Методика применения активных методов обучения в средне-специальных учебных заведениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:00, курсовая работа

Описание

Целью современного образования является развитие личности обучающегося, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению студентов; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1 Применение активных методов обучения в образовательном процессе……………………………………………………………………………
Проблема активности личности в обучении………………………………...
1.2 Характеристика активных методов обучения. Имитационные методы обучения…………………………………………………………………………...
1.3 Неимитационные методы обучения………………………………………..
Глава 2 Активные методы обучения в преподавании экономических дисциплин………………………………………………………………………..
2.1 Применение метода экскурсии на учебном занятии……………………..
2.2 Применение проблемного метода обучения на учебном занятии………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Приложение №1………………

Работа состоит из  1 файл

Методика применения активных методов обучения.doc

— 219.00 Кб (Скачать документ)

1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся.

2. Лекция отбивает  стремление к самостоятельным  занятиям.

3. Лекции нужны,  если нет учебников или их  мало.

4. Одни слушатели  успевают осмыслить, другие - только  механически записать слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения.

     Однако  опыт обучения в высшей школе свидетельствует  о том, что отказ от лекции снижает  научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность  их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала.

     В определенной степени остроту названных  противоречий снимает возможность  применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций. Современная  методика насчитывает свыше 250 различных  методов. Эти методы приводят к изменению роли преподавателя, новым инструментам оценки достижений обучающихся. Наиболее распространенные методы обучения представлены на рисунке 1.

     Наиболее  эффективным методом обучения, особенно в преподавании экономических дисциплин  является метод решения проблем (проблемное обучение), поскольку в экономике России остаются нерешенными многие задачи.

     Вместо  того чтобы «транслировать» обучающимся  факты и их взаимосвязь, можно  предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск  путей изменения данной ситуации к лучшему.  

Рисунок 1 – Основные методы обучения  

     Если  в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной -всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. Проблемная лекция опирается, на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная противоречивая обстановка, создаваемая за занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучающихся для ее правильной оценки и разрешения.

     Проблемный  вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для разрешения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения новых знаний или применения полученных ранее.

     Проблемная  задача, в отличие от проблемного  вопроса, содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска для ее решения.

     Понятия «проблемный вопрос» и «проблемная  задача» разграничиваются лишь условно, ибо проблемные вопросы могут  перерастать в задачи, а задачи расчленяться на вопросы и подвопросы.

     Уровень сложности, характер проблем зависят  от подготовленности обучающихся, изучаемой  темы и других обстоятельств.

     Решение проблемных задач и ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи слушателей, организуя обмен мнениями).

     Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие  из диалектического метода познания сложных явлений. Это требует  значительного времени, поэтому от преподавателя требуется предварительная работа по отбору учебного материала и подготовке «сценария» лекции.

     В самом общем виде это могут  быть следующие ступени:

  • Анализ и отбор основного ключевого материала, который составляет логический костяк курса.
  • Выбор основных проблем и трансформация их в проблемные ситуации (не больше 3—4).
  • Продумывание логики и методики разрешения каждой проблемной ситуации.
  • Компоновка всего лекционного содержания в целостную систему знаний и его методическое обеспечение.
  • «Проигрывание» лекции вслух или «про себя», прогнозирование успешности применения методических приемов активизации внимания и мышления слушателей.
  • Корректировка и окончательная подготовка содержания и методики изложения лекционного материала.

   Умение  решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если обучающиеся овладеют умениями решать проблемы, их ценность для организаций, где они будут работать, многократно возрастет, кроме того, они приобретут компетенцию, которая пригодится им в течение всей жизни.

     Важность  данной компетенции для работодателей  обусловлена тем, что:

- большинство  современных предприятий заинтересованы  в кадрах, способных принимать  на себя ответственность и работать самостоятельно. Чтобы сделать это, людям необходимо умение выявлять проблемы и предлагать решения, т.е. как раз то, что является основой ключевого умения решать проблемы;

- умение решать  проблемы является ключевым аспектом  управления качеством — концепция непрерывного совершенствования основана, в первую очередь, на способности людей анализировать свою деятельность, искать проблемы и находить способы совершенствоваться;

- решение проблем  не есть прерогатива деятельности  отдельного работника — коллектив также должен уметь совместно решать проблемы.

     Проблемы  обычно решаются в группах из 4 —6 человек. В ходе решения проблемы обучающиеся: углубляют свои знания по конкретному вопросу; развивают  умения решать проблемы, применяя принципы и процедуры (теорию); развивают социальные и коммуникативные умения.

    Деятельность  групп по решению проблем охватывает семь этапов:

    ·   выяснение содержания/значения понятий и терминов;

    ·   определение проблемы;

    ·   анализ проблемы и ее последствий, т.е. разбиение ее на составные элементы или задачи;

    ·   ранжирование по важности выделенных элементов/задач и установление связи между ними;

    ·   формулирование задачи;

    ·   поиск дополнительной информации;

    ·   отчет перед группой с описанием выбранного метода решения и его обоснование.

    Поскольку методика проблемного обучения является групповой, то это еще более усиливает  ее эффективность, т.к. по материалам научных  исследований групповые формы являются наиболее результативными (рисунок 2).  

Рисунок 2 – Результативность применяемых в учебном процессе методов обучения (по материалам научных  исследований)  

     Таким образом, на лекции проблемного характера  слушатели находятся в постоянном процессе «сомышления» с лектором, и в конечном итоге становятся соавторами в решении проблемных задач. Все это приводит к хорошим результатам, так как, во-первых, знания, усвоенные таким образом, становятся достоянием слушателей, т.е. в какой-то степени знаниями-убеждениями; во-вторых, усвоенные активно, они глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления); в третьих, решение проблемных задач выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта (развивающий эффект); в-четвертых, подобного рода лекция повышает интерес к содержанию и усиливает профессиональную подготовку (эффект психологической подготовки к будущей деятельности). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение.

    Изучение  научной  и методической литературы по проблеме позволило сделать вывод  о том, что технология активного  обучения – это организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый учащийся либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество  выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

    Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное  принятие имеющегося знания каждым учеником.

    Преимущество  всех рассмотренных в работе методов технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у  учащихся и педагога массу положительных эмоций и переживаний.

    Активные методы обучения – это совокупность способов и приемов, вызывающих качественные и количественные изменения, происходящие в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды,  а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

    Активные  методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии учащихся, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям студентов.

    Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность учащегося, влияют на умственное развитие.

    Апробация деловых, дидактических игр «круглого  стола», методов удивления, успеха и  других показала эффективное влияние активных методов обучения на развитие и воспитание студентов в средне-специальных учебных заведениях.

    Активные  методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических представлений. Студенты развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить, точно ответить, проявить сообразительность.

    Исследование  подтвердило, что в педагогическом процессе следует максимально использовать активные, развивающие методы. Они  могут быть включены в реальные педагогический процесс.

    Для эффективной работы педагогу следует:

  • использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе;
  • включать в учебные занятия проблемность;
  • управлять формированием и развитием  индивидуально-психологических особенностей обучаемых;
  • вовлекать учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное;
  • организовывать сотрудничество и кооперацию;
  • организовывать коллективное взаимодействие;
  • изменить модель преподавателя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно - организатор, информатор, консультант).
  • соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы

    1. Белкина В.Н. Принцип диалогичности в процессе профессиональной подготовки студентов к регулированию взаимодействия детей со сверстниками // Развитие системы непрерывного образования в университетском комплексе педагогических учреждений Ярославской области. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. – С. 284-286.

    2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001. – С. 177.

    3. Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика: учебно-метод. пособие – М.: МИРОС, 2002. – С. 55.

    4. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 2006. – С. 25.

    5. Кларин М.В. Технологический подход к обучению / М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2003. – №5. – С. 4-22.

    6. Комплексное учебно-методическое  обеспечение образовательного процесса  в средних профессиональных учебных  заведениях: Метод. пособие / Авторы-составители А.Ф. Щепотин, М.А. Чекулаев, В.Е. Сосонко, А.П. Шеховцов. – М., 1999. – С. 12.

    7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения - М: ACADEMA, 2004. – С. 27.

    8.  Морева Н.А. Технологии профессионального  образования: учеб. пособие для  студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – С. 28.

    9. Новик М.М. Современные технологии в образовании // Журнал «Новые знания», №2,3 2000. – С. 8.

Информация о работе Методика применения активных методов обучения в средне-специальных учебных заведениях