Методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа

Описание

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Работа состоит из  1 файл

Методика развития связной речи.doc

— 515.00 Кб (Скачать документ)

Для обучения детей  способам общения в игре можно применять беседы-обсуждения игровых ситуаций, предложенных воспитателем; беседы по содержанию художественных произведений, отображающих общение детей; игры-драматизации и беседы по ним, вовлечение в совместную деятельность и обсуждение ее организации и результатов. 

Эффективным методом  развития диалогической речи является дидактическая игра. В младших  группах особенно полезны игры с  образными игрушками. Воспитатель  разыгрывает инсценировки (с куклой, мишкой, Незнайкой) и ведет разговор от имени персонажа. Сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детям художественных произведений. 

В методике разработано  много дидактических игр, направленных на комплексное развитие речи. Задачи обучения диалогической речи решаются во взаимосвязи с задачами развития словаря, грамматической и фонетической сторон речи.

Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси-лебеди», «Обыкновенные  жмурки», «Фанты», «Краски», «Коршун» и  др.). В них закрепляются умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно. 

Целенаправленное  обучение диалогической речи происходит в специально организованных речевых  ситуациях. Они направлены на развитие умений договариваться во время общения, расспрашивать собеседника, вступать в чей-то разговор, соблюдать правила речевого этикета, высказывать сочувствие, убеждать, доказывать свою точку зрения. 

Методика использования  речевых ситуаций может включать решение коммуникативных задач: 1) на вербальной основе и 2) на основе изображения детьми определенных ситуаций по заданию воспитателя. В первом случае предлагается ситуация типа речевой логической задачи, завершающейся вопросом к детям, на который они должны ответить. Во втором случае дети выполняют задачу в практическом плане (СНОСКА: Материалы исследования А. А. Лукьяницы и М. В. Ремизовой (научный руководитель В. И. Яшина)). 

Приведем примеры  ситуаций для средней группы: 

1. Воспитатель  рассказывает: «Антоша, Кирюша и Незнайка решили построить из кубиков дом. Антоша говорит: «Я предлагаю построить дом, а рядом гараж». Кирюша сказал: «Я согласен, у нас будет дом для людей, а в гараже уместятся все машины». В разговор вступил Незнайка: «Глупости вы говорите, нужен не один дом, а много». Кирюша ему ответил: «Незнайка, если ты не согласен с нами, скажи об этом, не надо нас обижать». «Очень надо! Вы еще маленькие и глупые, строить не умеете!» – возразил Незнайка. Антоша грустно покачал головой и сказал: «Прости, Незнайка, но мы не будем с тобой строить». 

Ребята, как вы думаете, почему он так сказал? Как  надо относиться к собеседникам во время разговора?» 

2. а) Воспитатель  говорит: «У Тани день рождения. Ребята пришли ее поздравить. Покажите, как они будут это  делать».

б) «Сегодня открылся книжный магазин, я – продавец, жду покупателей. Покажите, как надо вести разговор с продавцом». 

Коммуникативные ситуации могут отражать разные задачи диалога: вступать в разговор, договариваться в ходе общения о чем-либо, расспрашивать, получать необходимую информацию, пользоваться формулами речевого этикета. 

В старшем дошкольном возрасте детям предлагают более  сложные задачи: выполнить какое-либо действие (нарисовать что-то), расспросив предварительно партнера; договориться с паромщиком о переправе на другой берег реки; поговорить с Незнайкой на определенную тему (о любимом животном); проанализировать и оценить поведение Незнайки в гостях у Чебурашки и т. п. 

Следует отметить, что отдельные диалогические  умения (адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей («Всегда приятно общаться с вежливым человеком!» или: «Когда обращаются в вежливой форме, невозможно отказать в просьбе!»).

§ 5. Беседа как  метод обучения диалогической речи 

Беседа –  это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Е. И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на то, что недостаточно им осознается. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее. 

Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного  способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребенок должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения. 

Высказываясь  в беседе, ребенок формулирует  свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя  требуют более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая развернутый ответ, дети употребляют для связи слов союзы (и, а, но, чтобы), разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется.

Е. И. Радина предостерегала от одностороннего подхода в понимании  беседы, когда сильно подчеркивается лишь речевой момент. Она отмечала важное значение беседы для формирования положительного отношения к окружающей действительности, к людям, к родной стране и родному городу, к родным и близким. 

Содержанием бесед  является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом  и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в  детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Содержание должно быть педагогически обосновано, способствовать решению задач всестороннего воспитания, доступно, психологически близко дошкольнику. Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей. 

В прошлом веке при отборе содержания бесед важнейшим  был принцип близости и доступности  обсуждаемых явлений. Считалось  возможным беседовать с детьми лишь о непосредственно окружающих ребенка вещах. Содержание бесед, таким образом, ограничивалось наличием у ребенка совершенно конкретного чувственного опыта, касающегося тех явлений, которые становились предметом беседы. 

В наше время проблема содержания бесед с дошкольниками исследовалась многими учеными (А. П. Усова, Е.А. Флерина, Е. И. Радина, Э. И. Залкинд, Э. П. Короткова, Н. М. Крылова). Сделаны следующие выводы: по отношению к современным детям содержание «простого» и «сложного», «далекого» и «близкого» в эпоху развития техники, культуры изменилось. Картинки, книги, кинофильмы, детские телепередачи, иллюстрации, альбомы, компьютерные программы расширяют круг детских представлений и понятий, будят у ребенка новые интересы. С детьми можно беседовать о том, чего не было в их чувственном опыте, но что им психологически близко и понятно. Современность подсказывает новую тематику. Так, беседа о космонавтах может сочетаться с рассматриванием иллюстраций, рассказом воспитателя, чтением литературы. Каждая беседа должна сообщать что-то новое: или давать некоторые новые знания, или показывать знакомое в новом аспекте. Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие сознание ребенка на более высокую ступень знания.

Тематика бесед  определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом  знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также  ближайшим окружением. 

Приведем примерную тематику бесед. 

Темы, отражающие явления общественной жизни: «Наш детский  сад», «Москва – столица нашей  Родины», о школе, о родном городе, о том, что видели на почте, и др. 

Темы труда: работа родителей, сотрудников детского сада, труд почтальона, строителя: результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают фрукты и овощи); домашний труд мамы, бабушки. 

Беседы, отражающие труд самих детей: «Мы – дежурные», «Как мы помогаем маме», «Что мы вырастили  на нашем огороде». 

Беседы об использовании техники в домашнем труде: «Что машины помогают делать в детском саду», «Как машины помогают строить дом», «На чем ездят люди и перевозят грузы», «Какой речной транспорт мы видели на нашей реке». 

Цикл бесед  на бытовые темы: об игрушках, посуде, об одежде, школьных и умывальных принадлежностях. 

Беседы о природе: «Наш парк весной», «Зимующие и перелетные птицы», «Времена года», «Фрукты и  овощи». 

Беседы на морально-этические  темы: о культуре поведения, «Уважай  труд старших», «Будь хорошим товарищем». 

Важным является вопрос о месте беседы среди других методов работы. Неправильное понимание роли словесных методов в 20-е годы и реализации принципа комплексности (увязки всех занятий между собой) привело к неправильному определению места беседы. В результате она превратилась в стержень, вокруг которого группировались все другие виды работы в детском саду. Между тем беседа – лишь одно из средств обучения детей. Ее роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки), если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения. 

Остановимся на классификации бесед. 

Е. А. Флерина  классифицировала беседы, исходя из дидактических  задач. Она выделила три типа бесед. 1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности. 2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей. 3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей. Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи.

М. М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию  Е. А.Флериной. В основу их положен  материал (картина, книга), в связи  с которым проводится беседа. 

С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома). 

Остановимся на характеристике и особенностях проведения этих бесед. 

Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Роль вводной беседы ограниченна. Цель ее – выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. На практике часто предварительная работа либо вообще отсутствует, либо проводится беседа, которая выходит за пределы предстоящего наблюдения, когда словесно прорабатывается то, что дети могут увидеть сами. Последующие наблюдения превращаются в иллюстрацию к слову. Ребенок, по словам Е. А. Флериной, лишается возможности самому «добывать» знания и получать радость от новизны восприятия. 

Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остается неразрешенным («Посмотрим, увидим, проверим»). 

Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель ее – стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя – обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания. 

Содержание беседы определяется процессом наблюдения. Что и в каком порядке заметят  дети и что они скажут, заранее  предвидеть нельзя. Дети, наблюдая, высказывают  свои мысли в форме отдельных  реплик и отдельных слов. Происходит обмен мнениями. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержание того материала, который дети воспринимают. В процессе наблюдения педагог направляет восприятие детей, поддерживает интерес к наблюдению.

В чем особенности  методики проведения таких бесед? Как правило, беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое. Воспитатель не добивается строгого соблюдения правил поведения, не требует от детей дополнительных ответов. 

Информация о работе Методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста