Мотивационная сфера личности и успешность деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:12, дипломная работа

Описание

Цель исследования: теоретические и эмпирически проанализировать особенности мотивационной сферы личности и выявить ее влияние на успешность деятельности.
Объектом исследования мотивационная сфера личности.
Предметом исследования является влияние мотивационной сферы на успешность деятельности.
Указанная цель предопределила постановку и последовательное решение следующих задач исследования:

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей мотивационной сферы личности и их влияние на успешность деятельности 6
1.1Определение понятия «мотивационная сфера личности» 6
1.2.Основные научные подходы к исследованию мотивационной сферы личности 8
1.3Влияние мотивационной сферы личности на эффективность
деятельности 13
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей мотивационной сферы личности и успешности деятельности 16
2.1 Цели, задачи, гипотезы исследования 16
2.2 Организация исследования 21
2.3. Результаты исследования 22
2.4 Обработка результатов исследования и рекомендации 25
Выводы по главе 2 30
Заключение 32
Библиография 35
Приложения 37

Работа состоит из  1 файл

Мотивационная сфера личности и успешность деятельности.doc

— 287.50 Кб (Скачать документ)

     3.проанализировать  полученные в ходе экспериментального  исследования результаты;

     4. подобрать рекомендации по повышению  мотивационной сферы сотрудников.

     Для достижения уели работы, решения поставленных задач и доказательства гипотезы, мы подобрали следующие диагностические методики:

     1.Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [21].

     Цель  методики: выявить степень выраженности социально-психологических установок.

     Процедура проведения: методика проводилась в вопросно-ответной форме, ответы участников заносились в протоколы.

     Инструкция: Для использования методики можно вносить ответы в приведенный ниже протокол. Отвечая на вопросы, необходимо придерживаться следующей инструкции: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «ДА», если ваш ответ утвердителен, и «НЕТ», если вы отвечаете отрицательно, а ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос».

     Вариант 1

     Выявление степени выраженности социально-психологических  установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»

     Вариант 2

     Выявление степени выраженности социально-психологических  установок, направленных на «свобода - власть», «труд - деньги»

     Обработка результатов: За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл.

     Интерпретация результатов теста

     Ориентация  на процесс. Обычно люди более ориентированы  на процесс, менее задумываютсянад  достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.

     Ориентация на результат. Люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.

     Ориентация  на альтруизм. Люди, ориентирующиеся  на альтруистические ценности, часто  в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.

     Ориентация  на эгоизм. Люди с чрезмерно выраженным эгоизмом встречаются довольно редко. Известная доля “разумного эгоизма” не может навредить человеку. Скорее более вредит его отсутствие, причем это среди людей “интеллигентных  профессий” встречается довольно часто.

     Ориентация  на труд. Обычно люди, ориентирующиеся  на труд, все время используют для  того, чтобы что-то сделать, не жалея  выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.

     Ориентация на деньги. Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния.

     Ориентация  на свободу. Главная ценность для  этих людей это свобода. Очень  часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание “свободы” и “деньги”.

     Ориентация  на власть. Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью  является влияние на других, на общество.

     2.Измерение мотивации достижения А. Мехрабиана [21].

     Цель: Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.

     Процедура: Тест представляет собой опросник, имеющий две формы – мужскую (форма А) и женскую (форма Б).

     Инструкция: «Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:

     +3 – полностью согласен

     +2 – согласен

     +1 – скорее согласен, чем не согласен

     0 – нейтрален

     - 1 – скорее не согласен, чем согласен

     - 2 – не согласен

     - 3 – полностью не согласен

     Прочтите  утверждение теста и оцените  степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов  против номера утверждения поставьте  цифру, которая соответствует степени  вашего согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.

     Обработка результатов: Процедура подсчета суммарного балла. Для определения суммарного балла необходимо пользоваться следующей процедурой. Ответам испытуемых на прямые пункты опросника (отмечены знаком «+» в ключе) приписываются баллы на основе следующего соотношения:

     -3      -2      -1      0      1      2      3
     1      2      3      4      5      6      7

     Ответам испытуемых на обратные пункты опросника (отмечены в ключе «–») приписываются баллы на основе соотношения:

     +      -3      -2      -1      0      1      2      3
     7      6      5      4      3      2      1

     Ключ  к мужской форме: +1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -30, +31, -32.

     Ключ  к женской форме: +1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.

     Интерпретация результатов. На основе подсчета суммарного балла определяются, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% – мотивом избежать неудачи.

     Успешность  деятельности мы оценивали при помощи беседы с генеральным директором компании, которые, проанализировав отчеты по выполнению планов продаж и по работе в целом, смог выявить уровень успешности деятельности – высокий, средний и низкий.

     Более подробное описание методик и опросники представлены в приложении 1.

     Мы  посчитали, что эти методики наиболее точно и верно помогут нам  оценить те вопросы, которые мы хотели выяснить в ходе экспериментальной  части исследования. 

 

2.2 Организация исследования 

     Исследование  мотивационной сферы у выбранной нами группы людей проводилось с учетом определенных условий работы предприятия, являющегося базой нашего исследования, в соответствии со спецификой работы и той ответственностью, которая лежит на сотрудниках. Так же мы учитывали и эмоциональный настрой в коллективе. Проводимое нами исследование базировалось на гуманном и индивидуальном подходе к людям, учитывая личностные особенности каждого испытуемого в отдельности. В ходе эксперимента мы создали для участников эксперимента максимально комфортные и удобные условия для работы.

     При проведении исследовательской работы нами соблюдалась определенная последовательность:

     1.знакомство  со спецификой работы предприятия,  выявление специфических особенностей  работы;

     2.знакомство  с работниками: руководителями и рядовыми сотрудниками;

     3.использование  специальных психологических методик  исследования участников эксперимента  и интерпретация полученных данных;

     4.оформление  заключительных выводов и подведение  итогов эксперимента.

     В экспериментальном исследовании принимали участие 40 сотрудников одного их частных компьютерных предприятий. Из них 20 руководителей отделов - менеджеры среднего звена и 20 человек – рядовых сотрудников.

     В таблице №1 представим характеристику участников исследования.

 

      Таблица №1

     Характеристика  участников исследования 

Группа руководителей Группа рядовых сотрудников
Имя Возраст Имя Возраст
Монаенкова  Анна
25
Купчина Елена
22
Грошев  Александр 29 Воробьев Евгений 26
Попов Алексей 33 Крюкова Дарья 24
Кобызева  Анастасия 37 Павлова Наталья 25
Кривякина Елена 31 Косьянова Ольга 29
Марникова Евгения 34 Лазарева Алла 41
Коновалов Олег 39 Абрамова Галина 38
Смирнов Владимир 44 Мосенков Дмитрий 33
Дулина  Анна 41 Шорохова Людмила 36
Замотаева Светлана 38 Гинниятулина  Алия 28
Кириллова Любовь 29 Халяев Анатолий 26
Михайлов  Денис 28 Кибальникова  Ирина 26
Симонова  Татьяна 30 Задбаева Баира 33
Боброва Инна 30 Ковалев Стас 30
Банько  Юлия 31 Пудак Елена 29
Тюлькин Валерий 35 Кожевни-ков  Федор 28
Чудинова  Вера 37 Бахтеева Лидия 22
Кузнецов  Петр 29 Мамаев Асхат 27
Поляков Евгений 28 Кистанов Александр 26
Старчукова  Анна 26 Шатрыкин Михаил 28
 

     2.3. Результаты исследования

     Первым  этапом нашего эксперимента стало проведение методики исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере по методике О. Ф. Потемкиной. Полученные данные сведены в таблицу №2.

     Таблица №2

     Результаты  исследования социально-психологических  установок личности в мотивационно-потребностной  сфере по методике О. Ф. Потемкиной

Имя Вариант 1 Вариант 2
процесс результат альтруизм эгоизм труд свобода власть деньги
1
Монаенкова  Анна
5 8 6 7 3 7 8 9
2 Грошев  Александр 6 7 8 7 4 5 8 8
3 Попов Алексей 4 7 5 5 4 8 7 7
4 Кобызева  Анастасия 5 7 7 8 3 7 6 5
5 Кривякина Елена 3 10 8 5 5 7 7 8
6 Марникова Евгения 5 10 7 6 8 6 8 4
7 Коновалов Олег 4 8 8 6 6 6 6 4
8 Смирнов Владимир 3 6 4 5 3 5 5 7
9 Дулина  Анна 3 8 6 4 7 4 8 9
10 Замотаева Светлана 3 5 3 3 4 4 6 5
11 Кириллова Любовь 2 6 4 5 7 3 9 8
12 Михайлов  Денис 3 7 5 7 3 4 5 5
13 Симонова  Татьяна 3 8 5 8 6 5 4 5
14 Боброва Инна 2 7 7 4 5 4 7 6
15 Банько  Юлия 5 9 8 4 8 5 8 4
16 Тюлькин Валерий 6 8 3 4 6 5 6 5
17 Чудинова  Вера 5 6 9 5 4 6 7 5
18 Кузнецов  Петр 4 9 6 6 7 7 6 7
19 Поляков Евгений 4 7 9 4 7 6 9 5
20 Старчукова  Анна 3 10 8 4 6 5 6 4
Подчиненные
1
Купчина Елена
8 7 8 6 7 4 4 9
2 Воробьев  Евгений 6 5 6 3 6 5 5 10
3 Крюкова Дарья 7 4 5 3 8 3 2 8
4 Павлова Наталья 9 3 7 5 6 3 5 8
5 Косьянова Ольга 5 7 8 1 7 6 3 8
6 Лазарева  Алла 5 8 7 3 8 6 7 6
7 Абрамова  Галина 9 5 6 5 8 5 6 9
8 Мосенков Дмитрий 7 4 4 3 6 5 4 7
9 Шорохова  Людмила 8 4 4 5 8 4 5 9
10 Гинниятулина  Алия 8 5 3 7 9 4 4 7
11 Халяев  Анатолий 9 5 4 5 7 5 3 8
12 Кибальникова  Ирина 8 3 4 4 7 4 3 7
13 Задбаева  Баира 9 5 5 3 10 2 4 8
14 Ковалев Стас 8 4 3 4 5 4 5 6
15 Пудак Елена 6 5 7 2 8 5 5 6
16 Кожевников  Федор 6 2 3 4 7 5 6 6
17 Бахтеева  Лидия 7 4 4 3 6 4 3 5
18 Мамаев  Асхат 9 4 4 5 5 7 2 6
19 Кистанов  Александр 6 3 5 4 6 6 3 8
20 Шатрыкин  Михаил 5 3 8 1 6 5 3 7

Информация о работе Мотивационная сфера личности и успешность деятельности