Мотивы учения младших школьников и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: выявить ведущие мотивы учения младших школьников и подростков.

Задачи курсовой работы:

1) сделать анализ научной психологической литературы по проблеме исследования;

2) изучить мотивы учения младших школьников и подростков;

3) установить различия в мотивах учения младших и старших школьников.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы учебной мотивации школьников
Понятие мотива и мотивации в современной психологической науке 6
Учебные мотивы как составляющая успешной учебной деятельности школьника 10
Особенности мотивов учения школьников на разных этапах обучения 16

Глава 2. Исследование мотивов учения школьников на разных этапах обучения

2.1. Организация исследования 22

2.2. Описание и анализ полученных результатов 24

Заключение 30

Библиографический список 32

Приложения

Работа состоит из  1 файл

все.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)
  1. недостаточная действенность мотивов, так как они сами по себе долго не поддерживают учебную деятельность;
  2. неустойчивость, ситуативность интересов;
  3. малоосознанность мотивов, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в данном предмете;
  4. слабая обобщенность интересов, которые могут охватывать один или несколько учебных предметов, объединенных по их внешним признакам;
  5. мотивы учения чаще содержат в себе ориентировку школьника на результат учения (знания, причем с их фактической, иллюстративной стороны и лишь затем — закономерности), а не на способы учебной деятельности.

      Все эти особенности обуславливают  поверхностный, зачастую недостаточный интерес к учению.

      Общая динамика мотивов учения детей от 1 к 3 классу такова: вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т. д.), затем возникает интерес к первым результатам учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого к процессу, содержанию учения, а еще позднее — к способам добывания знаний [8, с. 63].

      Подобные сдвиги в мотивационной сфере происходят, как предполагает Л. И. Божович, потому, что не удовлетворяется познавательная потребность учащихся, а это связано с методикой их обучения, в частности с излишним количеством упражнений, направленных на выработку умений. В результате чрезмерно загружается память и недостаточно используется интеллект [1, с. 120].

      У младших школьников «знаемые» мотивы часто не соответствуют реальным, побуждающим их к учебной деятельности. По данным  
Г. Г. Гусевой, диапазон «знаемых» мотивов у учащихся 2-3-х классов весьма широк и включает и познавательные, и социальные мотивы. В первую тройку вошли: «хочу больше знать», «интересно узнавать новое», «хочу получать отличные отметки». Последними названы: «все учатся»; «не хочу, чтобы ругали».

      У школьников, хорошо успевающих и проявляющих  интерес к знаниям, «знаемые»  мотивы совпадают с реальными. У слабоуспевающих школьников основным является мотив «избегание наказания». [7, 146].

      М. В. Матюхина отмечает, что не все  мотивы осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. К плохо осознаваемым относятся мотивы долга и ответственности, благополучия, престижные, целый ряд мотивов, связанных с содержанием и процессом учения. Но именно эти мотивы чаще всего выступают в качестве реальных побудителей учебной деятельности. В то же время мотив самоопределения, на который чаще всего указывают школьники, является не реально действующим, а просто «знаемым» [9, 57].

      Внешние мотивы также влияют на учебную деятельность ребенка. Они делятся на престижные и «принудительные» (угроза наказания). Последние, если выражены сильно, создают стрессовые ситуации, отрицательно влияющие на мышление школьников и снижающие доминирование интереса к учению.

      Очевидно, что мотиваторами учебной деятельности младших школьников могут быть социально-психологические  факторы: желание хорошо выглядеть  в глазах одноклассников, обожание своего учителя, желание доставить ему удовольствие своим ответом на уроке и получить от него похвалу [8, с. 63].

      Е. П. Ильин подчеркивает, что перед младшими школьниками целесообразно ставить не крупномасштабные цели, а ближайшие, дробные. Это благоприятствует тому, что ребенок доведет начатое до конца.

      В 3-4-х классах начинает проявляться  избирательное отношение школьников к отдельным учебным предметам, в результате чего общий мотив учебы становится все более дифференцированным: появляется как положительная, так и отрицательная мотивация к процессу учения в зависимости от интереса к предмету. Однако в этом возрасте познавательные интересы детей, как правило, являются еще эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок заканчивается.

      Наконец, в 3-4 классах снижается роль учителя в побуждении к учебной деятельности в связи со снижением его авторитета. Это обусловлено и повышением самостоятельности школьников и большей их ориентацией на мнение одноклассников.

      Следует охарактеризовать также средний  школьный возраст с точки зрения мотивационной сферы учения, так  как именно эти два возрастные периода будут сравниваться в  экспериментальной части курсовой работы.

      Средний школьный возраст характеризуется объективными изменениями условий жизни ребенка: увеличивается число учебных предметов, которые усваивает ученик; появляется несколько учителей, предъявляющих разные требования к учебной деятельности школьников; усложняется материал школьных программ; расширяются виды внеклассных и внешкольных занятий; ученик включается в новые социальные контакты как внутри класса, так и вне школы.

      А. К. Маркова выделила следующие благоприятные особенности мотивации в этом возрасте:

  1. «потребность во взрослости» — стремление занять новую жизненную позицию по от ношению к миру, к другому человеку, к себе; особая восприимчивость подростка к усвоению способов, норм поведения взрослого человека;
  2. стремление подростка на основе мнения другого человека  осознать себя как личность, оценить себя с точки зрения требований другого человека и своих внутренних требований, потребность в самовыражении и самоутверждении;
  3. стремление подростка к самостоятельности;
  4. увеличение широты и разнообразия интересов (расширение кругозора), сочетающееся с появлением большей их избирательности, дифференцированности;
  5. возрастание  определенности  и  устойчивости   интересов;
  6. развитие на основе этих качеств специальных способностей подростков (музыкальных, литературных, технических и др.).

      У детей и подростков общая умственная активность заметно опережает развитие специальных интересов и способностей [8, с. 69].

      В подростковом возрасте существенно  укрепляются и учебно-познавательные мотивы, для которых характерен интерес к способам приобретения знаний. Надежной основой этих мотивов является стремление школьников ко взрослости. Им импонируют анализ и обсуждение методов познания, путей научного поиска, что очень обогащает их представления о приемах самостоятельного пополнения знаний.

      В подростковом возрасте продолжают развиваться  и мотивы самообразования.

      Особенности негативной мотивации к учению у подростка:

  1. стремление ко взрослости и нежелание прослыть маленьким среди сверстников вызывают внешнее безразличие ко мнению и отметке учителя, порой браваду, несмотря на то что реально подросток дорожит мнением взрослого.
  2. избирательный интерес к одним учебным предметам может препятствовать интересу к другим предметам из-за неумения подростка совместить их, организовать свою учебную работу;
  3. широта интересов может приводить к их поверхности и разбросанности;
  4. неустойчивость интересов приводит к их смене, чередованию;
  5. мотивы положительного отношения к учению осознаются лучше, чем мотивы отрицательного отношения.

      Динамика  мотивов учения в подростковом возрасте заключается в большей их избирательности, локализации, а также во все большей связи их с практической деятельностью. Складывается иерархия мотивов.

      Итак, мотивы и мотивация учения в целом у младших школьников и подростков отличаются. Главное содержание мотивации учения в младшем школьном возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее судьба в течение всего школьного возраста. В подростковом возрасте возникают собственно учебно-познавательные мотивы.

      Таким образом,  любая мотивация представляет собой некую систему взаимосвязанных, относительно устойчивых элементов, которые качественно и количественно меняются во времени. Мотивация зависит от внешних и внутренних факторов, состоит из аффективного и когнитивного компонентов, имеет динамическую и содержательную сторону. При этом понятие мотивации шире понятия мотива, и не сводимо лишь к их совокупности. Помимо мотивов мотивационная сфера личности включает в себя потребности, цели деятельности, интересы, задачи, желания и намерения.

      По  мнению отечественного исследователя  мотивации А. К. Марковой, мотивация  учения включает два вида мотивов: познавательные и социальные. Самым эффективным мотивом для учебной деятельности является познавательный интерес, формирование которого есть одна из целей педагога и психолога.

      Согласно  исследованиям отечественных психологов, мотивы учения на разных этапах обучения различны. В частности, в младшем школьном возрасте мотивация учения, как правило, носит внешний характер (направленность на отметку, престижные мотивы, мотивация избегания), мотивы неустойчивы, зачастую неосознанны. В подростковом возрасте ситуация меняется: мотивы становятся более дифференцированными, избирательными, направленными на практическую сторону деятельности, а также складывается иерархия мотивов. 
 
 

 

Глава 2. Исследование мотивов  учения школьников на разных этапах обучения 

      2.1. Организация исследования 

      Для выявления мотивов учения школьников и их последующего сравнения было проведено исследование. В качестве базы исследования была выбрана гимназия им. Александра Грина города Кирова.

      Были  исследованы учащиеся четвертых (10-11 лет) и десятых классов (15-16 лет). Первая выборка составила 50 детей, вторая – 49.

      Исследование  проводилось методом письменного опроса (с применением анкет), так как он позволяет охватить большее количество школьников.

      Эмпирическое  исследование состояло из трех этапов:

      1–й  этап – диагностика мотивов  учения младших школьников и  подростков с помощью методик  «Мотивы учебной деятельности»,  «Направленность на приобретение  знаний» и «Направленность на  отметку»;

      2-й  этап – выявление мотивов учения  младших школьников и подростков при обработке результатов методики «Мотивы учебной деятельности»;

      3-й  этап – выявление различий  в мотивах учения младших школьников  и подростков (статистический критерий  Q Розенбаума для несвязных выборок).

      Сначала были опрошены учащиеся четвертых классов. Методики предлагались в следующей последовательности: 1) методика «Мотивы учебной деятельности»; 2) методика «Направленность на приобретение знаний»; 3)  методика «Направленность на отметку». Анкетирование десятых классах проходило в том же порядке.

    Методика  «Мотивы учебной деятельности»

      Методика  предложена Е. П. Ильиным [7].

      Цель: выявить мотивы учебной деятельности школьника.

      Оборудование: анкета, карандаш.

      Ход работы: ученику сообщается следующая  инструкция: «Внимательно прочитайте анкету и подчеркните те пункты, которые соответствуют Вашим стремлениям и желаниям. Анкету можно дополнить». Для младших школьников можно дать более развернутый вариант инструкции: «Дети! Сегодня мы с вами будем участвовать в одном очень важном исследовании. Вот вы ходите в школу, учитесь. А для чего? почему вы учитесь? У каждого из вас есть листочек с ответами. Подумайте, как бы вы ответили на мой вопрос: «Почему вы учитесь?». Подходящие варианты ответов обведите в кружок. Подпишите вашу фамилию». Ученику выдается следующая анкета:

  1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно
  2. Учусь, потому что заставляют родители
  3. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии
  4. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки
  5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
  6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.
  7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.
  8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).
  9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
  10. Учусь потому, что хочу больше знать.
  11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
  12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.
  13. ___________________________________________

      Обработка и анализ результатов

      Мотивы  делятся на следующие группы:

      а) широкие социальные мотивы: № 3, 5.

      б) мотивация благополучия № 4

      в) престижная мотивация № 6, 12

      г) мотивация избегания .№ 2, 9.

      д) мотивация содержанием № 7,10

Информация о работе Мотивы учения младших школьников и подростков