Мотивационная сфера личности и успешность деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:12, дипломная работа

Описание

Цель исследования: теоретические и эмпирически проанализировать особенности мотивационной сферы личности и выявить ее влияние на успешность деятельности.
Объектом исследования мотивационная сфера личности.
Предметом исследования является влияние мотивационной сферы на успешность деятельности.
Указанная цель предопределила постановку и последовательное решение следующих задач исследования:

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей мотивационной сферы личности и их влияние на успешность деятельности 6
1.1Определение понятия «мотивационная сфера личности» 6
1.2.Основные научные подходы к исследованию мотивационной сферы личности 8
1.3Влияние мотивационной сферы личности на эффективность
деятельности 13
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей мотивационной сферы личности и успешности деятельности 16
2.1 Цели, задачи, гипотезы исследования 16
2.2 Организация исследования 21
2.3. Результаты исследования 22
2.4 Обработка результатов исследования и рекомендации 25
Выводы по главе 2 30
Заключение 32
Библиография 35
Приложения 37

Работа состоит из  1 файл

Мотивационная сфера личности и успешность деятельности.doc

— 287.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 

Особенности мотивационной сферы  личности и их влияние на успешность деятельности

 

     Содержание: 

     Введение 3

     Глава 1. Теоретическое исследование особенностей мотивационной сферы личности и их влияние на успешность деятельности 6

     1.1Определение понятия «мотивационная сфера личности» 6

     1.2.Основные научные подходы к исследованию мотивационной сферы личности 8

     1.3Влияние мотивационной сферы личности на эффективность

деятельности 13

     Выводы  по главе 1 15

     Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей мотивационной сферы личности и успешности деятельности 16

     2.1 Цели, задачи, гипотезы исследования 16

     2.2 Организация исследования 21

     2.3. Результаты исследования 22

     2.4 Обработка результатов исследования и рекомендации 25

     Выводы  по главе 2 30

     Заключение 32

     Библиография 35

     Приложения 37

 

     Введение 

     Актуальность: Глубокие изменения в организациях, связанные с завершением перехода России на новую модель хозяйствования предопределили необходимость исследования мотивационной сферы сотрудников для поиска эффективных методов трудовой мотивации персонала, от которых зависит результативность и эффективность труда. Ни одна организация не станет эффективно функционировать, если не будет разработана должная система трудовой мотивации, так как мотивация побуждает работника и коллектив в целом к достижению личных и организационных целей.

     Мотивация  в деятельности любого вида играет первостепенную роль, поскольку служит её пусковым механизмом. Изучение мотивации в зарубежной и отечественной психологии является одной из актуальнейших проблем.

     Пристальное внимание исследователей привлекает и  мотивация деятельности, её воздействие  на развитие  мотивационной   сферы  личности. Так, мотивация деятельности стала предметом изучения А.В. Захаровой, В.Ф. Моргуна, Д.Б. Эльконина, и др. В исследованиях А.И. Донцова, Т.Ю. К.М. Никиреева, В.А. Петровского освещены вопросы мотивации общественной деятельности. Среди отечественных экономистов, значительный вклад в исследование трудовой мотивации персонала в организациях внесли: И. А. Васильев, Б. М. Генкин, В.И. Герчиков, А. И. Вишняк, А. П. Егоршин, Е. П. Ильин, А. Г. Здравомыслов, В. П. Рожин, и др.

     Развитие  мотивационной   сферы  личности - сложный процесс, включающий в себя изменения, происходящие на разных возрастных этапах. В нашем исследовании мы решили остановиться на исследовании мотивационной сферы сотрудников компьютерного предприятия, в связи с тем, что компьютерный бизнес стремительно прогрессирует, а деньги, которые в него вкладываются, быстро дают прибыль.

     В настоящее время мы можем утверждать, что существует недостаточно исследований, посвященных рассмотрению проблемы мотивационной сферы сотрудников компьютерных предприятий и влияния мотивационной сфены на трудовую деятельность.  Анализ трудов отечественных и зарубежных исследователей показывает, что существует необходимость систематизации материала по указанной проблеме, уточнения отдельных категорий. Актуальность обозначенной проблемы, недостаточная теоретическая проработанность системы мотивационной сферы сотрудников предприятия и необходимость дальнейшего ее изучения обусловили выбор темы работы, постановку цели и определение основных задач исследования.

     Цель  исследования: теоретические и эмпирически проанализировать  особенности мотивационной сферы личности и выявить ее влияние на успешность деятельности.

     Объектом  исследования мотивационная сфера личности.

     Предметом исследования является влияние мотивационной сферы на успешность деятельности.

     Указанная цель предопределила постановку и последовательное решение следующих задач исследования:

  1. Проанализировать научную литературу по теме исследования и выявить основные аспекты мотивационной сферы личности и влияния мотивационной сферы на успешность деятельности;
  2. Провести эмпирическое исследование особенностей мотивационной сферы личности и ее влияния на успешность деятельности;
  3. Подобрать рекомендации по развитию мотивационной сферы в профессиональной деятельности у сотрудников предприятия.

     Гипотезы  исследования: наше исследование строилось на предположении о том, что существует взаимосвязь между показателями мотивационной сферы личности и успешностью деятельности – люди с высокими показателями мотивации успеха будут более успешны в трудовой деятельности, нежели сотрудники с несформированной мотивацией.

       Так же можно предположить, в зависимости от статуса и профессионального положения на предприятии будут различны особенности проявления мотивационной сферы:

     1. менеджеры исследуемой организации  характеризуются более высокой  степенью готовности к риску,  удовлетворенностью работой и устойчивой высокой мотивацией на достижение успеха, чем рядовые работники организации;

     2.у  руководителей доминирующими мотивациями  в работе будут ориентировка  на результат, на труд, возможно  доминирование ориентации на  власть,  в то время как у  рядовых сотрудников – ориентация на деньги, на процесс.

     Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов.

     1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;

     2)эмпирические: диагностические методы (беседы, специально подобранные диагностические методики).

     Методики  исследования:

     1.Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [21].

     2.Измерение мотивации достижения А. Мехрабиана [21].

     3. Оценка успешности деятельности  сотрудников (беседа с генеральным  директором предприятия).

     База  исследования: ООО «Позитроника» г. Волжского и г. Волгограда.

     В эксперименте принимали участие 40 сотрудников  данного предприятия: 20 руководителей (менеджеры среднего звена) и 20 рядовых  сотрудников.

 

      Глава 1. Теоретическое  исследование особенностей мотивационной сферы  личности и их влияние  на успешность деятельности

     1.1Определение  понятия «мотивационная  сфера личности» 
 

     Термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". Слово "мотивация" используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне [22]. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

     Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

     Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций [14].

     Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность и устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

     Анализ литературы позволяет сделать вывод: понятие мотивации определяется неоднозначно. Это обусловлено тем обстоятельством, что оно разрабатывается разными авторами независимо друг от друга, в разных проблемных контекстах. Так, С.Л. Рубинштейн в понятие «мотив» внес действия аффективной зарядки [23]. А.Н. Леонтьев определил мотив как тот предмет, который, отвечая актуальной потребности, т.е. выступая в качестве средства её удовлетворения, организует и определенным образом направляет поведение [12]. В.С. Мерлин мотив характеризует как узкое, частное, изменчивое отношение человека к определенным предметам и явлениям внешнего мира [15].

     Современными учеными выделяются несколько аспектов понятия «мотивационная сфера личности». Так, Л.И.Божович под мотивационной сферой личности понимает иерархию мотивов на основе их осознания и обобщения в поведении и деятельности [3,4]. А.Н.Леонтьев сопоставляет данное понятие с процессом осознания объективных закономерностей, понимания значений смысла для себя [12]. Вместе с тем, отсутствие единой теории изучения мотивационной сферы личности не позволяет ответить на многие психолого-педагогические вопросы, связанные с особенностями успешной реализации потенциальных возможностей обучающихся, обеспечением качественной подготовки современного специалиста в образовательном процессе вуза.

     Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

     Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей, целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является мотивационная сфера.

     Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

     Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для этого индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения являются также разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

     Позиции исследователей, изучающих мотивационную сферу личности (В.Г.Асеев [1], А.Н.Леонтьев [12], А.К. Маркова [13] и др.), позволяют сделать обобщения о том, что содержательная характеристика мотива представляет возрастание положительного и отрицательного отношения к деятельности. Усложнение структуры мотивационных компонентов определяется побуждениями, отношениями, установками как осознание объективных закономерностей, понимание значений смысла для себя, через уровень притязаний, самооценку, самосознания ”Я”. Особый вид мотивации выделяют В.И. Ковалев и В.Н. Дружинин [10], к которому они относят потенциальную мотивацию, возникающую значительно раньше и придающую мотивационное значение обширному кругу явлений, которые актуальную деятельность не побуждают, но могут ее побуждать.  

     1.2.Основные  научные подходы  к исследованию  мотивационной сферы личности 

     Анализ теоретических подходов в проблеме мотивации позволил выявить специфику сущности мотивации с позиции профессионально-личностного развития, а также таких критериев, как рациональное и иррациональное, принятие решений и автоматизмов, сознание и воля; инстинкт, поведение, регуляция движений и др. Специфика только теоретических подходов позволяет определить иерархичность мотивационной сферы, ее структурность и системность в содержании философии, психологии и других смежных наук.

     Познание мотива как устойчивого личностного образования, определяющего мотивационную сферу личности, рассматривается с учетом понимания его внутренней структуры, в основе которой содержится система компонентов. Всякая потребность проявляется субъективно, с различной степенью осознания в эмоциях, поведении и деятельности, на основе закономерностей развития личности приобретает устойчивые образования. Мотив же выступает в сознании человека как объект или цель, на которую направлено, в конечном счёте, поведение. Устойчивость личности определяется ее саморегуляцией, ориентирующейся на цель, выходящую за пределы данной ситуации. Для устойчивости поведения необходимы «мотивы-цели», т.е. выявление формы опосредованных потребностей. Решающим для нравственной устойчивости является наличие у субъекта системы доминирующих нравственных мотивов.

Информация о работе Мотивационная сфера личности и успешность деятельности