Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 11:43, курсовая работа
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Он дает детям
возможность наблюдать, незаметно для
них руководит ими, не отнимая инициативу;
помогает осознавать явления, связи причины
и следствия, подводит к выводу.
Для этого вида
беседы характерно участие разных анализаторов:
зрения, слуха, осязания, мускульно-двигательной
сферы, моторной деятельности. Вторая
сигнальная система (слово) углубляет
впечатления, которые ребенок получает
чувственным путем. Ребенку дают возможность
наблюдать, трогать. Предусматривается
большая активность детей, они могут рассматривать,
действовать. Их не следует одергивать,
так как они бывают увлечены. Нужны гибкость,
тактичность, находчивость. План беседы
может быть изменен, потому что он корректируется
ходом наблюдения. Во время такой беседы
недопустимо отвлекать детей от наблюдаемого,
не стоит вдаваться в подробности и рассказывать
о том, чего они не видят. Поскольку в процессе
бесед имеет место разнообразная деятельность,
дети не утомляются, чувствуют себя легко
и свободно. Заметим, что в процессе первичных
наблюдений нет возможности для развертывания
беседы и для развития диалогической речи,
она возникает при повторных наблюдениях,
на основе уже имеющихся представлений
и знаний.
Основной в
детском саду является беседа заключительная,
ее принято называть обобщающей. Цель
обобщающей беседы – систематизировать,
уточнить и расширить опыт детей, полученный
в процессе их деятельности, наблюдений,
экскурсий. Следует отметить, что этот
тип беседы в большей степени, чем два
предыдущих, способствует развитию диалогической
речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной
форме общения.
Остановимся в связи с этим подробнее на методике проведения обобщающей беседы. Рассмотрим наиболее важные для руководства беседой вопросы: отбор содержания, определение структуры беседы и характера вопросов, использование наглядного материала и индивидуальный подход к детям.
Планируя беседу,
педагог намечает тему и отбирает
соответствующее содержание (СНОСКА:
Содержание бесед рассматривалось
выше). С учетом опыта и представлений
детей определяются познавательные
(сумма знаний для закрепления и новый
материал) и воспитательные задачи; объем
словаря для активизации.
Например, в беседе
на тему «Кто строит дом» (подготовительная
к школе группа) могут быть закреплены
знания о труде строителей, об их
профессиях и сообщены новые знания –
о профессии архитектора. В программное
содержание необходимо включить задачу
развития навыков разговорной речи, умения
высказываться в коллективе, доказывать
свою точку зрения, предусмотреть воспитательные
задачи: воспитание уважения к людям труда;
воспитание культуры речевого общения.
Словарь: введение
новых слов (план, архитектор), закрепление
и активизация слов (каменщик, плотник,
штукатур, маляр, фундамент, подъемный
кран).
Предшествующая
работа: в течение двух месяцев
дети наблюдали за строительством дома;
воспитатель знакомил их с деятельностью
и профессиями тех, кто строил дом.
Систематизировать
знания в беседе возможно при условии
четкого, последовательного расположения
материала, т. е. при правильном его
структурировании. Е. И. Радина выделила
такие структурные компоненты беседы,
как:
вызывание в
сознании детей живого образа в начале
беседы на основе воспоминания о близких
жизненному опыту явлениях;
анализ этих
явлений в ходе беседы, выделение
наиболее существенных частностей, подводящих
к выводам;
элементарное
обобщение, уточняющее представления
детей, способствующее выработке соответствующего
отношения к явлениям и стимулирующее
детей на определенное поведение
в дальнейшем.
Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и возбуждать интерес к предстоящему занятию, вызывать желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному – с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета. В качестве эмоционального средства можно использовать картину, загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы.
Так, беседу об осени
можно начать с вопроса «Почему
осень называют золотой?», беседу «О
культуре поведения» – тоже с вопроса,
заключающего в себе элемент проблемности:
«О каком человеке можно сказать, что он
культурный, вежливый?» Для беседы о Москве
удачным началом может быть показ картины
или фотографии с изображением Кремля
и Красной площади. Беседу о зиме можно
начать с загадки: «Снег на полях, лед на
реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?»
В основной части
беседы в ходе анализа явлений
раскрывается ее содержание. С этой
целью перед детьми последовательно
ставят вопросы, активизирующие их мышление
и речевую деятельность. Педагог дает
объяснения, подтверждает детские ответы,
обобщает их, вносит добавления, поправки.
Цель этих приемов – уточнить мысль ребенка,
ярче подчеркнуть факт, возбудить новую
мысль. Детям сообщают новые сведения,
чтобы уточнить или углубить знания о
сущности явления, о предметах и др. Успех
беседы обеспечивают живость и эмоциональность
ее проведения, использование стихов,
загадок, наглядного материала, участие
и активность всех детей группы.
В основной части
беседы может быть несколько логически
законченных частей. Это уточнение
в структуру обобщающей беседы внесено
В. И. Логиновой. Она выделяет определенные
смысловые логические части, каждая
часть заканчивается обобщением
педагога.
В беседе «О маме»,
например, можно выделить три смысловые
части: труд мамы на производстве, домашний
труд мамы, помощь детей маме. В беседе
о школе: школьное здание и класс, учение
и учителя, школьные принадлежности, 1
сентября в школу.
Окончание беседы
характеризуется определенной завершенностью.
Чаще всего оно связано с обобщающими
выводами по всей беседе. Концовка беседы
может быть различной в зависимости от
ее характера и содержания.
Если беседа
познавательного характера, дети или
воспитатель делают обобщение (заключительный
рассказ).
Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом».
Беседа может
быть закончена загадкой, чтением
стихотворения, пословицей, слушанием
магнитофонной записи, связанной
с темой беседы.
Иногда в заключение
беседы целесообразно ставить перед
детьми четкие задачи для последующих
наблюдений, задания, связанные с трудовой
деятельностью (повесить кормушку для
зимующих птиц, нарисовать в подарок маме
рисунок).
Беседа строится
на постоянной мобилизации детского
внимания, памяти, мышления. Ребенку
приходится все время следить
за ходом беседы, не уклоняясь от
темы, слушать собеседников, самому формулировать
свои мысли и высказывать их.
Беседа считается
одним из наиболее сложных методов
развития речи. Основным приемом в
методике ее проведения являются вопросы.
Эффективность беседы зависит от
умелого подбора и постановки
вопросов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что
правильно поставленный вопрос включает
в себя половину ответа. Поставить вопрос
– значит выдвинуть мыслительную задачу,
которая должна быть посильной дошкольнику,
но не очень простой. Вопросы нацеливают
на выводы, обобщения, классификацию, установление
причинно-следственных связей. Методика
использования вопросов в беседе разработана
Е. И. Радиной. Ею же дана классификация
вопросов, которая с некоторыми дополнениями
применяется и в настоящее время.
В зависимости от
того, какую мыслительную задачу содержит
вопрос, можно выделить две группы вопросов.
Вопросы, требующие
простой констатации –
Например, в беседе
о зиме они могут быть сформулированы
так: какие деревья бывают зимой?
Какая зимой бывает погода? Какой
сейчас месяц? Это начало зимы или
конец?
Другая группа вопросов – поисковые – направлена на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать выводы и умозаключения; устанавливать причинноследственные, временные и другие связи и отношения (почему? отчего? зачем?).
В той же беседе
о зиме они могут звучать так:
почему реки и пруды замерзают
зимой? Как люди спасаются от холода?
А не знаете ли вы, что изменилось в
природе в феврале? Почему вы любите зиму?
Вместе с тем
надо учитывать, что ребенок способен
самостоятельно обобщить, сделать вывод,
высказать суждение лишь в том
случае, если еще до беседы получил
достаточный запас конкретных представлений
по данной теме. В противном случае поисковые
вопросы окажутся для него непосильными.
Вопросы, требующие умозаключений, выводов,
обобщений, нуждаются в тщательной, точной
формулировке.
В зависимости
от полноты и степени
Если дети самостоятельно
не справляются с ответом на основной
вопрос, им можно задать вспомогательный
вопрос – наводящий или
В беседе «Кто строит
дом?» воспитатель задает очередной
вопрос: «Мы забыли что-то еще, без
чего не может быть хорошего дома. Что
это?» Дети молчат. Тогда задается наводящий
вопрос: «Что нужно для того, чтобы дождик
не лил в комнаты?» (Крыша)
Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ. Применение их оправданно по отношению к неуверенным в себе, недостаточно развитым детям. Подобные вопросы не только не тормозят развитие ребенка, но порой даже подталкивают на самостоятельные высказывания.
Продолжая беседу
о строительстве дома, воспитатель
спрашивает: «Кто кроет крышу?» Дети
затрудняются ответить. Тогда задается
подсказывающий вопрос: «А не кровельщик
ли кроет крышу?» – «Да! Да! – восклицают
дети, – кровельщик!»
Следует подчеркнуть,
что вопросы в беседе, независимо
от их типа, должны быть простыми и понятными
для дошкольников. Если вопрос труден,
воспитателю целесообразно самому ответить
на него.
В беседе помимо
вопросов используются такие приемы,
как указания, объяснение, рассказ,
обобщение, ответы самого воспитателя.
Указания имеют большое воспитательно-
Существенную
роль в уточнении и систематизации
знаний играют обобщения, которые делает
педагог, его рассказ.
В ходе беседы о
зиме, обобщая детские ответы, воспитатель
говорит: «Сейчас зима. Зимой холодно.
На улице много снега, деревья
стоят голые. Зимой бывают сильные морозы
и метели».
В этой же беседе
он рассказывает, за что любит зиму.
«Я люблю зиму, потому что зимой
весело и интересно, потому что зимой
полезно гулять; воздух чистый, прозрачный,
свежий, здоровый. Зимой бывает очень
красиво. Снег блестит на солнце, небо
бывает голубым, а когда солнце заходит,
оно становится розовым. О зиме нарисованы
картины, написаны стихи. Я прочитаю вам
фрагмент из поэмы Николая Алексеевича
Некрасова «Мороз–Красный Нос».
В обобщающей беседе в целях активизации мыслительной и речевой деятельности используется наглядный материал. Чтобы дать зримый образ предмета, уточнить представления детей, поддержать интерес к беседе, можно показать картину, игрушку, предмет в натуре. Иллюстративный материал применяется по-разному: одни предметы раздают каждому ребенку (листья деревьев, семена цветов, предметные картинки), другие показывают всем детям (картина, животное, предметы посуды, одежды).
<Информация о работе Методика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста