Наглядность в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:15, реферат

Описание

Термином "наглядность" обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения технологии и др. предметов. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Работа состоит из  1 файл

Термином.docx

— 113.09 Кб (Скачать документ)

В работе «Как Гертруда учит своих детей» и других произведениях, посвященных «методу», подчеркивается, что исходным моментом природосообразно поставленного обучения является правильная организация наблюдений ребенка над предметами и явлениями окружающего мира. Он пытался в своих работах (особенно в «Лебединой песне») определить, что, собственно, может сделать искусство воспитания, чтобы развить у ребенка способность к наблюдению и обеспечить зрелость чувственных впечатлений, стимулируя таким путем движение дремлющих в человеческой природе сил и задатков. Формированию у детей в процессе обучения четких понятий о предметах, сущность которых они способны кратко выразить словами, должно предшествовать постепенное, доступное детскому пониманию уяснение этих предметов.

Следовательно, природосообразное, правильно поставленное обучение, согласно Песталоцци, должно исходить из разумно организованного, педагогически продуманного руководства наблюдениями детей. Оно имеет целью привести учащихся через уяснение свойств предметов к четким понятиям о них, возбудить ум детей к активной деятельности, развить познавательные способности, выработать у них умение логически мыслить. Песталоцци справедливо требовал, чтобы педагог умело подбирал соответствующие объекты детского наблюдения и преподносил их в строгой последовательности, планомерно развивая у детей их наблюдательность, вырабатывая у них в процессе наблюдения умение сравнивать предметы, выявлять их общие и отличительные признаки, выяснять, в каких соотношениях они находятся друг с другом, объединять родственные предметы. Иными словами, необходимо содействовать развитию у детей способности к таким мыслительным операциям, как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, установление связей между новыми и ранее приобретенными знаниями.

Итак, Песталоцци не ограничивает, подобно Коменскому, понимание наглядности  в обучении главным образом тем, что детям надлежит приобретать  знания на основе их чувственного опыта, а видит в ней также важный фактор, способствующий развитию их логического  мышления. Он дает ряд ценных указаний по поводу того, как организовать педагогическое руководство процессом формирования у учащихся правильных представлений  и понятий об окружающих предметах  и явлениях. Достигнутый в результате такого обучения подъем духовных сил  детей представляется ему непременным  условием для формирования целостной, действенной личности.

Песталоцци, как мы видим, более широко, чем его предшественники, раскрывает сущность принципа наглядности. Он наполняет его новым содержанием, рассматривая наглядность как фундамент  для осуществления всестороннего  развития ребенка.

Константин Дмитриевич Ушинский исходя из психологических особенностей детского возраста большое значение придавал принципу наглядности. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями, вообще...»; отсюда необходимость для детей наглядного обучения, «которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком», - писал он. Обосновывая принцип наглядности обучения с гносеологической стороны, Ушинский указывал, что единственным источником наших знаний может быть «опыт, сообщаемый нам через посредство внешних чувств». «Непосредственно воспринятые нами из внешнего мира образы являются, следовательно, единственными материалами, над которыми и посредством которых работает наша мыслительная способность».

По словам Ушинского, «этот  ход учения, от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представлений к  мысли, так естествен и основывается на таких ясных психологических  законах, что отвергать его необходимость  может только тот, кто вообще отвергает  необходимость сообразоваться в  обучении с требованием человеческой природы вообще и детской в  особенности».

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности  Ушинский внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. В понимании наглядности Ушинским нет той переоценки и некоторой фетишизации наглядности, какая характерна для Коменского, и того формализма и педантизма в ознакомлении детей с окружающим миром, которые свойственны Песталоцци. Ушинский отвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление.

Отвергнув формальные упражнения Песталоцци, Ушинский стремился знакомить  детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе действительные связи, которые между  этими предметами существуют. Он писал, что замечательный или даже великий  ум - это «способность видеть предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями, в которые они поставлены».

Ушинский значительно  расширил и обогатил новыми приемами методику наглядного обучения, которую  раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Так, он разработал подробно указания относительно рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и повторения сведений, полученных путем беседы, и т. д. Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. В понимание и применение этих принципов он также внес много нового по сравнению с предыдущими педагогами. Так, он подробно разработал методику повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и углубление учебного материала при его повторении, роль повторения для лучшего понимания нового материала и т. д.). Ушинский подробно разработал методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с развитием у них речи, не впадая при этом в формализм.

В процессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети под руководством учителя  наблюдают предмет или явление  и составляют о нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или явление. На второй ступени  под руководством учителя отличают и различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об изучаемом  предмете или явлении и составляют о нем понятие. На третьей ступени  учитель своими разъяснениями дополняет  полученное детьми понятие, приводит в  систему эти понятия, отделяя  основное от второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление полученных знаний.

Ушинский был против разделения функции воспитания и обучения между  воспитателем и учителем. Он рассматривал обучение как важнейшее средство воспитания. Он требовал, чтобы в  начальной школе вместо отдельных  учителей, преподающих каждый учебный  предмет, были классные учителя, преподающие  в данном классе все предметы.

 

    И так, следует отметить, что рассмотрев историческое становление принципа наглядности, можно придти к выводу, что в теоретическую разработку и применение принципа наглядности внесли большой вклад такие педагоги, как Коменский Я.А., Ушинский К.Д., Песталоцци И.Г. и др.

Коменский считал, что принцип  наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения.

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности  внес много ценного Ушинский: он дал материалистическое обоснование принципа наглядности. Он отвел наглядности принадлежащее ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление.

Песталоцци более широко, чем его предшественники, раскрывает сущность принципа наглядности. Он наполняет  его новым содержанием, рассматривая наглядность как фундамент для  осуществления всестороннего развития ребенка.

 

1.6  Дидактические принципы обучения и наглядность

 

Классическая дидактика– это раздел педагогики, исследующий принципы, формы и методы обучения. История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые преподаватели могли бы достигать высоких и прочных результатов.

Современные принципы дидактики  обуславливают требования ко всем компонентам  учебного процесса – логике обучения, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию и анализу достигнутых результатов. Принципы обучения– это основополагающие положения, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.

Можно выделить в качестве основополагающих следующие дидактические принципы:

- сознательность и активность;

- наглядность;

- системность и последовательность;

- прочность;

- научность;

- доступность;

- связь теории с практикой.

В своей совокупности принципы современной педагогики образуют единую системную целостность.

Принцип сознательности и  активности обучения подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся. Сознательность проявляется в осмысливании цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении сознательно применять его на практике. Основой сознательности обучения является умственная, мыслительная активность учащихся. Активность теснейшим образом связана с самостоятельностью мысли и действий, играет большую роль в принятии решений, в умении отстаивать свои взгляды и т. п.

Практическая реализация принципа сознательности и активности осуществляется путем соблюдения следующих правил обучения.

1. Ясное понимание целей  и задач предстоящей работы, ее  важности и значения – необходимое  условие сознательного обучения

2. Необходимо обучать так,  чтобы учащийся понимал, что,  почему и как нужно делать  и никогда механически не выполнял  учебных действий, предварительно  глубоко не осознав их.

3. Осмысление каждого слова,  предложения, понятия, раскрытие  их. Не следует вводить понятий,  которые в дальнейшем не будут  раскрыты.

4. Использование силы взаимообучения учащихся, создание условий для развития коллективных форм поиска правильного ответа. То, что говорит товарищ, нередко воспринимается учащимися лучше, чем объяснение учителя.

5. Неизвестное необходимо  логически увязывайть с известным: где нет логической связи между усвоенными и усвояемыми знаниями, там нет сознательного обучения.

6. Обучение станет более  успешным, если каждое правило  сопровождается оптимальным количеством  примеров, чтобы стало достаточно  ясно, как разнообразно его применение.

7. Ничему не следует  учить, опираясь на один авторитет,  но необходимо всему учить  при помощи доказательств, основанных  на чувстве и разуме.

8. Следует, как можно чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей – непременное условие развивающего обучения.

9. По настоящему знает  не тот, кто пересказывает,  а тот, кто применяет на практике.

10. Необходимо постоянно  изучать и использовать индивидуальные  интересы учащихся, развивать и  направлять их таким образом,  чтобы они согласовались с  личными и общественными потребностями.

11. Приучать думать и  действовать самостоятельно. Не  допускать подсказывания, пересказывания и копирования.

12. Развивать творческое  мышление посредством всестороннего  анализа проблем, познавательные  задачи решать несколькими логически  различающими способами.

13. Мастерство задавать  вопросы и выслушивать ответы  – одно из важных условий  стимулирования и поддержания  активности. Какой вопрос – такой  ответ, как учитель слушает  ученика – так ученик слушает учителя.

Принцип наглядности обучения - это опора на реальные представления учеников. Это один из самых известных и интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот  некоторые из них:

1. Запоминание ряда предметов,  представленных в натуре (на картинке  или в моделях), происходит лучше,  легче и быстрее, чем запоминание  того же ряда, представленного  в словесной форме, устной или  письменной.

2. Золотое правило обучения: все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а именно: видимое зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, доступной осязанию – путем осязания.

3. Никогда не ограничиваться  наглядностью – наглядность не  цель, а средство обучения.

4. Надо помнить, что  понятия и абстрактные положения  доходят до сознания легче,  когда они подкрепляются конкретными  фактами, примерами и образами.

5. Наблюдения должны быть  систематизированы и поставлены  в отношение причины и следствия независимого от порядка, в котором они наблюдались.

6. Применяя наглядные средства, следует рассматривать их сначала  в целом, потом – главное  и второстепенное, а затем –  снова в целом.

7. Используя различные  виды наглядности, не стоит  увлекаться чрезмерным количеством  наглядных пособий: это рассеивает  внимание и мешает воспринимать  главное.

8. Необходимо использовать  современные средства наглядности:  учебное телевидение, видеозапись,  кодослайды, полиэкранную проекцию.

Применение наглядных  средств воспитывает внимание, наблюдательность, развивает культуру мышления. Принцип системности и последовательности. Человек только тогда обладает научным знанием, когда оно четко отражает картина внешнего мира, представляет собой систему взаимосвязанных понятий. Универсальным средством и главным способом формирования научных знаний является организованное обучение; система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся. Таким образом, принцип системности и последовательности обучения - Это получение знаний в системе, их последовательное усвоение. В практической деятельности принцип систематичности и последовательности обучения реализуется путем соблюдения многих правил обучения, важнейшими среди которых являются следующие:

Информация о работе Наглядность в обучении