не всегда, - так как снаружи. Звуковая информация, проникавшая к нам  через слуховое окно, не всегда была востребована и поэтому попросту превратилась в ненужный хлам, бездарно засоряющий нашу комнату. Нам долго  были интересны вещи, которые мы могли свободно протащить через  дверь (наше зрение). Вот слуховое окно и потемнело от обиды, наверное. А  возможно мы его завесили когда-то шторами, а после забыли... И теперь, - нам  придется заново развить наш музыкальный  слух.

 

Немного экстрима: «А не заколотить ли нам дверь?».

 

Как-то одна женщина, профессиональный музыкант и преподаватель, сказала мне, что  метод развития музыкальных способностей через зрение для воспитания настоящих  музыкантов не годится, и что уши (слух) для музыканта - самое святое и главное приобретение. Я ей тут  же предложил усовершенствовать  её музыкальные способности лишением обоих глаз. На что она ответила категорическим отказом. Почему? Ведь какой быстрый и эффективный  способ развития музыкального слуха?

Информация о работе Методика музыкального воспитания