Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Глава VII Методика развития связной речи
§ 1. Понятие связной
речи и ее значение для развития
ребенка
Под связной
речью понимают смысловое развернутое
высказывание (ряд логически сочетающихся
предложений), обеспечивающее общение
и взаимопонимание. Связность, считал
С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого
оформления мысли говорящего или пишущего
с точки зрения ее понятности для слушателя
или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л.
Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468).
Следовательно, основной характеристикой
связной речи является ее понятность для
собеседника.
Связная речь –
это такая речь, которая отражает
все существенные стороны своего
предметного содержания. Речь может
быть несвязной по двум причинам: либо
потому, что эти связи не осознаны
и не представлены в мысли говорящего,
либо эти связи не выявлены надлежащим
образом в его речи.
В методике термин
«связная речь» употребляется в
нескольких значениях: 1) процесс, деятельность
говорящего; 2) продукт, результат этой
деятельности, текст, высказывание; 3) название
раздела работы по развитию речи. Как синонимические
используются термины «высказывание»,
«текст». Высказывание – это и речевая
деятельность, и результат этой деятельности:
определенное речевое произведение, большее,
чем предложение. Его стержнем является
смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие).
Связная речь – это единое смысловое и
структурное целое, включающее связанные
между собой и тематически объединенные,
законченные отрезки.
Основная функция
связной речи – коммуникативная.
Она осуществляется в двух основных формах
– диалоге и монологе. Каждая из этих форм
имеет свои особенности, которые определяют
характер методики их формирования.
В лингвистической
и психологической литературе диалогическая
и монологическая речь рассматриваются
в плане их противопоставления. Они отличаются
по своей коммуникативной направленности,
лингвистической и психологической природе.
Диалогическая
речь представляет собой особенно яркое
проявление коммуникативной функции
языка. Ученые называют диалог первичной
естественной формой языкового общения,
классической формой речевого общения.
Главной особенностью диалога является
чередование говорения одного собеседника
с прослушиванием и последующим говорением
другого. Важно, что в диалоге собеседники
всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются
в развертывании мысли и высказывания.
Устная диалогическая речь протекает
в конкретной ситуации и сопровождается
жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и
языковое оформление диалога. Речь в нем
может быть неполной, сокращенной, иногда
фрагментарной. Для диалога характерны:
разговорная лексика и фразеология; краткость,
недоговоренность, обрывистость; простые
и сложные бессоюзные предложения; кратковременное
предварительное обдумывание. Связность
диалога обеспечивается двумя собеседниками.
Диалогическая речь отличается непроизвольностью,
реактивностью. Очень важно отметить,
что для диалога типично использование
шаблонов и клише, речевых стереотипов,
устойчивых формул общения, привычных,
часто употребляемых и как бы прикрепленных
к определенным бытовым положениям и темам
разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише
облегчают ведение диалога.
Монологическая
речь – связное, логически последовательное
высказывание, протекающее относительно
долго во времени, не рассчитанное на
немедленную реакцию слушателей. Она имеет
несравненно более сложное строение, выражает
мысль одного человека, которая неизвестна
слушателям. Поэтому высказывание содержит
более полную формулировку информации,
оно более развернуто. В монологе необходимы
внутренняя подготовка, более длительное
предварительное обдумывание высказывания,
сосредоточение мысли на главном. Здесь
тоже важны неречевые средства (жесты,
мимика, интонация), умение говорить эмоционально,
живо, выразительно, но они занимают подчиненное
место. Для монолога характерны: литературная
лексика; развернутость высказывания,
законченность, логическая завершенность;
синтаксическая оформленность (развернутая
система связующих элементов); связность
монолога обеспечивается одним говорящим.
Эти две формы
речи отличаются и мотивами. Монологическая
речь стимулируется внутренними мотивами,
и ее содержание и языковые средства выбирает
сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется
не только внутренними, но и внешними мотивами
(ситуация, в которой происходит диалог,
реплики собеседника).
Следовательно,
монологическая речь является более
сложным, произвольным, более организованным
видом речи и поэтому требует
специального речевого воспитания (Л.
В. Щерба, А. А. Леонтьев).
Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение сказанного). Л. П. Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны между собой рядом промежуточных форм. Одной из последних является беседа, отличающаяся от простого разговора более медленным темпом обмена репликами, большим их объемом, а также обдуманностью, произвольностью речи. Такую беседу называют в отличие от спонтанного (неподготовленного) разговора подготовленным диалогом.
Взаимосвязь диалогической
и монологической речи особенно важно
учитывать в методике обучения детей
родному языку. Очевидно, что навыки
и умения диалогической речи являются
основой овладения монологом. В ходе обучения
диалогической речи создаются предпосылки
для овладения повествованием, описанием.
Этому помогает и связность диалога: последовательность
реплик, обусловленная темой разговора,
логико-смысловая связь отдельных высказываний
между собой. В раннем детстве формирование
диалогической речи предшествует становлению
монологической, а в дальнейшем работа
по развитию этих двух форм речи протекает
параллельно.
Ряд ученых считают,
что хотя овладение элементарной диалогической
речью первично по отношению к монологической
и подготавливает к ней, качество диалогической
речи в ее зрелой развернутой форме во
многом зависит от владения монологической
речью. Таким образом, обучение элементарной
диалогической речи должно подводить
к овладению связным монологическим высказыванием
и потому, чтобы последнее могло быть как
можно раньше включено в развернутый диалог
и обогащало бы беседу, придавая ей естественный,
связный характер.
