Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Одним из видов
описания игрушки является отгадывание
и составление загадок детьми.
Вначале дети учатся отгадывать загадки,
а затем составлять загадки-описания.
Например, вниманию
детей предлагается 5 – 6 игрушек для рассматривания
их внешнего вида и определения качеств
– цвета, формы, размера, материала. Появление
игрушек может быть обыграно – почтальон
принес посылку. Затем об одной из игрушек
дается загадка: «Грива на шее волной,
хвост трубой, меж ушей челка» (конь); «Идет
мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает,
бородищей потряхивает, копытами постукивает»
(баран).
Отгадывание загадок
можно связать с
игрушек, чаще всего
сопровождаемый игровыми действиями воспитателя
с игрушками по типу игры-драматизации.
Его составление облегчается
тем, что ребенок рассказывает о
действиях, которые совершает сам. Речь
его опирается на деятельность ряда анализаторов;
·
рассказ по отдельной игрушке
– это связный последовательный
рассказ о воображаемых действиях
и приключениях одного героя –
данной игрушки. Это наиболее трудный
вид рассказывания. Игрушка только определяет
главного героя, а образы других действующих
лиц, действия и ситуации придумывают
сами дети на основе творческого воображения
и собственного опыта.
В учебной и
методической литературе нет единой
точки зрения на содержание и методику
проведения занятий с детьми, на последовательность
постановки задач обучения описательной
и повествовательной речи и последовательность
разных видов занятий с игрушками. Опираясь
на исследования и опыт работы, мы изложим
свое понимание методики обучения связной
речи на материале игрушек.
Напомним, что
на занятиях с игрушками следует
обучать детей речевым умениям,
необходимым для составления
описательных и повествовательных
монологов: сформировать элементарное
представление о структуре текста и научить
связывать предложения и части высказывания.
В описании – определять объект, последовательно
описывать части, свойства, качества, действия
его, в конце высказать оценочное суждение.
В повествовании – выделять главную тему,
развивать сюжет и соблюдать структуру
(завязка, развитие действия, кульминация,
развязка).
Рассмотрим методику
обучения монологической речи на занятиях
с игрушками.
В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?
На первых порах
особенно важен выбор игрушек
для занятий. Они должны привлекать
к себе внимание детей ярко выраженными
качествами (цвет, форма, размер), активизировать
речь, создавать настроение. Игрушки могут
быть одинаковыми по названию, но разными
по внешнему виду (кукла большая в пальто
и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске;
кошки белая и черная).
На занятии
обучение описательным умениям можно
организовать в игре «Найди и опиши».
Подбираются разные игрушки: две
куклы – одна с бантом, другая
без банта, две кошки разного
цвета. Игрушки поочередно рассматриваются,
сравниваются; уточняются их характерные
особенности и различие; активизируется
словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки
(так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает
найти их: «Андрюша найдет белую кошечку,
Миша – черную, а Соня – куклу с бантом».
Дети находят и приносят игрушки, называют
и с помощью вопросов воспитателя описывают
(«Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на
голове? А это что?»). В итоге такой беседы
разрозненные ответы детей обобщаются
в виде связного высказывания: «Миша нашел
черную кошечку. У нее на голове ушки, большие
глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост.
Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!»
Когда дети научатся
хорошо и правильно отвечать на вопросы,
им предлагают повторить описание воспитателя.
Таким образом, здесь используются
приемы, направленные на оказание ребенку
помощи в описании предмета: рассматривание,
вопросы, обобщение педагога (образец
описания).
На следующем
этапе можно рекомендовать
В гости к детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него»). Дается логико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»
Остальные виды
занятий с игрушками проводятся
как рассказ воспитателя для
детей. Придумываются несложные
сценки-рассказы с набором игрушек,
рассказ сопровождается драматизацией,
в которую включаются по ходу действия
высказывания детей.
На занятиях
по описанию игрушек используются стихи,
потешки, загадки. Так, воспитатель
может загадать загадку про собаку:
«С хозяином дружит, дом сторожит, живет
под крылечком, хвост колечком».
После отгадывания загадки
В среднем дошкольном
возрасте закладываются основы для
развития умения самостоятельно описывать
игрушки и самостоятельно составлять
рассказ-повествование о них.
Описание игрушек
и составление рассказов об игрушках
предваряет их рассматривание, в процессе
которого уточняются особенности внешнего
вида и образ жизни воплощенного в игрушке
живого существо, подбираются сравнения,
определения. Можно специально дать образные
слова и словосочетания: пугливый заяц;
осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый,
мягкий медвежонок и др.; провести лексическое
упражнение.
В процессе обучения
дети должны интуитивно понять, что
описание проводится по определенному
плану. Этому способствуют правильно
организованный ход рассматривания игрушек
и продуманная постановка вопросов, специальные
упражнения.
Последовательность
изложения в описании зависит
от умения детей поэтапно обследовать
предмет – от восприятия его в
целом к выделению существенных
признаков. Поэтому воспитатель задает
вопросы в определенном порядке, учит
детей думать, в какой последовательности
они будут описывать игрушку. Это поможет
соблюдать логику описания.
Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Исследования доказывают, что уже в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов (Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть). Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» – «Это еж». – «Кто колючий?» – «Еж колючий». – «У кого на спине иголки?» – «У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок будет оперировать в своем ответе.
Другой вариант
постановки вопросов, когда правильная
форма повторяющихся слов заключается
в самом вопросе: «Кто это?» –
«Зайчик». – «Какие уши у зайца?»
– «У зайца длинные уши». –
«Какой хвост у зайца?» – «У зайца
короткий хвост».
Затем можно
использовать прием, когда дети, следуя
образцу, описывают игрушку.
«Скажи, как Петрушка»,
«Скажи, как я». Петрушка и ребенок
получают одинаковые по содержанию игрушки,
но один мишка большой черный, а
другой маленький коричневый. Петрушка:
«У меня мишка большой черный».
Ребенок: «У меня
тоже мишка, но маленький и коричневый».
Петрушка: «У моего медведя уши
круглые пушистые». Ребенок: «У моего
мишки тоже уши круглые пушистые»
и т.д.
Петрушка: «У меня
большая красивая кукла». Ребенок: «У
меня большая белая машина». Петрушка:
«У куклы черные глаза, светлые волосы».
Ребенок: «У машины руль и круглые колеса»
и т.д.
В первом варианте
дети восстанавливают предложенную
им структуру описания, заменяя лишь
два слова. Во втором – дети, сохраняя
структуру предложения, самостоятельно
заполняют его новыми словами.
Когда дети научатся
описывать игрушку с помощью
взрослого, можно предложить описать
одну из 3 – 4 игрушек на основе образца
по одной из них. Кроме образца
используются и другие приемы: подсказ
слова, дополнение, совместное описание,
поощрение. В конце занятия для поддержания
интереса надо показать заводную или другую
игрушку.
Одновременно
у детей формируются навыки повествовательной
речи. Детей подводят к составлению
рассказов также по вопросам воспитателя.
Важно сформировать элементарные представления
о структуре высказывания (начало, середина,
конец). Для осознания структуры повествования
рекомендуется использовать схему составления
совместного с детьми рассказа. Сначала
дается представление о том, как можно
по-разному начинать рассказ («Однажды»,
«Как-то раз», «Дело было летом»). Давая
зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку
заполнить его содержанием.
Приведем пример схемы рассказа «В лес за ягодами»: «Дело было... (летом). Собрались... (подруги в лес за ягодами). Взяли они... (корзиночки) и. (отправились в лес). Идут девочки и весело... (разговаривают). На небе появились... (темные тучки). Вдруг загремел... (гром) и. (пошел дождик). Девочки… (испугались) и. (спрятались поддерево). Когда дождь закончился, они... (пошли домой)».
Заполнение схемы
помогает ребенку усвоить средства
связи между предложениями и
частями текста, формирует умение
пользоваться словами-связками вдруг,
тогда.
Постепенно дети
начинают самостоятельно составлять рассказы.
Педагог помогает развивать сюжет, используя
слова-связки, глагольную лексику (позвал
– убежал, встретил и., стали они.), учит
включать диалог действующих лиц (спросил
– ответил), элементы описания внешнего
вида героев. Для рассказа вначале отбираются
2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет
и включить в повествование всех действующих
лиц, подобрать слова к действиям, использовать
прямую речь. Позднее количество игрушек
можно увеличить.
На этом этапе
основным приемом обучения является
образец, который дается после рассматривания.
Приведем пример рассказа «Собака и заяц».
«Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла,
захотелось ей есть. Вдруг идет навстречу
заяц. Подошла к нему Жучка и говорит: «Здравствуй,
зайчик!» Заяц отвечает: «Здравствуй, Жучка!»
– «Нет ли у тебя чего-нибудь поесть?»
– «Есть морковка, возьми, пожалуйста!»
Понюхала Жучка морковку, покачала головой:
«Нет, спасибо, я морковку не ем». И пошли
они каждый своей дорогой».
Детям нравятся
такие тексты, они и сами хотят
придумать подобный рассказ или сказку.
Воспитатель может разыграть сценки с
этими игрушками. Для рассказывания игрушки
объединяют по две (кукла и собачка, кошка
и мышка, кукла и машина). Обычно рассказы
составляются детьми во второй части занятия,
после рассматривания или описания игрушек.
Значительное
место занимают дидактические игры
на описание. Усложняются их содержание
и требования к речи. В игре «Магазин
игрушек» ребенок-покупатель должен описать
игрушку, опираясь на образец или
план, а продавец – отгадать, какая
это игрушка, и продать ее. Условием получения
игрушки, кроме описания, может быть требование
назвать отдел, полку, на которой она стоит.
Продавец может не сразу понять, какую
игрушку хотят купить, и предлагает описать
ее понятнее.
Если в младшем дошкольном возрасте дети в основном учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами составляют загадки на основе образца воспитателя. Как всегда, игрушки рассматриваются. Воспитатель начинает со своего образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом. Кто это?» По другим игрушкам или предметам составляют загадки дети. Несмотря на то, что составление загадок сложно, при соответствующем обучении описательной речи дети успешно с этим справляются: «С длинными ушками, коротким хвостом, любит морковку»; «С бородой, рогами, молоко дает». Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность.
В старшем дошкольном
возрасте игрушка занимает меньшее
место, но к умениям описывать
игрушку и строить повествование
предъявляются более высокие требования.
Описание должно быть полным, логичным,
без пропуска существенных признаков,
повторений, последовательным, точным
по языку, с использованием образной речи.
Дети должны составлять повествование
по набору игрушек и по одной игрушке,
определяя тему, развивая сюжет и соблюдая
композицию.
Описательные
умения дети приобретают, как и в
среднем дошкольном возрасте, в процессе
описания игрушек и составления
загадок. Основное отличие – в
усложнении заданий и большей самостоятельности
их выполнения.
Информация о работе Методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста