Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:12, дипломная работа
Цель исследования: теоретические и эмпирически проанализировать особенности мотивационной сферы личности и выявить ее влияние на успешность деятельности.
Объектом исследования мотивационная сфера личности.
Предметом исследования является влияние мотивационной сферы на успешность деятельности.
Указанная цель предопределила постановку и последовательное решение следующих задач исследования:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей мотивационной сферы личности и их влияние на успешность деятельности 6
1.1Определение понятия «мотивационная сфера личности» 6
1.2.Основные научные подходы к исследованию мотивационной сферы личности 8
1.3Влияние мотивационной сферы личности на эффективность
деятельности 13
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей мотивационной сферы личности и успешности деятельности 16
2.1 Цели, задачи, гипотезы исследования 16
2.2 Организация исследования 21
2.3. Результаты исследования 22
2.4 Обработка результатов исследования и рекомендации 25
Выводы по главе 2 30
Заключение 32
Библиография 35
Приложения 37
3.проанализировать
полученные в ходе
4.
подобрать рекомендации по
Для достижения уели работы, решения поставленных задач и доказательства гипотезы, мы подобрали следующие диагностические методики:
1.Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф.Потемкиной [21].
Цель методики: выявить степень выраженности социально-психологических установок.
Процедура проведения: методика проводилась в вопросно-ответной форме, ответы участников заносились в протоколы.
Инструкция: Для использования методики можно вносить ответы в приведенный ниже протокол. Отвечая на вопросы, необходимо придерживаться следующей инструкции: «Внимательно прочитайте вопросы и ответьте на них двумя способами: «ДА», если ваш ответ утвердителен, и «НЕТ», если вы отвечаете отрицательно, а ваше поведение не соответствует утвердительному ответу на вопрос».
Вариант 1
Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «альтруизм - эгоизм», «процесс - результат»
Вариант 2
Выявление степени выраженности социально-психологических установок, направленных на «свобода - власть», «труд - деньги»
Обработка результатов: За каждый ответ «Да» начисляется 1 балл.
Интерпретация результатов теста
Ориентация на процесс. Обычно люди более ориентированы на процесс, менее задумываютсянад достижением результата, часто опаздывают со сдачей работы, их процессуальная направленность препятствует их результативности; ими больше движет интерес к делу, а для достижения результата требуется много рутинной работы, негативное отношение к которой они не могут преодолеть.
Ориентация на результат. Люди, ориентирующиеся на результат, одни из самых надежных. Они могут достигать результата в своей деятельности вопреки суете, помехам, неудачам.
Ориентация на альтруизм. Люди, ориентирующиеся на альтруистические ценности, часто в ущерб себе, заслуживают всяческого уважения. Это люди, о которых стоит позаботиться. Альтруизм наиболее ценная общественная мотивация, наличие которой отличает зрелого человека. Если же альтруизм чрезмерно вредит, он, хотя и может казаться неразумным, но приносит счастье.
Ориентация
на эгоизм. Люди с чрезмерно выраженным
эгоизмом встречаются довольно редко.
Известная доля “разумного эгоизма”
не может навредить человеку. Скорее
более вредит его отсутствие, причем
это среди людей “
Ориентация на труд. Обычно люди, ориентирующиеся на труд, все время используют для того, чтобы что-то сделать, не жалея выходных дней, отпуска и т. д. Труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия.
Ориентация на деньги. Ведущей ценностью для людей с этой ориентацией является стремление к увеличению своего благосостояния.
Ориентация на свободу. Главная ценность для этих людей это свобода. Очень часто ориентация на свободу сочетается с ориентацией на труд, реже это сочетание “свободы” и “деньги”.
Ориентация на власть. Для людей с подобной ориентацией ведущей ценностью является влияние на других, на общество.
2.Измерение мотивации достижения А. Мехрабиана [21].
Цель: Модификация теста-опросника А. Мехрабиана для измерения мотивации достижения (ТМД), предложенная М.Ш. Магомед-Эминовым. ТМД предназначен для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из этих двух мотивов у испытуемого доминирует.
Процедура: Тест представляет собой опросник, имеющий две формы – мужскую (форма А) и женскую (форма Б).
Инструкция: «Тест состоит из ряда утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Чтобы оценить степень вашего согласия или несогласия с каждым из утверждений, используйте следующую шкалу:
+3 – полностью согласен
+2 – согласен
+1 – скорее согласен, чем не согласен
0 – нейтрален
- 1 – скорее не согласен, чем согласен
- 2 – не согласен
- 3 – полностью не согласен
Прочтите утверждение теста и оцените степень своего согласия (или несогласия). При этом на бланке для ответов против номера утверждения поставьте цифру, которая соответствует степени вашего согласия (+3, +2, +1, 0, -1, -2, -3). Давайте тот ответ, который первым приходит вам в голову. Не тратьте времени на его обдумывание.
Обработка результатов: Процедура подсчета суммарного балла. Для определения суммарного балла необходимо пользоваться следующей процедурой. Ответам испытуемых на прямые пункты опросника (отмечены знаком «+» в ключе) приписываются баллы на основе следующего соотношения:
-3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответам испытуемых на обратные пункты опросника (отмечены в ключе «–») приписываются баллы на основе соотношения:
+ | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Ключ к мужской форме: +1, -2, +3, -4, +5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, +13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, -23, +24, -25, -26, -27, +28, -30, +31, -32.
Ключ к женской форме: +1, +2, -3, +4, -5, -6, +7, +8, -9, +10, -11, -12, -13, +14, -15, -16, +17, -18, +19, -20, +21, -22, +23, -24, -25, +26, -27, +28, -29, -30.
Интерпретация результатов. На основе подсчета суммарного балла определяются, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого. Баллы всей выборки испытуемых, участвующих в эксперименте, ранжируют и выделяют две контрастные группы: верхние 27% выборки характеризуются мотивом стремления к успеху, а нижние 27% – мотивом избежать неудачи.
Успешность деятельности мы оценивали при помощи беседы с генеральным директором компании, которые, проанализировав отчеты по выполнению планов продаж и по работе в целом, смог выявить уровень успешности деятельности – высокий, средний и низкий.
Более подробное описание методик и опросники представлены в приложении 1.
Мы
посчитали, что эти методики наиболее
точно и верно помогут нам
оценить те вопросы, которые мы хотели
выяснить в ходе экспериментальной
части исследования.
2.2 Организация исследования
Исследование мотивационной сферы у выбранной нами группы людей проводилось с учетом определенных условий работы предприятия, являющегося базой нашего исследования, в соответствии со спецификой работы и той ответственностью, которая лежит на сотрудниках. Так же мы учитывали и эмоциональный настрой в коллективе. Проводимое нами исследование базировалось на гуманном и индивидуальном подходе к людям, учитывая личностные особенности каждого испытуемого в отдельности. В ходе эксперимента мы создали для участников эксперимента максимально комфортные и удобные условия для работы.
При проведении исследовательской работы нами соблюдалась определенная последовательность:
1.знакомство
со спецификой работы
2.знакомство с работниками: руководителями и рядовыми сотрудниками;
3.использование
специальных психологических
4.оформление
заключительных выводов и
В экспериментальном исследовании принимали участие 40 сотрудников одного их частных компьютерных предприятий. Из них 20 руководителей отделов - менеджеры среднего звена и 20 человек – рядовых сотрудников.
В таблице №1 представим характеристику участников исследования.
Таблица №1
Характеристика
участников исследования
Группа руководителей | Группа рядовых сотрудников | ||
Имя | Возраст | Имя | Возраст |
Монаенкова Анна |
25 | Купчина Елена |
22 |
Грошев Александр | 29 | Воробьев Евгений | 26 |
Попов Алексей | 33 | Крюкова Дарья | 24 |
Кобызева Анастасия | 37 | Павлова Наталья | 25 |
Кривякина Елена | 31 | Косьянова Ольга | 29 |
Марникова Евгения | 34 | Лазарева Алла | 41 |
Коновалов Олег | 39 | Абрамова Галина | 38 |
Смирнов Владимир | 44 | Мосенков Дмитрий | 33 |
Дулина Анна | 41 | Шорохова Людмила | 36 |
Замотаева Светлана | 38 | Гинниятулина Алия | 28 |
Кириллова Любовь | 29 | Халяев Анатолий | 26 |
Михайлов Денис | 28 | Кибальникова Ирина | 26 |
Симонова Татьяна | 30 | Задбаева Баира | 33 |
Боброва Инна | 30 | Ковалев Стас | 30 |
Банько Юлия | 31 | Пудак Елена | 29 |
Тюлькин Валерий | 35 | Кожевни-ков Федор | 28 |
Чудинова Вера | 37 | Бахтеева Лидия | 22 |
Кузнецов Петр | 29 | Мамаев Асхат | 27 |
Поляков Евгений | 28 | Кистанов Александр | 26 |
Старчукова Анна | 26 | Шатрыкин Михаил | 28 |
2.3. Результаты исследования
Первым этапом нашего эксперимента стало проведение методики исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере по методике О. Ф. Потемкиной. Полученные данные сведены в таблицу №2.
Таблица №2
Результаты исследования социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере по методике О. Ф. Потемкиной
№ | Имя | Вариант 1 | Вариант 2 | ||||||||||||||
процесс | результат | альтруизм | эгоизм | труд | свобода | власть | деньги | ||||||||||
1 | Монаенкова Анна |
5 | 8 | 6 | 7 | 3 | 7 | 8 | 9 | ||||||||
2 | Грошев Александр | 6 | 7 | 8 | 7 | 4 | 5 | 8 | 8 | ||||||||
3 | Попов Алексей | 4 | 7 | 5 | 5 | 4 | 8 | 7 | 7 | ||||||||
4 | Кобызева Анастасия | 5 | 7 | 7 | 8 | 3 | 7 | 6 | 5 | ||||||||
5 | Кривякина Елена | 3 | 10 | 8 | 5 | 5 | 7 | 7 | 8 | ||||||||
6 | Марникова Евгения | 5 | 10 | 7 | 6 | 8 | 6 | 8 | 4 | ||||||||
7 | Коновалов Олег | 4 | 8 | 8 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | ||||||||
8 | Смирнов Владимир | 3 | 6 | 4 | 5 | 3 | 5 | 5 | 7 | ||||||||
9 | Дулина Анна | 3 | 8 | 6 | 4 | 7 | 4 | 8 | 9 | ||||||||
10 | Замотаева Светлана | 3 | 5 | 3 | 3 | 4 | 4 | 6 | 5 | ||||||||
11 | Кириллова Любовь | 2 | 6 | 4 | 5 | 7 | 3 | 9 | 8 | ||||||||
12 | Михайлов Денис | 3 | 7 | 5 | 7 | 3 | 4 | 5 | 5 | ||||||||
13 | Симонова Татьяна | 3 | 8 | 5 | 8 | 6 | 5 | 4 | 5 | ||||||||
14 | Боброва Инна | 2 | 7 | 7 | 4 | 5 | 4 | 7 | 6 | ||||||||
15 | Банько Юлия | 5 | 9 | 8 | 4 | 8 | 5 | 8 | 4 | ||||||||
16 | Тюлькин Валерий | 6 | 8 | 3 | 4 | 6 | 5 | 6 | 5 | ||||||||
17 | Чудинова Вера | 5 | 6 | 9 | 5 | 4 | 6 | 7 | 5 | ||||||||
18 | Кузнецов Петр | 4 | 9 | 6 | 6 | 7 | 7 | 6 | 7 | ||||||||
19 | Поляков Евгений | 4 | 7 | 9 | 4 | 7 | 6 | 9 | 5 | ||||||||
20 | Старчукова Анна | 3 | 10 | 8 | 4 | 6 | 5 | 6 | 4 | ||||||||
Подчиненные | |||||||||||||||||
1 | Купчина Елена |
8 | 7 | 8 | 6 | 7 | 4 | 4 | 9 | ||||||||
2 | Воробьев Евгений | 6 | 5 | 6 | 3 | 6 | 5 | 5 | 10 | ||||||||
3 | Крюкова Дарья | 7 | 4 | 5 | 3 | 8 | 3 | 2 | 8 | ||||||||
4 | Павлова Наталья | 9 | 3 | 7 | 5 | 6 | 3 | 5 | 8 | ||||||||
5 | Косьянова Ольга | 5 | 7 | 8 | 1 | 7 | 6 | 3 | 8 | ||||||||
6 | Лазарева Алла | 5 | 8 | 7 | 3 | 8 | 6 | 7 | 6 | ||||||||
7 | Абрамова Галина | 9 | 5 | 6 | 5 | 8 | 5 | 6 | 9 | ||||||||
8 | Мосенков Дмитрий | 7 | 4 | 4 | 3 | 6 | 5 | 4 | 7 | ||||||||
9 | Шорохова Людмила | 8 | 4 | 4 | 5 | 8 | 4 | 5 | 9 | ||||||||
10 | Гинниятулина Алия | 8 | 5 | 3 | 7 | 9 | 4 | 4 | 7 | ||||||||
11 | Халяев Анатолий | 9 | 5 | 4 | 5 | 7 | 5 | 3 | 8 | ||||||||
12 | Кибальникова Ирина | 8 | 3 | 4 | 4 | 7 | 4 | 3 | 7 | ||||||||
13 | Задбаева Баира | 9 | 5 | 5 | 3 | 10 | 2 | 4 | 8 | ||||||||
14 | Ковалев Стас | 8 | 4 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 6 | ||||||||
15 | Пудак Елена | 6 | 5 | 7 | 2 | 8 | 5 | 5 | 6 | ||||||||
16 | Кожевников Федор | 6 | 2 | 3 | 4 | 7 | 5 | 6 | 6 | ||||||||
17 | Бахтеева Лидия | 7 | 4 | 4 | 3 | 6 | 4 | 3 | 5 | ||||||||
18 | Мамаев Асхат | 9 | 4 | 4 | 5 | 5 | 7 | 2 | 6 | ||||||||
19 | Кистанов Александр | 6 | 3 | 5 | 4 | 6 | 6 | 3 | 8 | ||||||||
20 | Шатрыкин Михаил | 5 | 3 | 8 | 1 | 6 | 5 | 3 | 7 |
Информация о работе Мотивационная сфера личности и успешность деятельности