Методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Работа состоит из  1 файл

Методика развития связной речи.doc

— 515.00 Кб (Скачать документ)

3.      Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста. 

4.      Повторное чтение с установкой  на последующий пересказ. 

5.      Пересказы детей. 

6.      Заключительная часть занятия.  Здесь можно использовать драматизацию  произведения с помощью игрушек,  настольного и теневого театра, игры-драматизации детей. 

Рассмотренная выше структура занятий характерна для пересказов несложных, коротких и знакомых произведений. Длинные и сложные произведения (в старших группах) читаются заранее, не менее чем за неделю до пересказа (установлено, что отсроченные во времени пересказы более полны, последовательны и связны). Поэтому на следующем занятии детям сразу сообщают о пересказе, читают уже знакомое им произведение, проводят беседу по его содержанию, при необходимости читают еще раз, далее следуют пересказы детей. 

Во всех группах  используются разные методические приемы обучения пересказыванию. Условно их можно разделить на приемы, обеспечивающие: а) осмысленное восприятие произведения; б) педагогическое руководство самим процессом пересказывания; в) анализ и оценку речевой деятельности детей. 

В средней группе детей учат пересказывать короткие сказки и рассказы, впервые прочитанные на занятии, выразительно передавать диалог персонажей, слушать и замечать несоответствие тексту в пересказах других детей. Для пересказа можно использовать русские народные сказки «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», «Репка», рассказы К. Д. Ушинского «Гуси», «Уточки», Л. Н. Толстого «Сел дед пить чай», «Пришла весна, потекла вода», сказку В. Сутеева «Цыпленок и утенок» и др.

В начале года для  пересказа берут произведения, хорошо знакомые детям. Постепенно вводят новые  тексты, пересказ которых значительно труднее. Понимание и осмысление впервые прочитанных произведений приобретает особое значение. Ребенку сложно самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и передать языковые средства. Поэтому в беседе по содержанию с помощью вопросов, пояснений, показа иллюстраций выделяются основные части повествования, ставятся вопросы, направленные на осмысление событий и поступков героев. В беседу включают упражнения, развивающие навыки выразительного пересказа (использование различных интонаций в диалогах, передача переживаний действующих лиц). 

Например, в беседе по рассказу К. Д. Ушинского «Гуси» можно  поставить такие вопросы: как  хозяюшка манила гусей, как она звала  их? Что сделали гуси в ответ  на слова хозяюшки? Что сделала хозяйка, чтобы погнать гусей домой? Вспомните конец рассказа (СНОСКА: Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1982). 

Внимание детей  привлекается также и к языку, к характеристикам персонажей, к  средствам выразительности (гуси шеи длинные вытянули, лапы красные растопырили; длинная хворостина). 

В процессе пересказа  воспитатель широко пользуется приемом  отраженной речи. Если ребенок молчит, педагог начинает рассказ: «Вышла хозяюшка и манит гусей домой: теги-теги-теги!»  Ребенок повторяет фразу вслед за ним. 

Дети в этом возрасте пересказывают текст с  существенными пропусками. Поэтому  воспитатель использует подсказ  нужных слов и фраз, вопросы к  пересказывающему и ко всей группе (главным образом, после пересказа: «Женя не все рассказал о гусях. А нам интересно послушать, что делали гуси, когда услышали голос хозяйки»), исправление лексических и грамматических ошибок. 

Каждый пересказ детей оценивается: поощряется старание, отмечаются положительные стороны  и недостатки, даются конкретные советы, которыми могут воспользоваться остальные дети. 

В старшей группе дети пересказывают русские народные сказки «Теремок», «Лиса и рак»; рассказы К. Д. Ушинского «Умей обождать», «Бишка», Л. Н. Толстого «Пожарные собаки», «Котенок», В. Осеевой «Синие листья», Н. Калининой «Про снежный колобок», Е. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц», Е. Пермяка «Как Маша стала большой» и др.

Как и в средней  группе, беседа является обязательным приемом, подготавливающим детей к  пересказу. Основное ее назначение –  помочь детям осмыслить содержание произведения, проникнуть в те внутренние связи, которые они еще не могут раскрыть сами. Без такой беседы дети иногда не понимают идею произведения. 

Одной из распространенных ошибок в практике является стремление поставить большое количество вопросов, главным образом направленных на запоминание последовательности изложения. 

В беседе помимо вопросов, направленных на осмысление текста и припоминание последовательности развития событий, используются различные  приемы привлечения внимания детей к языку произведения, к авторской характеристике героев, к описанию места и времени действия, к точным определениям, сравнениям, фразеологическим оборотам. 

Большое место  в беседе занимает подготовка детей  к выразительному пересказу: определяются общий тон пересказа, интонационная выразительность в передаче отдельных фрагментов, диалогов персонажей. Дети могут поучиться говорить за разных героев отдельные значимые фразы. Беседа должна проходить живо, непринужденно, допускаются хоровые ответы. 

В старшей группе широко применяется план пересказа. Это могут быть готовый план, предложенный воспитателем,- и план, составленный им вместе с детьми. В основе составления  плана лежит умение производить  смысловую группировку текста, которому следует учить специально. Сначала детям предлагаются вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки произведения, а затем план формулируется в виде указаний: 1. Сначала расскажите, почему бывает трудно спасать детей на пожарах. 2. Затем расскажите о том, как приучают пожарных собак спасать детей. 3. Не забудьте рассказать и о Бобе: как он спасал девочку и почему сначала вынес из огня куклу (при пересказе рассказал. Н. Толстого «Пожарные собаки»). 

В качестве плана  пересказа может выступать пространственная модель, фиксирующая наиболее существенные части текста (СНОСКА: Дьяченко О. М. Формирование действий пространственного моделирования в процессе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой. //Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/Под ред. Л. А. Венгера. – М.,1980). После обучения умению использовать и строить модели прочитанного текста дети выделяют основные смысловые эпизоды, устанавливают связи между ними и дают развернутый и композиционно организованный пересказ.

Для запоминания  детьми текста воспитатель может  прочитать отдельные отрывки, выбранные  в соответствии с составленным планом или по желанию детей, обратить их внимание на отдельные слова и  выражения. 

Приемы руководства  пересказами детей усложняются. В этой части занятия используются указания («Все подумайте, как вы будете рассказывать»). Если произведения велики по объему, то дети пересказывают их по частям: воспитатель заранее (при подготовке к занятию) выделяет законченные смысловые части текста и предлагает, чтобы дети рассказывали их по очереди. Дети вместе с воспитателем, а затем самостоятельно договариваются, в каком месте следует останавливаться. Занятие завершается пересказом текста одним ребенком. Произведения, в которых есть диалог, пересказывают по ролям, инсценируют. 

В случаях затруднения  детей, как и в предыдущей группе, используются вспомогательные вопросы (преимущественно после пересказа, чтобы не нарушать его целостности  и плавности), подсказ нужных слов или фраз, исправление ошибок. 

К оценке пересказов привлекаются дети. Прислушиваясь к анализу пересказов, который делает воспитатель, дети учатся тактично и доброжелательно отмечать достоинства и ошибки в пересказах друг друга. 

Некоторые методисты  считают возможным уже в старшей  группе подводить детей к новому виду пересказывания – от лица главного героя. Новое задание предлагается тогда, когда дети хорошо запомнят и осмыслят текст. 

Рекомендуется проводить занятия по пересказу  нескольких знакомых сказок и рассказов  по предложению воспитателя или выбору самих детей. 

Полезно для  развития связности речи использовать прием пересказа отдельными детьми текстов, не известных остальным. В  этом случае контекстность речи при  пересказе значительно возрастает. Ребенок старается четче выстроить  рассказ, следит за своей речью, так как знает, что другим текст не известен, часто дополняет его деталями, использует больше выразительных средств по сравнению с ситуацией пересказа этого же рассказа взрослому (СНОСКА: Карпова С. Н., Степанова М. А. Особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками//Вестник МГУ. Серия «Психология». – 1984. – №4).

В подготовительной к школе группе значительно усложняется  литературный материал для пересказа. Наряду с повествовательными текстами дети учатся воспроизводить и несложные описания. Они пересказывают русские народные сказки «Заяц-хваста», «Лиса и Козел», рассказы К. Д. Ушинского «Четыре желания», «Утренние лучи», Л. Н. Толстого «Косточка», В. Бианки «Купание медвежат», В. Осеевой «Просто старушка», «Плохо», Н. Сладкова «Зеленые бабочки», «Сосулькина вода», Г. Скребицкого «Разлились реки». 

Повышаются требования к пересказам. При анализе дети более точно соотносят пересказы  с текстом, обнаруживают пропуски, учатся подходить к оценке пересказов с  учетом определенных критериев: самостоятельности, последовательности, полноты, плавности, выразительности. 

Особого внимания воспитателя в этой группе требует  обучение пересказу поэтических  описаний природы. Подготовка детей  к пересказу тесно связана  с наблюдениями, с активизацией их представлений о природе, знакомых литературных образов. 

В этой группе применяются  выборочный пересказ (интересные в  языковом отношении фрагменты, намеченные воспитателем и выбранные детьми), пересказ от лица разных героев, придумывание продолжения к прочитанным текстам, сочинение рассказов и сказок по аналогии с прочитанными.

§ 8. Рассказывание  по игрушкам 

В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает  влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию. 

Занятия с игрушками  были разработаны Е. И. Тихеевой. Система  обучения рассказыванию по игрушкам оставалась долгое время в неизменном виде. Более поздние исследования и методические разработки (А. М. Бородич, Э. П. Короткова, О. И. Соловьева, Н. А. Орланова) внесли уточнения в методику обучения, сохранив суть прежней системы. 

Исследователи последних лет (О. С. Ушакова, А. А. Зрожевская) в формировании связной речи на материале игрушки исходили из того, что детей надо учить не видам рассказывания, а умению строить монолог-описание и монолог-повествование, опираясь на категориальные признаки текста. 

Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек: 

·         дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки); 

·         сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые  наборы игрушек, объединенные одним  содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор; 

·         наборы, составленные воспитателем или детьми, – мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака. 

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка  радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Виды занятий  по игрушкам. 

1.      Описание игрушки – связное  последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа. 

Описание игрушек  может проводиться в виде дидактической  игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, приобрели определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из условий эффективности игры являются ее живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка. Если дети не умеют описывать игрушки, нуждаются в постоянной помощи и подсказке взрослого, игровая ситуация нарушается, игра превращается в вялотекущее упражнение. 

Информация о работе Методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста