Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:00, курсовая работа
Целью современного образования является развитие личности обучающегося, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению студентов; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в
Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1 Применение активных методов обучения в образовательном процессе……………………………………………………………………………
Проблема активности личности в обучении………………………………...
1.2 Характеристика активных методов обучения. Имитационные методы обучения…………………………………………………………………………...
1.3 Неимитационные методы обучения………………………………………..
Глава 2 Активные методы обучения в преподавании экономических дисциплин………………………………………………………………………..
2.1 Применение метода экскурсии на учебном занятии……………………..
2.2 Применение проблемного метода обучения на учебном занятии………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Приложение №1………………
1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся.
2. Лекция отбивает стремление к самостоятельным занятиям.
3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
4. Одни слушатели успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения.
Однако опыт обучения в высшей школе свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала.
В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций. Современная методика насчитывает свыше 250 различных методов. Эти методы приводят к изменению роли преподавателя, новым инструментам оценки достижений обучающихся. Наиболее распространенные методы обучения представлены на рисунке 1.
Наиболее эффективным методом обучения, особенно в преподавании экономических дисциплин является метод решения проблем (проблемное обучение), поскольку в экономике России остаются нерешенными многие задачи.
Вместо
того чтобы «транслировать»
Рисунок
1 – Основные методы обучения
Если в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной -всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. Проблемная лекция опирается, на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная противоречивая обстановка, создаваемая за занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучающихся для ее правильной оценки и разрешения.
Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для разрешения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения новых знаний или применения полученных ранее.
Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса, содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска для ее решения.
Понятия
«проблемный вопрос» и «
Уровень сложности, характер проблем зависят от подготовленности обучающихся, изучаемой темы и других обстоятельств.
Решение проблемных задач и ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи слушателей, организуя обмен мнениями).
Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений. Это требует значительного времени, поэтому от преподавателя требуется предварительная работа по отбору учебного материала и подготовке «сценария» лекции.
В самом общем виде это могут быть следующие ступени:
Умение решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если обучающиеся овладеют умениями решать проблемы, их ценность для организаций, где они будут работать, многократно возрастет, кроме того, они приобретут компетенцию, которая пригодится им в течение всей жизни.
Важность данной компетенции для работодателей обусловлена тем, что:
- большинство
современных предприятий
- умение решать
проблемы является ключевым
- решение проблем
не есть прерогатива
Проблемы обычно решаются в группах из 4 —6 человек. В ходе решения проблемы обучающиеся: углубляют свои знания по конкретному вопросу; развивают умения решать проблемы, применяя принципы и процедуры (теорию); развивают социальные и коммуникативные умения.
Деятельность групп по решению проблем охватывает семь этапов:
· выяснение содержания/значения понятий и терминов;
· определение проблемы;
· анализ проблемы и ее последствий, т.е. разбиение ее на составные элементы или задачи;
· ранжирование по важности выделенных элементов/задач и установление связи между ними;
· формулирование задачи;
· поиск дополнительной информации;
· отчет перед группой с описанием выбранного метода решения и его обоснование.
Поскольку
методика проблемного обучения является
групповой, то это еще более усиливает
ее эффективность, т.к. по материалам научных
исследований групповые формы являются
наиболее результативными (рисунок 2).
Рисунок 2 – Результативность
применяемых в учебном процессе
методов обучения (по материалам научных
исследований)
Таким
образом, на лекции проблемного характера
слушатели находятся в
Заключение.
Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что технология активного обучения – это организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый учащийся либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником.
Преимущество всех рассмотренных в работе методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и педагога массу положительных эмоций и переживаний.
Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.
Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии учащихся, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям студентов.
Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность учащегося, влияют на умственное развитие.
Апробация деловых, дидактических игр «круглого стола», методов удивления, успеха и других показала эффективное влияние активных методов обучения на развитие и воспитание студентов в средне-специальных учебных заведениях.
Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических представлений. Студенты развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить, точно ответить, проявить сообразительность.
Исследование
подтвердило, что в педагогическом
процессе следует максимально
Для эффективной работы педагогу следует:
Список литературы
1. Белкина В.Н. Принцип диалогичности в процессе профессиональной подготовки студентов к регулированию взаимодействия детей со сверстниками // Развитие системы непрерывного образования в университетском комплексе педагогических учреждений Ярославской области. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. – С. 284-286.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001. – С. 177.
3. Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика: учебно-метод. пособие – М.: МИРОС, 2002. – С. 55.
4. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 2006. – С. 25.
5. Кларин М.В. Технологический подход к обучению / М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2003. – №5. – С. 4-22.
6.
Комплексное учебно-
7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения - М: ACADEMA, 2004. – С. 27.
8.
Морева Н.А. Технологии
9. Новик М.М. Современные технологии в образовании // Журнал «Новые знания», №2,3 2000. – С. 8.