Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:00, курсовая работа
Целью современного образования является развитие личности обучающегося, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению студентов; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в
Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1 Применение активных методов обучения в образовательном процессе……………………………………………………………………………
Проблема активности личности в обучении………………………………...
1.2 Характеристика активных методов обучения. Имитационные методы обучения…………………………………………………………………………...
1.3 Неимитационные методы обучения………………………………………..
Глава 2 Активные методы обучения в преподавании экономических дисциплин………………………………………………………………………..
2.1 Применение метода экскурсии на учебном занятии……………………..
2.2 Применение проблемного метода обучения на учебном занятии………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Приложение №1………………
• планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;
• подбор вопросов для разминки;
•
разработка критериев для оценки
поступивших предложений и
Существуют определенные правила, соблюдение которых позволит более продуктивно провести мозговой штурм. Перечислим основные из них:
1.
Во время сессии нет ни
2.
Категорически запрещаются
3.
Следует воздерживаться от
4. Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников сессии, она должна быть встречена с одобрением.
5. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.
6. Не думайте, что эта проблема может быть решена только известными способами.
7.
Чем больше выдвинуто
8.
Перед началом сессии
Заслуживает ли проблема моего внимания?
Что дает ее решение?
Кому и для чего это нужно?
Что произойдет, если ничего не менять?
Что случится, если я не выдвину ни одной идеи?
Глава 2. Активные методы обучения в преподавании экономических дисциплин.
Развитие у студента способности логического мышления и умения творчески применять полученный в процессе обучения комплекс знаний при самостоятельном принятии решений на поставленную перед ним задачу – одна из главных целей обучения в средне-специальных учебных заведениях и в ВУЗе.
Хорошая методика преподавания обеспечивает единство интересов преподавателя и студентов на основе соединения необходимости изучения любой дисциплины с убеждением этой необходимости. В этом отношении методы активного обучения являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования профессиональной подготовки специалистов.
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность студентов. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Данные методы характеризуются высоким уровнем активности учащихся.
Однако нужно учитывать тот факт, что внедрение в учебный процесс активных методов обучения в основном осуществляется при изучении гуманитарных или организационных дисциплин.
Применение же этих методов в экономических дисциплинах несколько сложнее.
Использование активных методов дает необходимые выпускникам практические навыки анализа ситуаций и оперативного нахождения решений, развивает способности аргументировать и четко излагать свои мысли.
Особенность учебных занятий заключается в том, что они требуют активного участия обучающихся. При этом роль преподавателя сводится к оказанию помощи студенту по мере продвижения через процесс занятий. Компетентный преподаватель должен хорошо представлять себе, что происходит на каждой конкретной стадии учебного процесса, и делать обучение более эффективным для его участников.
При использовании активных методов происходит взаимодействие преподавателя со студентом, направленное на воспитание и самовоспитание компетентного специалиста, профессионала.
Подход к взаимодействию со студентом, основанный на использовании активных методов включает четыре структурных составляющих [6].
Первая – побудительная: причины, факторы, обусловливающие выбор студентом или преподавателем того или иного метода для эффективного усвоения дисциплины.
Вторая – ментальная, раскрывающая смыслы, ценности, нормы, установки, которые регулируют поведение участников взаимодействия.
Третья – процессуальная, определяющая особенности педагогического взаимодействия, последовательность его развития (цели, содержание, схемы и сюжеты взаимодействия, ролевые позиции).
Четвертая – результативная, влияющая на результаты образовательного процесса. Студент стремится повысить эффективность своей учебной деятельности за счет ее более рациональной организации (например, использует схемы, опорные конспекты, составляет картотеку при подготовке к экзаменам, зачетам, написании курсовой и дипломной работы и т.д.).
Как
известно к активным методам обучения
относятся проблемные ситуации, обучение
через деятельность, групповая и парная
работа, деловые игры, драматизация, театрализация,
творческая игра «Диалог», «Мозговой штурм»,
«Круглый стол», дискуссия, метод проектов,
методы удивления, любования, уверенности,
успеха, диалога, метод эвристических
вопросов, игровое проектирование, имитационный
тренинг, организационно-деловые игры
(ОДИ), организационно-мыслительные игры
(ОМИ), дискуссия, синектика и другие.
2.1 Применение метода экскурсии на учебном занятии.
Создание новой экскурсии по любой теме - сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знаний методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.
Экскурсия - это результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при непродуманной подготовке.
В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:
- разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения);
- подготовка
начинающего или уже
Первое направление - процесс создания новой для экскурсионного учреждения экскурсии.
Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей.
Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:
-
Предварительная работа - подбор
материалов для будущей
-
Непосредственная разработка
- Заключительная ступень - прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте.
В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.
Вступление, как правило, состоит из двух частей:
- организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте);
- информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).
Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которые должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости той или иной подтемы в данной экскурсии.
Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая - итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая - информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть.
Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию. Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей.
В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в определенном порядке.
Работа
над любой новой экскурсией начинается
с четкого определения ее цели.
Это помогает авторам экскурсии
более организованно вести
Решающее значение в успехе разработки новой экскурсионной темы имеют объекты. Именно они составляют тот познавательный материал, который составляет зрительную основу в раскрытии темы, главный аргумент в доказательствах экскурсовода.
Необходимо
отметить зависимость экскурсионного
процесса в целом, его содержания,
методики преподнесения материала
(показа и рассказа) от объектов, их
состояния, подъездных путей, точек для
наблюдения.
2.2 Применение
проблемного метода обучения
на учебном занятии.
Н.М. Кузнецова,
преподаватель экономических
ГОУ ВПО «Орел
ГТУ», Орел
В высшем учебном заведении при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает вузовская лекция. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. Однако, традиционная вузовская лекция имеет ряд недостатков, которые обусловлены следующим: