Методика применения активных методов обучения в средне-специальных учебных заведениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание

Целью современного образования является развитие личности обучающегося, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению студентов; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1 Применение активных методов обучения в образовательном процессе……………………………………………………………………………
Проблема активности личности в обучении………………………………...
1.2 Характеристика активных методов обучения. Имитационные методы обучения…………………………………………………………………………...
1.3 Неимитационные методы обучения………………………………………..
Глава 2 Активные методы обучения в преподавании экономических дисциплин………………………………………………………………………..
2.1 Применение метода экскурсии на учебном занятии……………………..
2.2 Применение проблемного метода обучения на учебном занятии………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Приложение №1………………

Работа состоит из  1 файл

Методика применения активных методов обучения.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

РОСОБРАЗОВАНИЕ

Пензенская  государственная технологическая  академия

Институт  образовательных технологий

Кафедра «Педагогики и психологии»

Методика  профессионального обучения 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

Методика  применения активных методов обучения

в средне-специальных учебных заведениях

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    ПГТА 3. 050501.18. ПЗ. 
 
 
 
 

Выполнил: студент гр.

Руководитель:

Работа  защищена с оценкой: 
 
 
 
 
 
 
 
 

Пенза 2011 

 

Утверждаю

зав. каф.     

«…..»……………………… 
 
 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по дисциплине «Методика профессионального обучения» 

Студенту……………………………………Группа…………………………… 

Тема  работы: «Методика применения активных методов обучения в средне-специальных учебных заведениях»

Цель работы:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
 

Руководитель……………………………….

Задание получил  «……»……………..20   г.

Студент………………………………………….

 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...

Глава 1 Применение активных методов обучения в образовательном  процессе……………………………………………………………………………

Проблема активности личности в обучении………………………………...

1.2 Характеристика  активных методов обучения. Имитационные  методы обучения…………………………………………………………………………...

1.3 Неимитационные  методы обучения………………………………………..

Глава 2 Активные методы обучения в преподавании экономических дисциплин………………………………………………………………………..

2.1 Применение  метода экскурсии на учебном  занятии……………………..

2.2 Применение  проблемного метода обучения  на учебном занятии………

Заключение……………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

Приложение №1……………………………………………………………….…

Приложение №2…………………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Целью современного образования является развитие личности обучающегося, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению студентов; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика средне-специального образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания в средне-специальных учебных заведениях, а еще меньше используется в педагогическом процессе.

    Проблема  активности личности в обучении –  одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.

    Актуальность  данной проблемы подвела меня к выбору темы курсовой работы.

    Традиционные  методы обучения не всегда достигают  определенной цели. Активные методы отличаются от традиционного объяснительно-иллюстративного подхода к обучению, прежде всего тем, что в основе последнего лежит принцип передачи студентам знаний в готовом виде; в случае же использования активных методов происходит смещение акцентов в направлении активизации умственной деятельности студентов. Следовательно, необходимо успешно и целенаправленно использовать активные методы обучения, вовлекая студентов "в предлагаемые обстоятельства", что усиливает личностную сопричастность каждого из них к происходящему на занятии, развивает учебное сотрудничество, прививает умение самостоятельной работы. В таких условиях студенты становятся главным действующим лицом, происходит смещение акцента с активной деятельности преподавателя на активную деятельность студента.

    Объектом исследования являются  активные  методы обучения в целостном педагогическом процессе.

    Предметом исследования – процесс осуществления развития учащихся через использование активных методов обучения.

    Цель  моей курсовой работы - выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность применения активных методов обучения в средне-специальных учебных заведениях.

    Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние проблемы использования активных методов обучения в теории и практике средне-специального образования.
  2. Охарактеризовать активные методы обучения.
  3. Определить условия повышения эффективности развития учащихся посредством использования активных методов обучения.
  4. Рассмотреть применение имитационных и неимитационных методов обучения на учебном занятии.
  5. Опытно-экспериментальным путем апробировать технологию активного обучения в средне-специальных учебных заведениях посредством включения в целостный педагогический процесс.

    Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Применение активных методов обучения в образовательном процессе.

    1. Проблема активности личности в обучении.

    Проблема  активности личности в обучении –  одна из актуальных в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.

    Проблема  активности личности в обучении как  ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

    Уровень проявления активности личности в обучении обуславливается основной его логикой, а также уровнем развития учебной мотивации, определяющей во многом не только уровень познавательной активности человека, но и своеобразие его личности.

    В соответствии с традиционной логикой  обучения, включающей такие этапы, как первичное ознакомление с материалом, или его восприятие в широком смысле слова; его осмысление; специальную работу по его закреплению и, наконец, овладение материалом, т.е. трансформацию его в практическую деятельность.

    Выделяют 3 уровня активности:

    • Активность воспроизведения — характеризуется  стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

    • Активность интерпретации — связана  со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

    •  Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

    Теоретический анализ указанной проблемы, передовой педагогический опыт убеждают, что наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

    А. Вербицкий интерпретирует сущность этого понятия следующим образом: активное обучение знаменует собой переход от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении [2].

    М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения [9]:

    •  принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;

    • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);

    •  самостоятельная творческая выработка  решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.

    Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом [4]. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

    Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

    Появление и развитие активных методов обусловлено  тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

    Познавательная  активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление учащегося к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других учащихся.

    Под познавательной самостоятельностью принято  понимать стремление и умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к решению задачи, желание не только понять усваиваемую учебную информацию, но и способы добывания знаний; критический подход к суждениям других, независимость собственных суждений.

    Познавательная  активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Характеристика активных методов  обучения. Имитационные методы обучения.

    Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные методы обучения (АМО). В литературе встречается и другой термин — «Метод активного обучения» (МАО), что означает то же самое. Наиболее полную классификацию дала М. Новик, выделяя неимитационные и имитационные активные группы обучения (см. Приложение 1). Те или иные группы методов определяют соответственно и форму (вид) занятия: неимитационное или имитационное.

Информация о работе Методика применения активных методов обучения в средне-специальных учебных заведениях