Наглядность в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:15, реферат

Описание

Термином "наглядность" обычно обозначают принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения технологии и др. предметов. Наглядность обеспечивает единение чувственного и логического, конкретного и абстрактного, содействует развитию абстрактного мышления, во многих случаях служит его опорой.

Работа состоит из  1 файл

Термином.docx

— 113.09 Кб (Скачать документ)

Таким образом, диапозитивы  позволяют учителю обеспечить урок более совершенным изобразительным  материалом по сравнению с диафильмами. Этим и определяются возможности  применения диапозитивов.

Особо следует отметить еще  одну особенность учебных диапозитивов: они позволяют научить школьников описывать увиденное под определенным углом зрения, видеть точку обзора, позицию, с которой ведется наблюдение. Это достигается тем, что в  серии диапозитивов кадры подобраны  таким образом, что один и тот же объект показан с разных позиций. Очевидно, что диасерии с таким изобразительным материалом полезно использовать при обучении описанию различных объектов.

Все созданные в учебных  целях диапозитивы снабжены сопроводительным текстом, который помогает объединить диакадры в тематические группы, определить последовательность работы.

В отличие от всех остальных  средств наглядности кинофильмы и кинофрагменты обеспечивают динамику изображения, синхронную подачу звука и изобразительного материала, что и определяет их методические возможности. Целостные учебные фильмы, состоящие подчас из нескольких частей (продолжительность каждой части 10 мин), и кинофрагменты, демонстрация которых занимает от 3 до 5 мин, применяются для решения учебных задач различного характера.

Кинофильмы на уроках дополняют материалы учебника и помогают учащимся освоить способ применения правил на практике.

Для того чтобы были решены все задачи, обусловленные характером учебных фильмов, необходимо соблюдать  следующие методические рекомендации.

  • Продумывая цели и задачи использования учебного кинофильма (или кинофрагмента) на уроке, учитель должен определить этап, на котором будет демонстрироваться фильм, приемы соотнесения работы по фильму с содержанием всего урока.
  • Особое внимание следует уделить подготовке учащихся к восприятию фильма: сформулировать задачи работы, ориентировать школьников на фиксирование определенных деталей при просмотре фильма, рассказать о создателях, героях и актерах (если они есть) и т.п. Другими словами, подготовительная работа должна способствовать тому, чтобы уже с первых минут просмотра киноленты учащиеся не отвлекались от решения основной задачи данного этапа урока.
  • После просмотра кинофильма полезно выяснить общее впечатление, которое он на них произвел: что запомнилось, что понравилось и т.п. Это позволит определить, кто из учащихся был внимателен при просмотре фильма, кто из них более полно осознал его содержание. Следовательно, и дальнейшая беседа с учащимися будет более плодотворной.

В ходе выполнения специальных  заданий, учитель подводит учащихся к необходимым выводам. Во время  беседы со школьниками полезно научить  их делать записи, которые впоследствии облегчат выполнение заданий, связанных  с просмотром фильма. Работа по кинофильму заканчивается, как правило, выполнением самостоятельных заданий (домашних или классных), обусловленных содержанием фильма и его назначением.


Схема иллюстрирующая метод наглядности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Преимущества использования компьютерных технологий

В настоящее  время арсенал средств наглядности расширяется и пополняется. Рассмотрим использование новейших средств наглядности поподробнее.

Обучение на основе компьютерных технологий создает условия для  эффективного появления фундаментальных  закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс. Связано это  с тем, что становится возможным  вносить в систему знаний существенно  больше общих носителей информации, реализовать переработку информации параллельно на низших и высших кодах, т.е. на подсознательном и сознательном уровнях одновременно. Фактором, позволяющим  это сделать, является визуализация основных понятий, процессов и явлений  при помощи компьютера.

Неуклонно растущее техническое  оснащение учебных заведений  изменяет требования к содержательности, к уровню знаний обучаемых, их творческому  развитию, к надежности подготовки специалистов, к их умению совершенствовать те или иные сферы приложения научных  знаний. Вместе с тем, изменяются требования к уровню знаний педагогов, к умению повышать уровень обученности учащихся и студентов и уровень собственного профессионального мастерства. Соответственно с этим изменяется не только содержание учебных предметов, но и указываются пути внедрения в учебный процесс новых прогрессивных методов и средств обучения.