Связная речь может
быть ситуативной и контекстной. Ситуативная
речь связана с конкретной наглядной ситуацией
и не отражает полностью содержания мысли
в речевых формах. Она понятна только при
учете той ситуации, о которой рассказывается.
Говорящий широко использует жесты, мимику,
указательные местоимения. В контекстной
речи в отличие от ситуативной ее содержание
понятно из самого контекста. Сложность
контекстной речи состоит в том, что здесь
требуется построение высказывания без
учета конкретной ситуации, с опорой только
на языковые средства.
В большинстве
случаев ситуативная речь имеет
характер разговора, а контекстная
речь – характер монолога. Но, как
подчеркивает Д. Б. Эльконин, неправильно
отождествлять диалогическую
Важным в связи
с обсуждением сущности связной
речи является уяснение понятия «разговорная
речь». Дети дошкольного возраста овладевают
прежде всего разговорным стилем
речи, который характерен, главным
образом, для диалогической речи. Монологическая
речь разговорного стиля встречается
редко, она ближе к книжно-литературному
стилю.
В педагогической
литературе чаще подчеркивается особая
роль связной монологической речи.
Но не менее важно овладение
Развитие обеих
форм связной речи играет ведущую роль
в процессе речевого развития ребенка
и занимает центральное место в общей
системе работы по развитию речи в детском
саду. Обучение связной речи можно рассматривать
и как цель, и как средство практического
овладения языком. Освоение разных сторон
речи является необходимым условием развития
связной речи, и в то же время развитие
связной речи способствует самостоятельному
использованию ребенком отдельных слов
и синтаксических конструкций. Связная
речь вбирает в себя все достижения ребенка
в овладении родным языком, его звуковым
строем, словарным составом, грамматическим
строем.
Психологи подчеркивают,
что в связной речи отчетливо
выступает тесная связь речевого
и умственного воспитания детей.
Ребенок учится мыслить, учась говорить,
но он также и совершенствует речь,
учась мыслить (Ф. А. Сохин).
Связная речь выполняет
важнейшие социальные функции: помогает
ребенку устанавливать связи
с окружающими людьми, определяет
и регулирует нормы поведения
в обществе, что является решающим
условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
Задачи и содержание
обучения связной речи
Программа детского
сада предусматривает обучение диалогической
и монологической речи. Работа по развитию
диалогической речи направлена на формирование
умений, необходимых для общения.
Диалог –
сложная форма социального
Можно выделить
несколько групп диалогических
умений:
Собственно речевые умения: вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
Умения речевого
этикета (СНОСКА: Речевой этикет –
это правила речевого поведения,
определяемые взаимоотношениями говорящих,
принятые данным национальным коллективом
носителей языка, а также малыми
социальными группами в зависимости от
возраста, социальной принадлежности,
обстановки общения (Н. И. Формановская)).
В речевой этикет включаются: обращение,
знакомство, приветствие, привлечение
внимания, приглашение, просьба, согласие
и отказ, извинение, жалоба, сочувствие,
неодобрение, поздравление, благодарность,
прощание и др. Умение общаться в паре,
группе из 3 – 5 человек, в коллективе.
Умение общаться
для планирования совместных действий,
достижения результатов и их обсуждения,
участвовать в обсуждении определенной
темы.
Неречевые (невербальные)
умения – уместное использование
мимики, жестов.
Рассмотрим содержание
требований к диалогической речи
по возрастным группам.
В группах раннего
возраста ставится задача развития понимания
речи окружающих и использования активной
речи детей как средства общения. Детей
учат выражать просьбы и желания словом,
отвечать на некоторые вопросы взрослых
(Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают
инициативную речь ребенка, побуждают
его обращаться к взрослому и детям по
различным поводам, формируют умение задавать
вопросы.
В младшем дошкольном
возрасте воспитатель должен добиваться,
чтобы каждый малыш легко и
свободно вступал в общение со
взрослыми и детьми, учить детей
выражать свои просьбы словами, понятно
отвечать на вопросы взрослых, подсказывать
ребенку поводы для разговоров с другими
детьми. Следует воспитывать потребность
делиться своими впечатлениями, рассказывать
о том, что сделал, как играл, привычку
пользоваться простыми формулами речевого
этикета (здороваться, прощаться в детском
саду и семье), поощрять попытки детей
задавать вопросы по поводу ближайшего
окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше
внимания уделяет качеству ответов
детей: учит отвечать как в краткой,
так и в распространенной форме, не отклоняясь
от содержания вопроса. Постепенно он
приобщает детей к участию в коллективных
беседах, где требуется отвечать только
тогда, когда спрашивает воспитатель,
слушать высказывания товарищей.
Продолжается
воспитание культуры общения: формирование
умений приветствовать родных, знакомых,
товарищей по группе, с использованием
синонимических формул этикета (Здравствуйте!
Доброе утро!), отвечать по телефону, не
вмешиваться в разговор взрослых, вступать
в разговор с незнакомыми людьми, встречать
гостя, общаться с ним.
В старших группах
следует учить более точно
отвечать на вопросы, объединять в распространенном
ответе реплики товарищей, отвечать
на один и тот же вопрос по-разному,
кратко и распространенно. Закреплять
умение участвовать в общей беседе, внимательно
слушать собеседника, не перебивать его,
не отвлекаться. Особое внимание необходимо
уделять умениям формулировать и задавать
вопросы, в соответствии с услышанным
строить ответ, дополнять, исправлять
собеседника, сопоставлять свою точку
зрения с точкой зрения других людей.
Информация о работе Методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста