Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:12, дипломная работа
Цель исследования: теоретические и эмпирически проанализировать особенности мотивационной сферы личности и выявить ее влияние на успешность деятельности.
Объектом исследования мотивационная сфера личности.
Предметом исследования является влияние мотивационной сферы на успешность деятельности.
Указанная цель предопределила постановку и последовательное решение следующих задач исследования:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей мотивационной сферы личности и их влияние на успешность деятельности 6
1.1Определение понятия «мотивационная сфера личности» 6
1.2.Основные научные подходы к исследованию мотивационной сферы личности 8
1.3Влияние мотивационной сферы личности на эффективность
деятельности 13
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей мотивационной сферы личности и успешности деятельности 16
2.1 Цели, задачи, гипотезы исследования 16
2.2 Организация исследования 21
2.3. Результаты исследования 22
2.4 Обработка результатов исследования и рекомендации 25
Выводы по главе 2 30
Заключение 32
Библиография 35
Приложения 37
Мотивация как устойчивое личностное образование выступает как выработка субъектом своей позиции, отношения к задаче, возможным путям ее решения на основе конкретных отношений личности. Борьба мотивов в данной ситуации выражает не противоречивость личностных устремлений, а сложность отношения субъекта к задаче.
Мотив есть итог самоопределения субъекта в сложной структурной задаче. А.Н. Леонтьев заметил, что сила возникшей нужды способна поддерживать ненаправленную активность и поддерживать её на определенном уровне до тех пор, пока она не будет полностью устранена [12]. Н.Д. Узнадзе раскрывает мотивации как устойчивые личностные образования [24]. И.Т. Бжалава считает, что сила воли является фиксированной установкой, но этот процесс у людей проявляется по-разному. Мотивационная сфера личности определяется развитой структурой установок, мотивов, мотивационным самосознанием и самоопределением, мотивационным самовыражением, переживанием чувств удовлетворенности или неудовлетворенности от результатов своего поведения.
Изучение специфики понятия мотивационной сферы личности существенно конкретизировало постановку вопроса о профессионально-личностном развитии личности, определило принципиально новые подходы, заставившие по-новому взглянуть на современный этап научного исследования. Анализ психолого-педагогической литературы, философских исследований позволяет определить основные подходы к изучению структуры мотивационной сферы личности в виде следующих положений: мотивационная сфера личности как сложное по мотивационным компонентам и механизмам структурное образование; основные компоненты мотивационной сферы личности определяются активностью, склонностями; адекватностью, осмысленностью, целевым поведением, оригинальностью, творчеством, человеколюбием, ответственностью, жалостью. Структурные компоненты мотивационной сферы личности определяют уровень отношения личности к себе, к самоанализу, вхождению в себя, душевной настороженности, непосредственного влияния на желания [27].
В психологической концепции природы мотивационной сферы в психологии мотивации рассматриваются как сознательные стремления к цели (Э. Торндайк), как ценности, но не все, что ценное, переживается как ценность (Э.Шпрангер), как динамическое единство внешнего и внутреннего. Познать природу мотивационной сферы личности возможно наиболее успешно при глубоком понимании ее внутренней структуры. В концептуальном построении модели развития МС личности интересны позиции З. Фрейда, обосновавшего направленность человеческого развития; А. Маслоу, открывшего мотивацию роста как стремление личности актуализировать свой потенциал; Э. Фромма – основателя гуманистического подхода к личности с ориентацией личности на мотивационную модель власти над собой; К. Хорни, рассматривающей развитие мотивационной сферы личности в зависимости от переживания чувств быть любимым, желанным, защищенным от опасности враждебного мира; Н.Б. Энкельмана, обратившего внимание на развитие харизматической личности с искусством очаровывать окружающих и увлекать за собой. В зарубежной психологии с учетом изучения побуждений, желаний, осознания поведения мотивы рассматриваются в системе субъект – субъектных отношений [2].
В рамках сущностного подхода к мотивации и мотивационной сфере личности, а именно, раскрытию понятия природы и структуры, нами было установлено, что «мотивация» используется в психологии и педагогике в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, намерения, цели, интересы, стремления) и как характеристика процесса, который поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. В первом случае мотивация рассматривается как сложная система, в которую включены иерархизированные структуры, являющиеся относительно устойчивым единством элементов, их отношений и целостности объекта. Наличие многообразия функций мотивации показывает, что мотивация не только предшествует поведению, но и постоянно присутствует на всех его этапах. В.Г. Асеев, содержательно исследуя истоки мотивации, выделил биосоциальный, психологический, динамический, содержательный, личностный ее аспекты [1]. В.К. Вилюнас рассматривает мотивацию с позиции онтогенетического развития [6,7]. Под феноменом мотивации он понимает особый пласт «образа мира», составляемый множеством пристрастных отношений субъекта ко всему, что происходит в некоторый момент его жизни.
Во втором случае подходы к изучению мотивационной сферы личности, ее понятий, структуры и содержательной стороны мотивов представлены в исследованиях В.С. Мерлина [15], К.А. Абульхановой-Славской, А.К. Марковой [13], А.В. Петровского [22], Р.С. Немова [17], В.Г. Леонтьева [12] и др. К.А. Абульханова-Славская в структуре мотивационной сферы выделяет основные компоненты: ценности деятельности, личностную мотивацию, смысловую деятельность. А.К. Маркова в структуру мотивационной сферы включает побуждения, идеалы и ценностные ориентации, надежды, потребности, мотивы, цели и интересы [13].
В исследованиях, изучающих мотивационную сферу личности курсанта в профессионально-личностном становлении, обнаруживается тенденция раскрытия структурных образований мотивационной сферы личности и деятельности, включая: мотивацию профессиональной ориентации и самоопределения, мотивацию профессионального выбора, мотивацию обучения, мотивацию развития профессиональных способностей, мотивацию уровня профессиональной подготовки современного специалиста.
Чрезвычайная сложность и многогранность структурного образования мотивационной сферы личности обусловлена тем, что на сегодняшний день в науке отсутствует ее однозначная трактовка и определение. Несмотря на многочисленные подходы исследователей в изучении мотивационно-потребностной сферы личности, в определении регуляционного начала, установок и мотивов поведения в онтогенезе, все еще остается недостаточно разработанной структура мотивационной сферы личности в отечественной и зарубежной психологии, факторы, условия и средства ее формирования.
Сравнение междисциплинарных (философских, психолого-педагогических, социологических) направлений в исследовании мотивации, мотивационной сферы личности показало, что сближение идей различных научных школ основано на антропологическом принципе, для которого характерны ориентация на личность и комплексность, интегративность способов положительного влияния на ее развитие. Кроме сходных тенденций в исследовании мотивации, мотивационной сферы личности, определены различающиеся тенденции отечественной и зарубежной психологии. В отечественной психологии признана максимальная ориентация на фундаментальность исследований, в зарубежной - на конкретную практику.
Мотивационная сфера поведения личности представляет интерес в связи с проникновением в процессе исследования во внутренний план действий развивающегося человека, его приобщения к пониманию своего внутреннего мира и отработки умений в саморегуляции, самовоспитании и самоуправлении своим поведением. Формирование мотивационной сферы зависит от особенностей целенаправленной деятельности и различных социально-психологических контактов самопознания и самосовершенствования [14].
Вышесказанное
позволяет сделать вывод о том, что исследование
мотивационной сферы личности все еще
представляет недостаточно изученную
область педагогики и психологии и должно
проводиться комплексно, в более широком
социально-личностном контексте.
1.3Влияние мотивационной сферы личности на эффективность
деятельности
Несмотря на возрастающее внимание к проблеме личностной обусловленности процесса формирования субъекта деятельности, до настоящего времени ощущается дефицит исследований в области совершенствования принципов и методов изучения личностных свойств и качеств и, в частности, содержания и динамики мотивов субъекта деятельности на этапах его становления как профессионала.
В отечественной и зарубежной литературе имеется большое количество научных данных или относительно общих констатации факта существенного влияния мотивации (совокупности факторов, побуждающих, организующих и направляющих поведение человека) на успешность освоения и выполнения конкретной деятельности. Отмечается особая роль мотивации в обеспечении эффективности и безопасности деятельности специалистов сложных и опасных профессий.
Мотивация трудовой деятельности - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к трудовой деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей [5].
В литературе достаточно широко представлены материалы теоретического изучения мотивации и, в частности, суждения о ней как комплексном феномене, связанном с когнитивной, эмоциональной и волевой сферами личности; об особенностях зарождения, формирования и проявления мотивов; о роли «мотиваторов» - психологических факторов (нравственный контроль, предпочтения, интересы и т.п.), участвующих в конкретном мотивационном процессе и определяющих принятие человеком той или иной линии поведения.
В практической психологии влияние мотивации на уровень профессиональной пригодности рассматривается как с точки зрения измерения эффектов воздействия тех или иных мотивов на процесс достижения профессиональных результатов, так и с позиции регулирующей функции мотивов в формировании заданного уровня профессиональной пригодности.
Анализ
литературы показывает, что из всей совокупности
профессионально значимых качеств и личностных
особенностей, определяющих успешность
обучения профессии и последующей трудовой
деятельности, одно из основных значений
придается системе ценностно-смысловых
ориентиров личности, направленности
и интенсивности побудительных сил, устремлений
на достижение ближайших и отдаленных
целей в развитии и реализации субъекта
деятельности.
Выводы по главе 1
Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. Термин "мотивация", взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных.
Поведение человека может быть описано с разных сторон. В процессуальном плане, любой поведенческий акт имеет начало, течение и завершение. Он может быть также охарактеризован с точки зрения интенсивности и направления. Изучение мотивации - это анализ причин и факторов, которые инициируют и энергетизируют активность человека, а также направляют, поддерживают и приводят к завершению определенный поведенческий акт. Важнейшей особенностью мотивированного действия является наличие интенции - намерения к его выполнению. Для объяснения детерминации человеческого поведения создаются многочисленные психологические теории мотивации, которые строятся на системе допущений о природе человека и устанавливают законы инициации и регуляции человеческого поведения. В большинстве мотивационных теорий анализируются три основных параметра поведенческой активности: инициация, интенсивность и направление.
Смысл
мотивационного процесса заключается
не только в преодолении негативного
состояния аффективной напряженности,
возникающей на первой стадии, но и в притоке
энергии, сопровождающем процессы достижения
объекта потребности и удовлетворения
самой потребности. Поэтому мотивационный
процесс — это всегда в той или иной форме
дилемма между получением при этом энергии
и накоплением энтропии, дилемма, решение
которой на уровне человека обусловлено
уже не столько индивидными особенностями,
сколько социальными нормами.
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей мотивации трудовой деятельности
2.1 Цели, задачи, гипотезы исследования
В нашем исследовании была поставлена цель: теоретические и эмпирически проанализировать проблему влияния мотивационной сферы на успешность деятельности.
В соответствии с поставленной целью, нами были выдвинуты следующие гипотезы: существует взаимосвязь между показателями мотивационной сферы личности и успешностью деятельности – люди с высокими показателями мотивации успеха будут более успешны в трудовой деятельности, нежели сотрудники с несформированной мотивацией.
Так же можно предположить, в зависимости от статуса и профессионального положения на предприятии будут различны особенности проявления мотивационной сферы:
1.
менеджеры исследуемой
2.у руководителей доминирующими мотивациями в работе будут ориентировка на результат, на труд, возможно доминирование ориентации на власть, в то время как у рядовых сотрудников – ориентация на деньги, на процесс.
В экспериментальном исследовании были поставлены следующие задачи:
1.подобрать диагностические методики по выявлению особенностей мотивационной сферы личности, по оценке мотивационной сферы руководителей и рядовых сотрудников организации;
2.апробировать
подобранные диагностические
Информация о работе Мотивационная сфера личности и успешность деятельности