Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 20:00, курсовая работа
Целью современного образования является развитие личности обучающегося, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению студентов; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в
Введение…………………………………………………………………………...
Глава 1 Применение активных методов обучения в образовательном процессе……………………………………………………………………………
Проблема активности личности в обучении………………………………...
1.2 Характеристика активных методов обучения. Имитационные методы обучения…………………………………………………………………………...
1.3 Неимитационные методы обучения………………………………………..
Глава 2 Активные методы обучения в преподавании экономических дисциплин………………………………………………………………………..
2.1 Применение метода экскурсии на учебном занятии……………………..
2.2 Применение проблемного метода обучения на учебном занятии………
Заключение……………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………
Приложение №1………………
10.
Сибирская М.П.
11. Успенский В.Б. Дискуссия в образовательном процессе / В.Б. Успенский. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. – С. 58.
12. Экономика отрасли: Учеб. пособие под ред. Бурлюкиной Е.В., Васильченко Н.Г. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2006. – С149.
Приложение
1
Педагогические технологии |
Неимитационные |
Проблемные лекции |
Проблемные семинары | Игровые |
Тематические дискуссии | Анализ конкретных ситуаций | Разыгрывание ролей | Деловые игры | Оргдеятельностные игры | Игровое проектирование |
Мозговая атака | Имитационные упражнения | Учебные игры | Производственные игры | Исследовательские игры | Инновационные игры | Оргмыслительные игры |
Круглый стол |
Педагогические игровые |
Тренинг | Блиц-игры | Проблемно-деловые игры |
Стажировка |
Мини-игры | Индивидуальные игровые занятия на ПК |
Классификация
активных методов обучения по М.Новик
Приложение 2
Разработка учебного занятия по экономике отрасли.
1. Тема урока: Промышленность России, ее место в развитии экономики
2. Тип урока: урок усвоения новых знаний
3. Вид урока: комбинированный урок
4. Цели урока:
Образовательная: студенты должны выяснить особенности российской промышленности, выделить проблемы ее развития и найти пути их решения.
Развивающая: развить память, экономическое мышление и логику, умение грамотно мыслить и излагать свои идеи, умение работать в группе и самостоятельно, творчески мыслить, развить грамотную речь.
Воспитательная: привить любовь к предмету и к будущей профессии, грамотность и воспитанность, организовать дисциплину на занятиях.
5.
Внутрипредметные связи:
Межпредметные связи: дисциплина «Экономика отрасли» перекликается с такими дисциплинами как «Маркетинг», «Экономика предприятия», «Планирование на предприятии», «Бухгалтерский учет», «Экономическая теория».
6. Методы обучения: мозговой штурм, дискуссия, исследовательский и инструктивно-практический методы.
7. Средства обучения: учебное пособие «Экономика отрасли» Бурлюкина Е.В., Пенза, 2006г.
План урока
1. Организационный момент (2-5 минут)
2. Изучение нового материала (10 минут)
3. Вводный инструктаж (10 минут)
4. Мозговой штурм (40 минут)
5. Подведение
итогов (15 минут)
Ход урока
Здравствуйте, садитесь. Начнем наше занятие. И для начала отметим отсутствующих.
Тема нашего сегодняшнего занятия «Промышленность России, ее место в развитии экономики». Запишите ее.
Сегодня мы с вами рассмотрим структуру промышленности России, ее основные отрасли, выделим проблемы развития российской промышленности и попытаемся их решить.
Промышленность состоит из большого количества взаимосвязанных отраслей и производств (около 350).
Запишем. Под структурой промышленности понимается состав, количественные соотношения и формы взаимосвязи отдельных отраслей и производств [12].
В соответствии с назначением производимой продукции промышленность делится на две группы: отрасли, производящие средства производства (группа «А»), и отрасли, производящие предметы потребления (группа «Б»).
Промышленность подразделяется на добывающую и обрабатывающую. Отрасли обрабатывающей промышленности составляют основу тяжелой индустрии. На их долю приходится 90% общего объема продукции промышленности.
Важнейшей сферой в отраслевой структуре мирового хозяйства остается промышленность. На ее долю приходится 28% ВВП промышленно развитых стран и 27% ВВП развивающихся государств. Ведущее положение в общепромышленной структуре занимают обрабатывающие отрасли, которые обеспечивают уровень технического развития других сфер хозяйства, так как в них аккумулируются научно-технические достижения. В развивающихся государствах в отличии от промышленно развитых произошло увеличение доли обрабатывающей промышленности.
Возможно, вам известно, что в наше время российская промышленность переживает не лучшие времена, находится в упадке. Многие промышленные предприятия прекращают свое существование, так как их продукция становится невостребованной. Из-за низкого развития самих предприятий ухудшается и качество производимых ими товаров. Поэтому население все больше предпочитает импортную продукцию нашей. Но также вам хорошо известно, что промышленность составляет основу развития экономики любого государства. От ее состояния зависит и благополучие государства. Поэтому на сегодняшнем занятии я предлагаю вам найти пути роста и подъема российской промышленности. Для этого мы разделимся на 2 группы. У каждой группы будет свое задание. Ваше обсуждение должно проходить в форме мозгового штурма. Для начала выясним правила его проведения:
1. Во время сессии нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов — есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль.
2. Категорически запрещаются взаимные критические замечания и оценки, они мешают возникновению новых идей.
3. Следует воздерживаться от действий, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками сессии.
4. Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников сессии, она должна быть встречена с одобрением.
5. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.
6. Не думайте, что эта проблема может быть решена только известными способами.
7. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.
Каждая группа должна выбрать одного человека – эксперта, который будет фиксировать все идеи. Затем вы все вместе выберите наиболее подходящие идеи, которые представите нам.
Итак, задание первой группы – разработать меры государства по подъему российской промышленности.
Вторая группа предлагает методы, которые могут быть использованы самими предприятиями, частными предпринимателями по подъему промышленности.
Вы видите разницу между своими заданиями? Возможно, некоторые идеи у вас будут совпадать, ничего страшного. Самое главное помните, что нельзя критиковать идеи других, какими немыслимыми они бы вам не казались. Попытайтесь мыслить оригинально и нестандартно.
Задание понятно? Тогда приступаем к работе.
Педагог не вмешивается в работу групп, чтобы не мешать им.
Итак, обсуждение закончено. Давайте послушаем экспертов от групп.
Поочередно выступают два эксперта, после оглашения идей задаются вопросы, как преподавателем, так и студентами.
Вы проделали огромную работу, выделили методы, которые помогут нашей промышленности вступить на новый этап развития. Давайте вспомним несколько самых распространенных идей, которые вы предложили. Это:
Вам
понравилась сегодняшняя
наша работа? Я очень рада, что обе группы
работали очень активно, творчески и разнообразно.
Я надеюсь, что каждый смог поучаствовать
в мозговом штурме своей группы, предложить
свои идеи. На этом наше занятие закончено,
до свидания.
Следующее занятие заключительное, поэтому по сложности оно превосходит два предыдущих. Студенты уже научились творчески мыслить, излагать свои идеи, теперь им предстоит свои идеи защищать. Для этого был выбран метод семинара-дискуссии. На семинаре-дискуссии студенты учатся точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно отстаивать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию другого учащегося. В такой работе учащийся получает возможность построения собственной деятельности, что и обусловливает высокий уровень его интеллектуальной и личностной активности, включенности в процесс учебного познания.