Наглядность в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:15, реферат

Описание

Термином "наглядность" обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения технологии и др. предметов. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Работа состоит из  1 файл

Термином.docx

— 113.09 Кб (Скачать документ)

1. Использование схем, планов. Необходимо разделять содержание  изучаемого материала на логически  завершенные части.

2. Основательное раскрытие  и рассмотрение каждого вопроса,  пункта плана.

3. Надо помнить: то, что  является элементарным и простым  с точки зрения истории и  логики, часто оказывается самым  трудным для сознательного усвоения.

4. Следует составлять «опорные»  конспекты, структурно-логические  схемы учебного материала, облегчающие  процесс усвоения знаний.

5. Чаще повторять ранее  усвоение, чтобы обеспечить систематичность  и последовательность в обучении.

6. Проводить повторение  изученного не только в начале  урока, занятия и не только  в конце с целью закрепления  полученной информации, но также  по завершении каждого логически  законченного отрезка обучения.

7. Следите за способом  и формой выражения мыслей.

8. Понимание системы требует  логики, а формирование ее –  чувств и эмоций. Понятия объясняют, образы влекут, стимулы побуждают к действию.

9. В конце раздела, курса  обязательны обобщения и систематизация.

10. Важно учить и приучаться  к систематическому анализу собственных ошибок.

Сформировавшаяся система  знаний – важнейшее средство предотвращения их забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без  нее – с большим трудом. А.Я. Коменский отмечал: все должно вести  в неразрывной последовательности так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.

Принцип прочности - основательное изучение материала. Прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения обусловливается организацией обучения. Работа памяти избирательна: чем важнее и интереснее тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к  прочному усвоению знаний, позволяет  добавить к традиционным и некоторые новые правила обучения.

1. Следует не допускать  перегрузки памяти в ущерб  мышлению.

2. Хорошо запоминается  сознательно усвоение, осмысленное.

3. Материал, требующий запоминания,  должен быть заключен в короткие  ряды. Из подлежащих запоминанию  рядов исключайте все лишнее.

4. Забывание изученного  наиболее интенсивно идет сразу  после обучения, поэтому время  и частота повторений должны  быть согласованы с психологическими  закономерностями забывания.

5. Следует использовать  для запоминания механизмы непроизвольного  внимания, стимулировать возникновение  интереса. Большое значение имеют слова педагога, используемые им увлекательные «отклонения», домашние заготовки, экспромты, притчи, легенды, шутки.

6. Важно работать в соответствии  с индивидуальным оптимальным  темпом деятельности, преодолевать  лень.

7. Знания и убеждения,  логически связанные между собой,  усваиваются прочнее, чем разрозненные  сведения.

8. Необходимо пользоваться  различными мнемотехническими приемами, облегчающими запоминание.

9. Следует избегать легких  и однообразных видов работы: они мало развивают и быстро утомляют.

Принцип доступности обучения – это соответствие организации и осуществления дидактического процесса уровню развития и подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, возрасту.

Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к  трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.

1. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно  ступеням возраста, изучать следует  то, что доступно восприятию в  каждом возрасте.

2. Следует учитывать жизненный  опыт учащихся, их интересы, особенности  развития.

3. Следует учитывать степень индивидуальной обучаемости каждого учащегося, объединять учащихся в дифференцированные подгруппы с учетом уровня их обучаемости.

6. Обучение требует известной  напряженности. Когда она отсутствует,  учащиеся отвыкают работать в  полную силу. Темпы обучения, установленные самими учащимися, как правило, ниже возможных и посильных для них.

7. Для доступности следует  широко использовать аналогию, сравнение,  сопоставление, противопоставление.

8. Введение каждого нового  понятия должно не только логически  вытекать из поставленной познавательной  задачи, но быть подготовлено  всем предшествующим ходом обучения.

9. Доступность зависит  от ясности изложения, четкости  формулировок, образности, использования  ярких фактов, примеров из жизни,  литературы.

10. Доступность связана  с работоспособностью: следует осуществлять  все более длительную и интенсивную  мыслительную деятельность. Повышая  работоспособность, мы снижаем  барьер доступности обучения.

 

 

Следует отметить, что современные  принципы дидактики обуславливают  требования ко всем компонентам учебного процесса – логике обучения, целям  и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию и анализу достигнутых результатов. Изучив материал, можно сделать вывод, что наглядность в дидактике - это один из самых известных и  интуитивно понятых принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование этого  принципа получено сравнительно недавно: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним  раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.

 

 

 

 

1.7 Виды наглядности в дидактике

 

Наглядность, используемая в  процессе изучения различных учебных  дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает  процесс обучения как таковой, безотносительно  к какому-либо учебному предмету, поэтому  она изучает наиболее общие виды наглядности :

Натуральная или естественная наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. такие, какие встречаются в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются реальные предметы , электродвигатели при изучении физики и т.п.

Изобразительная наглядность. К этому виду относятся: макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). К этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения.

Специфическим видом наглядности  является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например, при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (видео и магнитофонные записи).

Другим видом наглядности  является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т.п.

Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются  еще одним своеобразным видом, это  так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление. Например, при выводе формулы расчета сопротивления проводника (на уроках физики) учащимся не надо показывать проводники разного сечения, из разного материала. Здесь необходимо, чтобы они представили абстрактный проводник и логически рассуждали, отчего может зависеть его сопротивление.

В последнее время особое значение в процессе обучения отводится изобразительной наглядности (хотя желательно использовать разнообразные виды в их сочетании). Преимущества изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например) заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе).

 

 

1.8 Классификация средств наглядности и их предъявления может включать в себя пять групп (по назначению средств наглядности):

1 группа. Средства предъявления информации: аудиторная доска, мел; плакаты; проекционные устройства с соответствующими носителями информации; диапроекторы, эпипроекторы, кодоскопы, кинопроекторы; телевизионная техника; средства звукозаписи; раздаточный графический материал; учебники и учебные пособия (отпечатанные типографским способом в виде микрофильмов).

2 группа. Средства контроля знаний: специальные контрольные машины; классы с обратной связью; средства безмашинного контроля.

3 группа. Обучающие машины и тренажеры.

4 группа. Лекционные демонстрации и натуральный показ объектов.

5 группа. Средства, используемые в учебном процессе как вспомогательные: вычислительная техника; статистические накопители; справочные устройства и т. п.

 

1.9 Современные средства наглядности

 

  1. Традиционные средства наглядности и методика работы с ними

Наглядность как один из важнейших  дидактических принципов разрабатывается  и реализуется в теории и практике. Основным способом его реализации является использование средств наглядности в учебном процессе. Наглядные материалы могут принести пользу только в том случае, если они органически связаны с содержанием урока в целом, со всеми его компонентами и заданиями. Приступая к использованию средств наглядности, учитель должен осознать, с какой целью он это делает, определить, на каком этапе урока провести с ними работу, как связать данный этап с другими частями урока.

Таким образом, средства наглядности  используются практически на всех этапах обучения: на этапе объяснения нового материала (представление информации), на этапе закрепления и формирования навыков (обучение учащихся тем или  иным действиям), на этапе контроля за усвоением знаний и формированием  умений (оценка результатов работы учащихся), на этапе систематизации, повторения, обобщения материала (выделение главного, наиболее важного в изучаемом материале).

Средства наглядности  по способу восприятия делятся на наглядность: зрительную, звуковую, зрительно-слуховую.

Средства зрительной наглядности. Средства зрительной наглядности включают так называемые печатные средства (таблицы, демонстрационные карточки, раздаточный материал) и экранные средства (диафильмы, диапозитивы и слайды, транспаранты).

Наиболее распространенным и традиционным средством зрительной наглядности на уроках технологии и др. являются таблицы.

Таблицы содержат конкретный материал или новые понятия, которые требуется запомнить. Другими словами, с помощью таблиц организуется работа и по обогащению словарного запаса учащихся.

Они могут быть использованы на этапе осознания, осмысления правил, определений, понятий, на этапе закрепления изученного, при повторении и систематизации материала. Учащимся могут быть предложены следующие виды заданий: ответы на вопросы учителя, самостоятельное составление таблиц и тд.

Сказанное позволяет определить основные методические правила применения этого вида наглядности:

  • Использовать раздаточный материал следует на этапе творческого закрепления изученного материала, когда основные умения и навыки, связанные с освоением материала, у учащихся уже сформированы.
  • При использовании раздаточного материала необходимо, прежде всего, активизировать творческую деятельность учащихся.
  • Необходимо в полной мере реализовать возможности раздаточного материала для организации индивидуальной работы с учащимися.

Работа с карточками занимает 6-8 мин учебного времени.

Основные виды заданий, которые  содержатся в карточках:

- описать и прокомментировать  рисунок; 

- "озвучить" рисунок; 

- ответить на вопросы указанные в карточке.

К средствам зрительной наглядности  относятся также диапозитивы (или слайды), диафильмы, транспаранты. Они приводятся в действие с помощью технических средств (графопроектора или кодоскопа, диапроектора, фильмоскопа и т.п.) и воспроизводятся на экране. Эти средства обучения называют экранными средствами зрительной наглядности.

Диафильмы помогают учителю решить задачи, связанные с формированием у школьников необходимых специальных и общеучебных умений. Вот некоторые методические рекомендации по использованию диафильмов на уроках.

1. Приступая к работе  с диафильмом, учитель должен  четко определить цель его  демонстрации на уроке и также  четко поставить эту цель перед  учащимися. 

2. Необходимо определить  место диафильма в структуре  урока, органично связать его  со всеми остальными частями  урока. 

3. Анализируя содержание  диафильма до урока, учитель  должен определить характер заданий  к фрагментам диафильма, к отдельным  его кадрам, к диафильму в целом,  соотнести их с теми заданиями  и вопросами, которые включены  в кадры. 

4. Организуя работу по  диафильмам, учитель должен учитывать  специфику их построения (фрагмента)  и особенности использования  изобразительного материала (иллюстрации,  кадры из мультфильмов, рисунки  и т.п.). Так как диафильмы строятся  фрагментарно, можно на одном  уроке обсудить только определенное  количество кадров, а не весь  диафильм в целом. Следовательно, разные фрагменты одного диафильма могут быть использованы на разных уроках в зависимости от характера учебных задач, стоящих перед учителем.

Диапозитивы (или слайды) по своим методическим возможностям близки к диафильмам: статичное изображение в кадре, во многом аналогичный изобразительный материал. Однако есть и существенные различия между этими экранными пособиями. Кадры диапозитива не смонтированы на одной ленте, поэтому они легко варьируются при предъявлении их учащимся. Учитель в зависимости от учебной задачи может менять количество используемых кадров и их последовательность. Кроме того, диа-кадр при необходимости легче воспроизвести повторно, чем кадр диафильма. И наконец, на диапозитивах обеспечивается четкое, красочное изображение, что прежде всего необходимо при предъявлении репродукций, фотоснимков, иллюстраций.

Информация о работе Наглядность в обучении