Мотивационная сфера личности и успешность деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:12, дипломная работа

Описание

Цель исследования: теоретические и эмпирически проанализировать особенности мотивационной сферы личности и выявить ее влияние на успешность деятельности.
Объектом исследования мотивационная сфера личности.
Предметом исследования является влияние мотивационной сферы на успешность деятельности.
Указанная цель предопределила постановку и последовательное решение следующих задач исследования:

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей мотивационной сферы личности и их влияние на успешность деятельности 6
1.1Определение понятия «мотивационная сфера личности» 6
1.2.Основные научные подходы к исследованию мотивационной сферы личности 8
1.3Влияние мотивационной сферы личности на эффективность
деятельности 13
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей мотивационной сферы личности и успешности деятельности 16
2.1 Цели, задачи, гипотезы исследования 16
2.2 Организация исследования 21
2.3. Результаты исследования 22
2.4 Обработка результатов исследования и рекомендации 25
Выводы по главе 2 30
Заключение 32
Библиография 35
Приложения 37

Работа состоит из  1 файл

Мотивационная сфера личности и успешность деятельности.doc

— 287.50 Кб (Скачать документ)

       Для создания эффективной  системы управления  эти условия   должны найти свои  аспекты реализации  тех или иных  факторов и подсистем  мотивационной модели. Это возможно при  взаимодействии многоуровневой  организации предприятия  с окружающей культурно-экономической и социально-психологической средой.   Мотивация действительно повышает базовую производительность труда. Высокомотивированный сотрудник на самом деле лучше работает. Организации, чьи сотрудники хорошо работают, в целом показывают лучшие результаты, а изменение отношения работников к труду повышает прибыльность компании.

 

Выводы по главе 2

     На  основании анализа научной литературы по проблеме исследования мы выяснили теоретические аспекты исследуемого вопроса, после чего были подобраны  методики по оценке особенностей мотивационной сферы сотрудников компьютерного предприятия:

     1.Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной.

     2.Измерение мотивации достижения А. Мехрабиана.

     3.Оценка  успешности деятельности сотрудников путем беседы с генеральным директором компании.

     В эксперименте принимали участие 40 сотрудников  компьютерного предприятия, среди  которых было 20 руководителей отделов  – менеджеры среднего звена, и 20 рядовых сотрудников.

     Для подчиненных, в отличие от руководителей, типичным является преобладание ориентации в профессиональной деятельности на процесс и деньги, ценными для руководителей являются: ориентация на результат, стремление к альтруизму, труду, власти. Для группы руководителей характерно преобладание (особая значимость) следующих ценностей: профессиональной компетентности; менеджмента; вызова; интеграции стилей жизни;  предпринимательства. Важнейшими ценностями для подчиненных выступили следующие: стабильности работы;  стабильности места жительства; служения. Так же мы смогли выяснить, что руководители предприятия более мотивированы на успех и на достижения предприятия, чем рядовые сотрудники и менеджеры среднего звена более подготовлены к риску, чем рядовые сотрудники. При оценке показатели успешности деятельности было выявлено, что в целом по группе руководители более успешные и эффективные сотрудники, чем рядовые сотрудники.

     При более детальном анализе полученных результатов, можно отметить, что  у сотрудников, у которых отмечен высокий уровень эффективности, успешности деятельности, определена мотивация к успеху, направленность на результат работы, желание работать и достигать определенных высот. У сотрудников, у кого отмечены невысокие показатели успешности деятельности, отмечена мотивация к избеганию неудач, определено нежелание работать и достигать каких-либо целей, т.е. данные работники «плывут по течению» и являются недостаточно мотивированными специалистами.

     Следовательно, мы можем отметить, что полученные результаты стали доказательством гипотез исследования, поставленных в начале исследования.

     По  итогам проведенного эксперимента и  в результаты анализа полученных данных мы смогли подобрать некоторые  рекомендации по повышению мотивации  сотрудников предприятия, тем самым нами были выполнены поставленные в ходе экспериментального исследования задачи.

 

      Заключение 

     Люди  постоянно вовлечены в разнообразную  деятельность и осуществляют то или  иное поведение. Для поиска ответов  на вопрос "почему?", "ради чего выполняется определенная деятельность?" психологами был введен конструкт "мотивация".

     Поведение человека может быть описано с  разных сторон. В процессуальном плане  любой поведенческий акт имеет  начало, течение и завершение. Он может быть также охарактеризован с точки зрения интенсивности и направления. Изучение мотивации - это анализ причин и факторов, которые инициируют и энергетизируют активность человека, а также направляют, поддерживают и приводят к завершению определенный поведенческий акт. Важнейшей особенностью мотивированного действия является наличие интенции - намерения к его выполнению. Для объяснения детерминации человеческого поведения создаются многочисленные психологические теории мотивации, которые строятся на системе допущений о природе человека и устанавливают законы инициации и регуляции человеческого поведения. В большинстве мотивационных теорий анализируются три основных параметра поведенческой активности: инициация, интенсивность и направление.

     Смысл мотивационного процесса заключается не только в преодолении негативного состояния аффективной напряженности, возникающей на первой стадии, но и в притоке энергии, сопровождающем процессы достижения объекта потребности и удовлетворения самой потребности. Поэтому мотивационный процесс — это всегда в той или иной форме дилемма между получением при этом энергии и накоплением энтропии, дилемма, решение которой на уровне человека обусловлено уже не столько индивидными особенностями, сколько социальными нормами.

     На  основании анализа научной литературы по проблеме исследования мы выяснили теоретические аспекты исследуемого вопроса, после чего были подобраны методики по оценке особенностей мотивационной сферы сотрудников компьютерного предприятия. В эксперименте принимали участие 40 сотрудников компьютерного предприятия, среди которых было 20 руководителей отделов, и 20 рядовых сотрудников.

     Для подчиненных, в отличие от руководителей, типичным является преобладание ориентации в профессиональной деятельности на процесс и деньги, ценными для  руководителей являются: ориентация на результат, стремление к альтруизму, труду, власти. Для группы руководителей характерно преобладание (особая значимость) следующих ценностей: профессиональной компетентности; менеджмента; вызова; интеграции стилей жизни;  предпринимательства.

       Важнейшими ценностями для подчиненных выступили следующие: стабильности работы;  стабильности места жительства; служения. Следовательно, анализируя результаты проведенного исследование в целом и на основании обработки результатов, мы можем констатировать, что  выдвигаемые нами в начале исследования гипотезы подтвердились.

     Так же мы смогли выяснить, что руководители предприятия более мотивированы на успех и на достижения предприятия, чем рядовые сотрудники и менеджеры  среднего звена более подготовлены к риску, чем рядовые сотрудники. Так же мы смогли выяснить, что руководители предприятия более мотивированы на успех и на достижения предприятия, чем рядовые сотрудники и менеджеры среднего звена более подготовлены к риску, чем рядовые сотрудники. При оценке показатели успешности деятельности было выявлено, что в целом по группе руководители более успешные и эффективные сотрудники, чем рядовые сотрудники.

     При более детальном анализе полученных результатов, можно отметить, что  у сотрудников, у которых отмечен  высокий уровень эффективности, успешности деятельности, определена мотивация к успеху, направленность на результат работы, желание работать и достигать определенных высот. У сотрудников, у кого отмечены невысокие показатели успешности деятельности, отмечена мотивация к избеганию неудач, определено нежелание работать и достигать каких-либо целей, т.е. данные работники «плывут по течению» и являются недостаточно мотивированными специалистами. Следовательно, была замечена связь между успешностью деятельности и мотивационной сферой сотрудников  - чем выше мотивирован сотрудник, тем более успешен он в профессиональной деятельности. Мы можем отметить, что полученные результаты стали доказательством гипотез исследования, поставленных в начале исследования.

     Таким образом, в нашем исследовании, опираясь на полученные данные в ходе теоретического анализа, мы смогли организовать и провести экспериментальное исследование мотивационной сферы руководителей и рядовых сотрудников одного их компьютерных предприятий города и проанализировали полученные результаты.

       По итогам проведенного эксперимента и в результаты анализа полученных данных мы смогли подобрать некоторые рекомендации по повышению мотивации сотрудников предприятия, тем самым, нами были выполнены поставленные в исследовании задачи и достигнута первоначальная цель.

 

      Библиография 

     1.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.

     2.Бидненко АМ. «Манипулятивная установка в профессиональной деятельности менеджера», М.,2004.

     3.Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М., 1972.

     4.Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. - 1951. - Вып. 36.

     5.Варфоломеева О. В. Основы психологии деятельности: Учебное пособие. – Симферополь: Таврия, 1999,  с. 20

     6.Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.

     7.Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации // А.Н. Леонтьев и современная психология. Сборник статей памяти А.Н. Леонтьева. - М., 1983.

     8.Зинченко В. П., Мещерякова Б. Г. Психологический словарь. М.: Педагогика – Пресс, 1996, с. 72

     9.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002.

     10.Ковалев В.И., Дружинин В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психологический журнал. - 1982. - Т. 3, № 6.

     11.Котлер Ф.. Основы маркетинга: пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М., 2000, с. 244.

     12.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. - М., 1971.

     13.Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.

     14.Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.

     15.Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. - Пермь, 1972.

     16.Москвичев С.Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. - Киев, 1975.

     17.Немов Р. С. Психология Т. 1 - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997

     18.Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. - Л., 1973.- 345с.

     19.Подмарков В.Г. Методологические аспекты стимулирования и мотивации труда // Вопросы философии. - 1989. - № 5.

     20.Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие // под общ. Ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – с. 277.

     21.Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. - Самара, 2001. С.641-648.

     22.Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М., 1990, с. 219

     23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с

     24.Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. — М., 1966.

     25.Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. - Т. 1 / Под ред. Б.М. Величковского. - М., 1986. - 408 с.

     26.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. В 2 т. - Т.2. - М.: Педагогика, 1986.

     27.Цуканов Н.Н. Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его эмоциональное выгорание: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.

     28.Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. - М., 1969

Информация о работе Мотивационная сфера личности и успешность деятельности