Методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Работа состоит из  1 файл

Методика развития связной речи.doc

— 515.00 Кб (Скачать документ)

Одним из видов  описания игрушки является отгадывание  и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания. 

Например, вниманию детей предлагается 5 – 6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно – почтальон принес посылку. Затем об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь); «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран). 

Отгадывание загадок  можно связать с рассматриванием  игрушек перед их описанием или  рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок. 

  1. Сюжетные  рассказы (повествования).

игрушек, чаще всего  сопровождаемый игровыми действиями воспитателя  с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается  тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов; 

·         рассказ по отдельной игрушке  – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях  и приключениях одного героя –  данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта. 

В учебной и  методической литературе нет единой точки зрения на содержание и методику проведения занятий с детьми, на последовательность постановки задач обучения описательной и повествовательной речи и последовательность разных видов занятий с игрушками. Опираясь на исследования и опыт работы, мы изложим свое понимание методики обучения связной речи на материале игрушек. 

Напомним, что  на занятиях с игрушками следует  обучать детей речевым умениям, необходимым для составления  описательных и повествовательных  монологов: сформировать элементарное представление о структуре текста и научить связывать предложения и части высказывания. В описании – определять объект, последовательно описывать части, свойства, качества, действия его, в конце высказать оценочное суждение. В повествовании – выделять главную тему, развивать сюжет и соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка). 

Рассмотрим методику обучения монологической речи на занятиях с игрушками. 

В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить  детей сосредоточиваться при  рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду?

На первых порах  особенно важен выбор игрушек  для занятий. Они должны привлекать к себе внимание детей ярко выраженными качествами (цвет, форма, размер), активизировать речь, создавать настроение. Игрушки могут быть одинаковыми по названию, но разными по внешнему виду (кукла большая в пальто и берете, кукла маленькая в одеяле и коляске; кошки белая и черная). 

На занятии  обучение описательным умениям можно  организовать в игре «Найди и опиши». Подбираются разные игрушки: две  куклы – одна с бантом, другая без банта, две кошки разного  цвета. Игрушки поочередно рассматриваются, сравниваются; уточняются их характерные особенности и различие; активизируется словарь. Затем воспитатель «прячет» игрушки (так, чтобы дети их быстро нашли) и предлагает найти их: «Андрюша найдет белую кошечку, Миша – черную, а Соня – куклу с бантом». Дети находят и приносят игрушки, называют и с помощью вопросов воспитателя описывают («Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А это что?»). В итоге такой беседы разрозненные ответы детей обобщаются в виде связного высказывания: «Миша нашел черную кошечку. У нее на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошечки и длинный хвост. Она лакает молочко и мяукает: мяу! мяу!» 

Когда дети научатся хорошо и правильно отвечать на вопросы, им предлагают повторить описание воспитателя. Таким образом, здесь используются приемы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета: рассматривание, вопросы, обобщение педагога (образец описания). 

На следующем  этапе можно рекомендовать совместное составление описания (СНОСКА: В  раскрытии методики обучения описательной и повествовательной речи использованы исследования, проведенные под руководством Ф. А. Сохина и О. С.Ушаковой). 

В гости к  детям приходит котенок. Его рассматривают («Какой котенок? – Маленький, пушистый, шаловливый. – Как его можно  назвать ласково? – Котеночек, котик. – Что любит котик? – Молоко. – Давайте вместе расскажем про него»). Дается логико-синтаксическая схема описания: воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: «Это (котенок). Он (маленький, пушистый). Котенок любит (молоко). Кто хочет рассказать про котенка?»

Остальные виды занятий с игрушками проводятся как рассказ воспитателя для  детей. Придумываются несложные  сценки-рассказы с набором игрушек, рассказ сопровождается драматизацией, в которую включаются по ходу действия высказывания детей. 

На занятиях по описанию игрушек используются стихи, потешки, загадки. Так, воспитатель  может загадать загадку про собаку: «С хозяином дружит, дом сторожит, живет  под крылечком, хвост колечком». После отгадывания загадки игрушка  показывается, рассматривается и описывается. Занятие завершается чтением потешек, стихов. 

В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для  развития умения самостоятельно описывать  игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них. 

Описание игрушек  и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лексическое упражнение. 

В процессе обучения дети должны интуитивно понять, что  описание проводится по определенному  плану. Этому способствуют правильно  организованный ход рассматривания игрушек и продуманная постановка вопросов, специальные упражнения. 

Последовательность  изложения в описании зависит  от умения детей поэтапно обследовать  предмет – от восприятия его в  целом к выделению существенных признаков. Поэтому воспитатель задает вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания. 

Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Исследования доказывают, что уже в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов (Это котенок. Котенок маленький. У котенка пушистая шерсть). Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» – «Это еж». – «Кто колючий?» – «Еж колючий». – «У кого на спине иголки?» – «У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок будет оперировать в своем ответе.

Другой вариант  постановки вопросов, когда правильная форма повторяющихся слов заключается  в самом вопросе: «Кто это?» –  «Зайчик». – «Какие уши у зайца?»  – «У зайца длинные уши». –  «Какой хвост у зайца?» – «У зайца короткий хвост». 

Затем можно  использовать прием, когда дети, следуя образцу, описывают игрушку. 

«Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Петрушка и ребенок  получают одинаковые по содержанию игрушки, но один мишка большой черный, а  другой маленький коричневый. Петрушка: «У меня мишка большой черный». 

Ребенок: «У меня тоже мишка, но маленький и коричневый». Петрушка: «У моего медведя уши  круглые пушистые». Ребенок: «У моего  мишки тоже уши круглые пушистые»  и т.д. 

Петрушка: «У меня большая красивая кукла». Ребенок: «У меня большая белая машина». Петрушка: «У куклы черные глаза, светлые волосы». Ребенок: «У машины руль и круглые колеса» и т.д. 

В первом варианте дети восстанавливают предложенную им структуру описания, заменяя лишь два слова. Во втором – дети, сохраняя структуру предложения, самостоятельно заполняют его новыми словами. 

Когда дети научатся описывать игрушку с помощью  взрослого, можно предложить описать  одну из 3 – 4 игрушек на основе образца  по одной из них. Кроме образца  используются и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение. В конце занятия для поддержания интереса надо показать заводную или другую игрушку. 

Одновременно  у детей формируются навыки повествовательной  речи. Детей подводят к составлению рассказов также по вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми рассказа. Сначала дается представление о том, как можно по-разному начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием. 

Приведем пример схемы рассказа «В лес за ягодами»: «Дело было... (летом). Собрались... (подруги в лес за ягодами). Взяли они... (корзиночки) и. (отправились в лес). Идут девочки и весело... (разговаривают). На небе появились... (темные тучки). Вдруг загремел... (гром) и. (пошел дождик). Девочки… (испугались) и. (спрятались поддерево). Когда дождь закончился, они... (пошли домой)».

Заполнение схемы  помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и  частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда. 

Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить. 

На этом этапе  основным приемом обучения является образец, который дается после рассматривания. Приведем пример рассказа «Собака и заяц». «Однажды вышла Жучка на улицу. Шла-шла, захотелось ей есть. Вдруг идет навстречу заяц. Подошла к нему Жучка и говорит: «Здравствуй, зайчик!» Заяц отвечает: «Здравствуй, Жучка!» – «Нет ли у тебя чего-нибудь поесть?» – «Есть морковка, возьми, пожалуйста!» Понюхала Жучка морковку, покачала головой: «Нет, спасибо, я морковку не ем». И пошли они каждый своей дорогой». 

Детям нравятся такие тексты, они и сами хотят  придумать подобный рассказ или сказку. Воспитатель может разыграть сценки с этими игрушками. Для рассказывания игрушки объединяют по две (кукла и собачка, кошка и мышка, кукла и машина). Обычно рассказы составляются детьми во второй части занятия, после рассматривания или описания игрушек. 

Значительное  место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи. В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен описать  игрушку, опираясь на образец или  план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Продавец может не сразу понять, какую игрушку хотят купить, и предлагает описать ее понятнее. 

Если в младшем дошкольном возрасте дети в основном учатся отгадывать загадки, то на этом возрастном этапе они сами составляют загадки на основе образца воспитателя. Как всегда, игрушки рассматриваются. Воспитатель начинает со своего образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом. Кто это?» По другим игрушкам или предметам составляют загадки дети. Несмотря на то, что составление загадок сложно, при соответствующем обучении описательной речи дети успешно с этим справляются: «С длинными ушками, коротким хвостом, любит морковку»; «С бородой, рогами, молоко дает». Оценивая описания игрушек, необходимо отмечать точность словаря, удачные сравнения, эмоциональность.

В старшем дошкольном возрасте игрушка занимает меньшее  место, но к умениям описывать  игрушку и строить повествование предъявляются более высокие требования. Описание должно быть полным, логичным, без пропуска существенных признаков, повторений, последовательным, точным по языку, с использованием образной речи. Дети должны составлять повествование по набору игрушек и по одной игрушке, определяя тему, развивая сюжет и соблюдая композицию. 

Описательные  умения дети приобретают, как и в  среднем дошкольном возрасте, в процессе описания игрушек и составления  загадок. Основное отличие – в  усложнении заданий и большей самостоятельности их выполнения. 

Информация о работе Методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста