Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:12, дипломная работа
Цель исследования: теоретические и эмпирически проанализировать особенности мотивационной сферы личности и выявить ее влияние на успешность деятельности.
Объектом исследования мотивационная сфера личности.
Предметом исследования является влияние мотивационной сферы на успешность деятельности.
Указанная цель предопределила постановку и последовательное решение следующих задач исследования:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей мотивационной сферы личности и их влияние на успешность деятельности 6
1.1Определение понятия «мотивационная сфера личности» 6
1.2.Основные научные подходы к исследованию мотивационной сферы личности 8
1.3Влияние мотивационной сферы личности на эффективность
деятельности 13
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей мотивационной сферы личности и успешности деятельности 16
2.1 Цели, задачи, гипотезы исследования 16
2.2 Организация исследования 21
2.3. Результаты исследования 22
2.4 Обработка результатов исследования и рекомендации 25
Выводы по главе 2 30
Заключение 32
Библиография 35
Приложения 37
Для оценки полученных результатов нами были выделены наиболее и наименее значимые параметры для каждого испытуемого. Количественная обработка представлена в параграфе 2.3.
Последним этапом диагностики стало измерение мотивации достижения по методике А. Мехрабиана, в ходе проведения которой мы выявили доминирование мотивации стремления к успеху или избегания неудач. Полученные результаты сведены в таблицу №3.
Таблица №3
Результаты измерения мотивации достижения по методике А. Мехрабиана
Результаты группы руководителей | Результаты группы рядовых сотрудников | ||
Имя | Доминирование мотивации | Имя | Доминирование мотивации |
Монаенкова Анна |
К успеху | Купчина Елена |
К успеху |
Грошев Александр | К успеху | Воробьев Евгений | К избеганию неудач |
Попов Алексей | К избеганию неудач | Крюкова Дарья | К избеганию неудач |
Кобызева Анастасия | К успеху | Павлова Наталья | К избеганию неудач |
Кривякина Елена | К успеху | Косьянова Ольга | К избеганию неудач |
Марникова Евгения | К успеху | Лазарева Алла | К избеганию неудач |
Коновалов Олег | К избеганию неудач | Абрамова Галина | К избеганию неудач |
Смирнов Владимир | К успеху | Мосенков Дмитрий | К успеху |
Дулина Анна | К успеху | Шорохова Людмила | К избеганию неудач |
Замотаева Светлана | К успеху | Гинниятулина Алия | К избеганию неудач |
Кириллова Любовь | К избеганию неудач | Халяев Анатолий | К избеганию неудач |
Михайлов Денис | К успеху | Кибальникова Ирина | К успеху |
Симонова Татьяна | К успеху | Задбаева Баира | К избеганию неудач |
Боброва Инна | К успеху | Ковалев Стас | К избеганию неудач |
Банько Юлия | К успеху | Пудак Елена | К избеганию неудач |
Тюлькин Валерий | К успеху | Кожевни-ков Федор | К успеху |
Чудинова Вера | К избеганию неудач | Бахтеева Лидия | К избеганию неудач |
Кузнецов Петр | К успеху | Мамаев Асхат | К избеганию неудач |
Поляков Евгений | К успеху | Кистанов Александр | К избеганию неудач |
Старчукова Анна | К успеху | Шатрыкин Михаил | К успеху |
В таблице №4 представим результаты оценки успешности деятельности сотрудников ООО «Позитроника», полученные в ходе беседы с генеральным директором компании.
Таблица №4
Результаты оценки успешности деятельности сотрудников
Результаты группы руководителей | Результаты группы рядовых сотрудников | ||
Имя | Уровень успешности деятельности | Имя | Уровень успешности деятельности |
Монаенкова Анна |
Высокий | Купчина Елена |
Высокий |
Грошев Александр | Высокий | Воробьев Евгений | Средний |
Попов Алексей | Средний | Крюкова Дарья | Средний |
Кобызева Анастасия | Высокий | Павлова Наталья | Низкий |
Кривякина Елена | Высокий | Косьянова Ольга | Низкий |
Марникова Евгения | Высокий | Лазарева Алла | Низкий |
Коновалов Олег | Низкий | Абрамова Галина | Средний |
Смирнов Владимир | Высокий | Мосенков Дмитрий | Высокий |
Дулина Анна | Высокий | Шорохова Людмила | Низкий |
Замотаева Светлана | Высокий | Гинниятулина Алия | Низкий |
Кириллова Любовь | Средний | Халяев Анатолий | Низкий |
Михайлов Денис | Высокий | Кибальникова Ирина | Средний |
Симонова Татьяна | Высокий | Задбаева Баира | Низкий |
Боброва Инна | Высокий | Ковалев Стас | Низкий |
Банько Юлия | Высокий | Пудак Елена | Низкий |
Тюлькин Валерий | Высокий | Кожевни-ков Федор | Высокий |
Чудинова Вера | Средний | Бахтеева Лидия | Низкий |
Кузнецов Петр | Высокий | Мамаев Асхат | Низкий |
Поляков Евгений | Высокий | Кистанов Александр | Низкий |
Старчукова Анна | Высокий | Шатрыкин Михаил | Средний |
Таким образом, нами были организовано и проведено экспериментальное исследование особенностей мотивационной сферы и успешности деятельности. Проведем количественный и качественный анализ полученных результатов.
2.4 Обработка результатов
исследования и
рекомендации
При
помощи проведения диагностики на измерение
мотивации достижения мы смогли определить,
что в группе руководителей компьютерного
предприятия преобладает
При обработке полученных результатов по методике диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной для оценки полученных результатов нами были выделены наиболее и наименее значимые параметры для каждого испытуемого. На основании сравнения средних показателей можно увидеть, для какой группы та или иная ценность является более значимой (чем больше среднее значение, тем выше ее значимость). В таблице №5 представим количественную обработку результатов по данной методике.
Таблица №5
Количественная
обработка результатов
диагностики социально-
№ п/п | ценности | значение t | уровень значимости, р< | ценность
более
важна для: |
1 | процесс | 5,618 | 0,01 | подчиненных |
2 | результат | 4,808 | 0,01 | руководителей |
3 | альтруизм | 1,289 | нет | ------ |
4 | эгоизм | 2,307 | 0,05 | руководителей |
5 | труд | 2,495 | 0,05 | подчиненных |
6 | свобода | 1,515 | нет | ------ |
7 | власть | 4,416 | 0,01 | руководителей |
8 | деньги | 2,047 | 0,05 | подчиненных |
9 | профессиональная компетентность | 4,072 | 0,01 | руководителей |
10 | менеджмент | 8,082 | 0,01 | руководителей |
11 | независимость | 4,750 | 0,01 | руководителей |
12 | стабильность работы | 2,028 | 0,05 | подчиненных |
13 | стабильность места жительства | 5,393 | 0,01 | подчиненных |
14 | служение | 6,118 | 0,01 | подчиненных |
15 | вызов | 2,984 | 0,05 | руководителей |
16 | интеграция стилей жизни | 1,291 | нет | ------ |
17 | предпринимательство | 4,076 | 0,01 | руководителей |
Из таблицы следует, что между руководителями и подчиненными есть значимые различия в мотивационно-потребностной сфере по следующим параметрам:
1.для
подчиненных, в отличие от
2.ценными для руководителей являются: ориентация на результат, эгоизм, труд, власть.
Таким образом, можно утверждать, что менеджеры предприятия отличаются высокой мотивационной готовностью к профессиональной деятельности, готовностью к риску и направленность на успех, в то время, как рядовые сотрудники направлены на избегание неуда, недостаточно готовы к риску и в целом, уровень мотивационной готовности невысок. Для группы руководителей характерно преобладание (особая значимость) следующих ценностей: профессиональной компетентности; менеджмента; вызова; интеграции стилей жизни; предпринимательства. Важнейшими ценностями для подчиненных выступили следующие: стабильности работы; стабильности места жительства; служения.
При детальном анализе полученных результатов мы можем заметить, что существует зависимость между мотивацией к успеху и достижениям и удовлетворенностью работой – у рядовых сотрудников невысокие показатели между удовлетворенностью. Работой, что негативно сказывается на мотивации – доминирующая мотивация – на избегание неудач и низкие показатели мотивации к успеху. В группе руководителей мы заметили обратную зависимость – высокая степень удовлетворенностью работой, высокие показатели направленности на мотивации. К успеху и достижение профессиональных высот.
Таким образом, мы провели эмпирическое исследование особенностей мотивационной сферы и ее влияние на трудовую деятельность, в ходе которого нами была выявлена значительная разница в уровне сформированности мотивации участников эксперимента.
Мы выяснили, что между руководителями и подчиненными есть значимые различия в мотивационно-потребностной сфере по следующим параметрам:
1.для
подчиненных, в отличие от
2.ценными для руководителей являются: ориентация на результат, эгоизм, труд, власть.
В результате проведения оценки успешности деятельности сотрудников, было выявлено, что в группе руководителей высоко успешных сотрудников – по мнению генерального директора и по данным отчетов по продажам – 16 человек, средний уровень успешности деятельности имеют 3 человека и только у 1 руководителя уровень успешности деятельности на низком уровне.
В группе рядовых сотрудников отмечены более низкие показатели успешности деятельности – только у 3 человек отмечен высокий уровень успешности деятельности. У 5 человек – средние показатели и у 12 человек выявлены низкие показатели успешности деятельности – как отмечает генеральный директор компании, данные сотрудники не выполняют план продаж, имеют нарекания со стороны коллег и покупателей и являются недостаточно квалифицированными специалистами.
При
более детальном анализе
Так же было отмечено, что менеджеры предприятия отличаются высокой мотивационной готовностью к профессиональной деятельности, направленность на успех, в то время, как рядовые сотрудники направлены на избегание неудач, уровень мотивационной готовности невысок. Для группы руководителей характерно преобладание (особая значимость) следующих ценностей: профессиональной компетентности; менеджмента; вызова; интеграции стилей жизни; предпринимательства. Важнейшими ценностями для подчиненных выступили следующие: стабильности работы; стабильности места жительства; служения. Следовательно, выдвигаемые нами в начале исследования гипотезы, подтвердились.
Мы считаем, что необходимо рассмотреть некоторые рекомендации по развитию мотивационной сферы, повышению мотивации рядовых сотрудников, применение которых, по нашему мнению, окажет положительное влияние на успех предприятия и его профессиональной деятельности в целом [28].
В первую очередь, стоит отметить, что универсальных мотивационных подходов в управлении персоналом не существует. А общие принципы управления человеческим фактором порождают различные системы мотивации со своими особенностями, исходя из специфики предприятий. Вместе с тем, российские менеджеры по управлению персоналом вполне могут использовать имеющиеся мотивационные схемы управления, учитывающие уровень развития предприятия. При этом нужно исходить из того, что они не могут быть застывшими и нуждаются в постоянном совершенствовании, направлены на решение конкретных задач, стоящих на определенном этапе развития предприятия, становления коллектива. Следует не только мотивировать персонал, но и своевременно диагностировать первые признаки его демотивации, если они по каким либо причинам имеют место, уметь найти новые подходы к организации труда, его оплате, стимулированию с учётом всего спектра сложившихся в коллективе социально-экономических отношений, мотивов поведения каждого работника [25].
Информация о работе Мотивационная сфера личности и успешность деятельности