Наглядность в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:15, реферат

Описание

Термином "наглядность" обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения технологии и др. предметов. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Работа состоит из  1 файл

Термином.docx

— 113.09 Кб (Скачать документ)

1.1  Термином "наглядность" обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения технологии и др. предметов. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта или явления, которое  создается человеком в результате процессов восприятия, памяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого образа и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ данного объекта.

В психолого-педагогической литературе под наглядностью понимают следующее :

- наглядность - свойство, особенность психических образов объектов.

- наглядность - показатель простоты и понятности для данного человека того психического образа, который он создает в процессе восприятия, памяти, мышления и воображения.

 

1.2 Психологическое обоснование наглядности

Наглядность - это свойство, выражающее степень доступности  и понятности психических образов  объектов познания, для познающего субъекта; один из принципов обучения. В процессе создания образа восприятия объекта наряду с ощущением участвуют  память и мышление. Образ воспринимаемого  объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует  и осмысливает объект, соотносит  его с уже имеющимися у него знаниями.

Наглядный образ возникает  не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Образы представления существенно  отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов  восприятия, но у разных людей они  различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядных образов  представления может быть различной  в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени  наглядных исходных образов восприятия. Существуют также образы воображения - образы таких объектов, которые  человек никогда непосредственно  не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Благодаря образам  воображения человек способен вначале  представить себе продукт своего труда, и лишь затем приступить к  его созданию, представить различные варианты своих действий.

Чувственное познание даёт человеку первичную информацию об объектах в  виде их наглядных представлений. Мышление перерабатывает эти представления, выделяет существенные свойства и отношения  между разными объектами и  тем самым помогает создавать  более обобщённые, более глубокие по содержанию психические образы познаваемых  объектов.

Наглядность не есть какое-то свойство или качество реальных объектов, предметов или явлений, как думал  Я.А. Коменский и многие другие. Чувственность  и наглядность – это разные свойства. Наглядность есть свойство, особенность психических образов  этих объектов. И когда говорят  о наглядности тех или иных предметов, то на самом деле имеют  в виду наглядность образов этих предметов.

Наглядность есть показатель простоты и понятности для данного  субъекта того психического образа, который  создается в процессе восприятия и последующей умственной обработки  какого-либо реального объекта. Поэтому  ненаглядным может быть образ  реального объекта или явления, и, наоборот, вполне наглядным может быть образ предмета или явления, не существующих реально, а созданных нашим воображением.

Наглядность или не наглядность  образа, возникающего у человека, зависит  главным образом от особенностей последнего, от уровня развития его  познавательных способностей, интересов  и склонностей, наконец, от потребности  и желания увидеть, услышать, ощутить  данный объект, понять его, создать  у себя яркий, понятный образ этого  объекта. Сам по себе, непроизвольно  наглядный образ, как правило, не возникает. Он образуется только в результате активной деятельности субъекта, направленной на его создание. Поэтому если несколько  человек рассматривают один и  тот же реальный объект, то у одних  возникает наглядный образ этого  объекта, они понимают, что это  за объект, а у других наглядного образа объекта не образуется, хотя они также смотрели и разглядывали этот объект, но так и не поняли, что  он собой представляет. Наглядный  материал (пособия) служит как бы внешней  опорой внутренних действий, совершаемых  обучаемым в процессе овладения соответствующими знаниями.

При введении в обучение наглядного материала нужно учитывать по крайней мере два следующих психологических момента:

-какую конкретную роль  наглядный материал должен выполнять  в процессе усвоения;

- в каком отношении  находится предметное содержание  данного наглядного материала  к предмету, подлежащему осознанию и усвоению.

Место и роль наглядного материала  в процессе обучения определяется отношением к той деятельности обучаемого, в  которой данный материал способен занять структурное место, к цели его  действий и той деятельности, которая  ведет к осознанию того, что  нужно усвоить. Это отношение  может быть трояким. Во-первых, та и  другая деятельности могут совпадать  между собой, что обеспечивает прямую действенность наглядности. Далее, первая деятельность может подготовлять собой вторую, и тогда требуется  лишь правильно и четко выделить соответствующие этапы педагогического процесса.

 

1.3 Функции наглядного материала.

Функция наглядного материала  может быть очень разной. Одно дело, когда в процессе обучения возникает  задача дать студентам живой, красочный образ недостаточно известного им кусочка действительности, расширить в этом направлении их чувственный опыт, обогатить их впечатления – словом, сделать для них, возможно, более конкретным, более точно представленным тот или иной круг явлений. В этом случае использование фотографий, картин, кино– и телефильмов и других видов иллюстраций поможет обучаемым сделать более ощутимым то, о чем идет речь в обучении. Совсем другое дело в случае, когда наглядность включается непосредственно в процесс обучения в связи со специальной педагогической задачей. Имеются в виду такие случаи, как использование наглядных пособий в физике, химии, технических предметах и т. д. Наглядный материал в этих случаях представляет собой именно материал, в котором и посредством которого, собственно, предмет усвоения еще только должен быть найден. Эффективность использования наглядного материала в этом случае зависит от того, что фактически осознается обучаемыми в наглядном материале и что должно ими осознаваться в связи с определенной педагогической задачей.

Обогащая опыт обучаемых или помогая им в анализе изучаемой проблемы, средства наглядности облегчают и труд преподавателя. Однако избыток наглядности, и особенно построение ее без учета механизмов ее восприятия обучаемыми, может не облегчить, а затруднить учебный процесс. Преподавателю следует учитывать возможность осознания обучаемыми не заложенного в наглядном пособии соотношения между объектами и явлениями, а непосредственно изображенной на нем предметной реальности. В этой связи более однозначно воспринимаемыми, более удобными являются различные абстрактные схемы и знаковые модели. Они лучше усваиваются и приносят наибольший развивающий эффект при самостоятельном построении обучаемыми.

1.4 Особенности и роль наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач

Наглядным называется такое  обучение, при котором представления  и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью  их изображений. Применяя наглядность, преподаватель вносит в обучение чрезвычайно важный момент - живое  созерцание, которое, как известно, является в конечном счёте исходной ступенью всякого познания. Оно строится не на отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых обучаемым.

Средства наглядности помогают решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся; введение новизны в учебный процесс; повышение интереса к уроку; увеличение возможности непроизвольного запоминания материала; расширение объема усваиваемого материала; выделение главного в материале и его систематизация.

Я.А. Коменский в свое время  определил наглядность как важнейший  компонент процесса обучения: "Начало познания необходимо выходит из ощущений (ведь ничего не бывает в уме, чего раньше не было в ощущениях). А потому, следовательно, начинать обучение не со словесного толкования о вещах, но реального наблюдения за ними. И только после ознакомления с самой вещью, пусть о ней идет речь, выясняющее дело более всесторонне…") Это его высказывание подтверждает правильность введения средств наглядности на первое место классификации.

Слово уже далее конкретизирует, уточняет, анализирует, обобщает, усиливает  эмоциональное отношение для  внедрения в ту или иную форму  взаимодействия. Надо сказать, что в процессе обучения наглядность всегда описывается словами, выступая в этой связке, то главным доминирующим средством при вспомогательности слова, то иллюстрирует словесные построения, то в равной степени гармонично участвует в формировании образа, в соответствии с различными способностями воображения и уровня внимательности.

1.5 Использование наглядности в обучении имеет длительную историю. К ней прибегали и тогда, когда не существовало письменности и даже самой школы.

В школах древних стран - Китая, Египта, Греции, Рима и других - она  была достаточно широко распространена. В практике обучения использовались чувственные образы в процессе изучения книжного материала. Книги снабжались нередко рисунками, но это было лишь эмпирическое применение наглядности  без теоретического обоснования  её, так как поначалу словесно-схоластический путь обучения исключал применение наглядных  пособий, и слово являлось, по сути дела, единственным средством обучения. И лишь позже появились наглядные  средства в учебном процессе.

Вопрос, касающийся соотношения  слова и средств наглядности  в обучении, получает своё подлинное  значение тогда, когда требование наглядности  обучения становится одним из краеугольных камней дидактики.

 

1.5 Историческое становление принципа наглядности

Использование наглядных  средств, для создания у школьников образных представлений и для  формирования понятий, для понимания  отвлечённых связей и зависимостей — одно из важнейших положений  дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.

Ян Амос Коменский считал, что принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

В основе учения Коменского о наглядности лежит сенсуалистически-материалистическая гносеология. Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении».

Коменский определял наглядность  и ее значение следующим образом:

1) «Если мы желаем привить  учащимся истинное и прочное  знание вещей вообще, нужно обучать  всему через личное наблюдение  и чувственное доказательство».

2) «Поэтому школы должны  предоствлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...»

3) То, что нужно знать  о вещах, должно быть «преподаваемо  посредством самих вещей, т.е.  должно, насколько возможно, выставлять  для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения».

4) «Кто сам однажды внимательно  наблюдал анатомию человеческого  тела, тот поймет и запомнит  все вернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами.»

Можно сделать вывод, что  Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и  облегчающим обучение. Для осуществления  наглядности Коменский считал необходимым  использовать:

1) реальные предметы и  непосредственное наблюдение над  ними;

2) когда это невозможно, модели и копию предмета;

3) картинки как изображение предмета или явления.

Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для  чего он должен наблюдать, и насколько  нам удалось привлечь и сохранить  его внимание на протяжении всего  процесса обучения. Для осуществления  правильного наблюдения Коменский  категорически требует: «Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоствлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязание - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

Принцип наглядности был  значительно обогащен в трудах Иоганна Генриха Песталоцци.

Песталоцци придавал огромное значение наглядности обучения, поскольку  считал, что чувственное восприятие окружающего мира - исходный момент познания. Так же как и великий  чешский педагог 

Я.А. Коменский, Песталоцци считал необходимым знакомить  ребенка с ранних лет с предметами и явлениями реального мира, привлекая  к их восприятию, по возможности, большее  число его органов чувств. Но Песталоцци пошел далее Коменского в разработке вопроса о наглядном обучении; он в более значительной мере выявил роль наглядности в развитии у детей логического мышления.

Информация о работе Наглядность в обучении