Мотивы учения младших школьников и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:03, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: выявить ведущие мотивы учения младших школьников и подростков.

Задачи курсовой работы:

1) сделать анализ научной психологической литературы по проблеме исследования;

2) изучить мотивы учения младших школьников и подростков;

3) установить различия в мотивах учения младших и старших школьников.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы учебной мотивации школьников
Понятие мотива и мотивации в современной психологической науке 6
Учебные мотивы как составляющая успешной учебной деятельности школьника 10
Особенности мотивов учения школьников на разных этапах обучения 16

Глава 2. Исследование мотивов учения школьников на разных этапах обучения

2.1. Организация исследования 22

2.2. Описание и анализ полученных результатов 24

Заключение 30

Библиографический список 32

Приложения

Работа состоит из  1 файл

все.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

      е) мотивация процессом № 11, 1.

      ж) узкие социальные мотивы № 8

      Данная  методика поможет выявить представлены ли вышеперечисленные мотивы в учебной мотивации школьника.

      Методики «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» предложены Е. П. Ильиным и  
Н. А. Курдюковой (см. Приложение 1 и Приложение 2). Сопоставление баллов по этим методикам показывает преобладание той или иной тенденции у данного ученика: на знания или на отметку.
 
 

      2.2. Описание и анализ полученных результатов 
 

      Исследование  мотивов учения младших школьников и подростков подтвердило ожидания. Результаты исследования в полном варианте можно наблюдать в Приложении 3 и Приложении 4.

      Результаты  по методике «Мотивы учебной деятельности»  у младших школьников и подростков представлены ниже (на рис. 1). 

Рис. 1. Мотивы учения младших школьников и подростков

      Исходя  из данных гистограммы, мы видим, что мотивы благополучия и избегания у обеих групп детей выражены почти одинаково, что свидетельствует о независимости данных групп мотивов от возраста. Нет большой разницы и в представленности широких социальных мотивов, то есть долг, ответственность за плоды своей учебной деятельности, понимание социальной значимости учения выражены как у младших школьников, так и у подростков.

      Особого анализа требуют узкие социальные и престижные мотивы, а также мотивация содержанием и процессом.

      Узкие социальные мотивы очень слабо выражены у младших школьников. Эти данные полностью  совпадают  с точкой зрения отечественных психологов. В  этот период дети завершают процесс адаптации к школе и обучению вообще, то есть им присуща конформность поведения, стремление быть как все, и мало кто из младших школьников хотел бы сознательно занять какую-либо авторитетную позицию. В этом одно из отличий в мотивах учения младших школьников и школьников-подростков, среди которых на 20% больше людей, стремящихся занять особое положение в отношениях с окружающими, получить их одобрение. Это объясняется стремлением подростков ко взрослости, их индивидуализмом и максималистскими тенденциями.

      Выраженность  престижной мотивации имеет обратную картину. Престижная   мотивация характерна для детей с завышенной самооценкой (зачастую она встречается у младших школьников) и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Если  престижной   мотивации соответствуют достаточно развитые способности, она становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов.

      Мотивация содержанием подразумевает стремление ребенка к познанию новых фактов, сути явлений, их происхождения, а мотивация процессом — сам процесс совершения действия, а иногда и возможность творить (Матюхина В. М., 1984). К концу младшего школьного возраста (3-4 класс) детей все больше увлекает сам процесс учения, а стремление к познанию отдельных фактов и явлений переходит на второй план. Что подтверждается результатами исследования. Выраженность мотивов содержания и престижа, однако, выше у подростков, что также соответствует теоретическим данным, описанным в первой главе.

      Таким образом, подтверждается гипотеза о  том, что мотивы учения младших школьников и подростков отличаются.

      Огромную  роль в мотивации учения играют получаемые школьниками отметки, которые выступают  в качестве ведущего мотива обучения, по данным Л. И. Божович, более чем у половины младших школьников (Бо-жович Л. И., 1968). Данную точку зрения подтверждает проведенное исследование.

      Для математической обработки результатов  методик «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на отметку» был использован статистический критерий Q Розенбаума для несвязных выборок.

      Обработка результатов методики «Направленность  на приобретение знаний»

      Гипотеза  Hо: уровень направленности на приобретение знаний в группе подростков не превышает уровня направленности на приобретение знаний в группе младших школьников.

      Гипотеза  H1: уровень направленности на приобретение знаний в группе подростков превышает уровень направленности на приобретение знаний в группе младших школьников.

      Qэмп = 14

      Значения  Qкр (критическое) постоянны, так как количество испытуемых в каждой из выборок больше 26:

      Qкр = 8 (р ≤ 0,05)

      Qкр = 10 (р ≤ 0,01), где р – вероятность. 

        

      

      

      

      Рис. 2. График значений гипотезы

      Таким образом, принимается гипотеза H1: направленность на приобретение знаний у подростков выражена гораздо сильнее, чем у младших школьников. 
 

      Обработка результатов методики «Направленность  на отметку»

      Гипотеза  Hо: уровень направленности на отметку в группе младших школьников не превышает уровня направленности на отметку в группе подростков.

      Гипотеза  H1: уровень направленности на отметку в группе младших школьников превышает уровень направленности на отметку в группе подростков.

      Qэмп = 18

      Значения  Qкр (критическое) постоянны, так как количество испытуемых в каждой из выборок больше 26:

      Qкр = 8 (р ≤ 0,05)

      Qкр = 10 (р ≤ 0,01), где р – вероятность.

        

 
 
 

Рис. 3. График значений гипотезы

      Таким образом, принимается гипотеза H1: направленность на отметку у младших школьников выражена гораздо сильнее, чем у подростков.

      Данные  двух последних методик также  подтверждаются отечественными исследователями  мотивации. Например, Е. П. Ильин указывает, что в младшем школьном возрасте отметка выступает в качестве ведущего мотива учения. Как отмечает М. В. Матюхина, высокоуспевающие школьники-подростки осознают свое отношение к учению, в их мотивации большое место занимают познавательные интересы.

      Таким образом, все поставленные гипотезы подтвердились в результате исследования. Можно сделать вывод, что мотивы учения младших школьников и подростков значительно отличаются. В частности в качестве ведущих мотивов учения в младшем школьном возрасте выступают направленность на отметку и широкие социальные мотивы; достаточно выражена мотивация процессом. Подростковый возраст характеризуется доминантой познавательных, процессуальных и содержательных мотивов учения.

 

      

      Заключение 
 

      Проблема  изучения мотивов учения детей требует  пристального внимания, изучения и  воплощения в жизнь наработанных по этой теме теорий. В значительной степени, именно от того, насколько хорошо педагоги и психологи сумеют реализовать на практике свои знания об учебной мотивации школьников, зависит не только дальнейшая успешность учебной деятельности учеников, но также их судьба в профессиональной сфере.

      Таким образом, была поставлена цель курсовой работы: выявить ведущие мотивы учения младших школьников и подростков.

      Задачи  курсовой работы:

      – сделать анализ научной психологической литературы по проблеме исследования;

      –  изучить мотивы учения младших школьников и подростков;

      – установить различия в мотивах учения младших и средних школьников.

      Был проведен анализ научной психологической  литературы по теме. Курсовая работа опирается  на теоретические основы мотивов  учения, предложенные отечественными психологами А. К. Марковой и  
Е. П. Ильиным.

      Далее было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение мотивов учения младших школьников и подростков, затем  были проанализированы результаты экспериментальных данных с целью  установления различий в мотивах учения младших и старших школьников.

      В результате эмпирического исследования были получены следующие данные:

      – в младшем школьном возрасте интерес для детей представляет, прежде всего, внешняя сторона процесса учения, преобладают мотивы отметки и широкие социальные мотивы;

      – в подростковом возрасте интерес проявляется в основном к отдельным предметам, тем не менее, он вызван преобладанием познавательных мотивов, большое место занимают также мотивация содержанием и процессом.

      Полученные  результаты подтверждают все гипотезы, поставленные в курсовой работе:

      1) мотивы учения младших школьников  и подростков существенно отличаются;

      2) у младших школьников ведущим  мотивом является интерес к  внешней стороне процесса учения;

      3) у старших школьников ведущим  является учебно-познавательный мотив учения.

      Итак, в ходе исследования выявлены ведущие  мотивы учения младших школьников и  подростков, а также показаны различия этих мотивов. Практическая значимость исследования велика. Полученные данные могут помочь школьному учителю наиболее эффективно подобрать методы обучения, стиль общения с учащимися в зависимости от их возраста, что сформирует или укрепит самый важный мотив учения – познавательный интерес.

 

       Библиографический список

  1. Божович Л.И. Избранные психологические труды/под ред Д.И. Фельдштейна. М., 1995.
  2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972.
  3. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. Для вузов / И.А. Зимняя. – М. : Логос, 1999. – 384 с.
  4. Джирдарьян И.А. О мете потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности. М., 1974.
  5. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников//Лучшие страницы педагогической прессы-2004 -№1.С76
  6. Асеев В. Г. Проблема мотивации и личность //Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  7. Ильин, Е.П.  Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин – СПб : Питер, 2000. – 512 с.
  8. Маркова, Аэлита Капитоновна.  Формирование мотивации учения в школьном возрасте - Пособие для учителя. — М., Просвещение, 1983. —96 с.
  9. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1984.
  10. Елфимова Н. В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников.— Вопросы психологии, 1982, № 2, с. 60—67.
  11. Зайцев С. В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников [Текст]/ С. В. Зайцев //Вопросы психологии. - 2009. - № 5. - C. 54-63.
  12. Фридман, Лев Моисеевич. Психологическая наука - учителю [Текст]/ Л. М. Фридман, К. Н. Волков. - М.: Просвещение, 1985. - 224 с.: ил. - (Б-ка учителя по общим проблемам теории обучения и воспитания)
  13. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. — М., 1981. (Мотивация учения: 5—26.)
  14. Беспалько, Владимир Павлович. Дидактический процесс [Текст]/ Владимир Павлович Беспалько //Школьные технологии. - 2007. - № 1. - C. 57-72.
  15. Мильман В. Э. Мотивация и эмоциональность: их измерение и взаимодействие у учащихся // Эмоции в физическом воспитании учащихся. М., 1987. С. 101 — 120.
  16. Научные исследования в образовании. № 6, 2009 [Текст]. - М., 2009. - 68 с. - (Прил. к журн. "Профессиональное образование. Столица")
  17. Психология мышления [Текст]: сб. пер. с нем. и англ./ под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Прогресс, 1965. - 532 с
  18. Такман Б. У. Педагогическая психология [Текст]: от теории к практике : пер. с англ./ Б. У. Такман. - М.: Прогресс, 2002. - 571 с. - Библиогр. в конце глав
  19. Учителям и родителям о психологии подростка [Текст]/ под ред. Г. Г. Аракелова. - М.: Высш. шк., 1990. - 304 с

Информация о работе Мотивы учения младших школьников и подростков