Современные средства обучения на основе медиатехнологий могут обладать уникальными свойствами и функциями наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения. Цифровые образовательные ресурсы позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов.

На данном этапе развития науки ЭВМ как современное  техническое средство обладает уникальными  обучающими возможностями, в том  числе и как демонстрационное средство наглядности. Информация может быть закодирована и представлена на экране дисплея в виде математических символов, таблиц, графиков и диаграмм, изображения процессов, дополняемых звуком, цветным изображением и т.п. Компьютер рассматривается не только как средство успешного использования традиционных видов наглядности (изобразительная наглядность, условно-графическая наглядность, предметная наглядность), но и - как средство интерактивной наглядности для обучаемых и обучающих. Существенным отличием компьютерных обучающих пpогpамм является возможность организации интеллектуального интерфейса учителя и учащегося. Сюда входит возможность получения посредством диалога с компьютером различных справок, разъяснений, рекомендаций и т.д.

К таким возможностям относят, например, и представление статических  иллюстраций в динамическое изображение ("оживление" графических и  других видов иллюстрации).

Процесс реализации эффекта  движения иллюстративного объекта  называется анимацией.

Анимация позволяет представить в динамике процесс "порционной" подачи текстовой информации (эффект "электронного лектора"); процесс имитации движения частей иллюстрации; имитацию движения рисунка; имитацию движений исторических сражений; физические и химические процессы; технологические процессы; техническое конструирование; процесс природных явлений и т.д.. Анимация представляет практически неограниченные возможности по имитации ситуаций и демонстрации движения объектов.

Традиционные методики обучения, контpоля и диагностики основаны на использовании (за исключением учебного кино) только статических стимулов в виде текстов и pисунков (диапроекционная техника, графопроекторы, эпипроекторы и т.д.). На экране дисплея современного компьютера можно изображать средствами компьютеpной гpафики динамические объекты. Это каpдинально pасшиpяет возможности учебного пpоцесса, так как динамичность стимульной сpеды откpывает путь к качественному скачку в пpиближении модельной деятельности к pеальной деятельности. Также пpинципиальной является пpедоставляемая совpеменными компьютеpами возможность полимодальной стимуляции - сочетание зpительной и звуковой стимуляции (мультимедиа-возможности).

Принцип наглядности в  мультимедийной компьютерной дидактике понимается более широко, чем непосредственное зрительное восприятие. Психолого-педагогические исследования показали, что эффективность обучения напрямую зависит от степени активизации всех органов чувств: чем разнообразнее чувственное восприятие учебного материала, тем более прочно он усваивается. В мультимедиа обучении для решения этих целей используется принцип виртуализации образования.

Применение мультимедиа-технологий при реализации рассматриваемого принципа обеспечивает возможность интенсификации обучения и повышение мотивации  обучения за счет применения современных  способов обработки аудиовизуальной  информации, таких, как:

    • “манипулирование” (наложение, перемещение) визуальной информацией как в пределах поля данного экрана, так и в пределах поля предыдущего (последующего) экрана;
    • контаминация (смешение) различной аудиовизуальной информации; реализация анимационных эффектов;
    • деформирования визуальной информации (увеличение или уменьшение определенного линейного параметра, растягивание или сжатие изображения);
    • дискретная подача аудиовизуальной информации;
    • тонирование изображения;
    • фиксирование выбранной части визуальной информации для ее последующего перемещения или рассмотрения “под лупой”;
    • многооконное представление аудиовизуальной информации на одном экране с возможностью активизировать любую часть экрана (например, в одном “окне” - видеофильм, в другом - текст);
    • демонстрация реально протекающих процессов, событий в реальном времени (видеофильм).

Кроме того, совpеменные компьютеpы позволяют активно использовать такой важный паpаметp, каким является вpемя. Вpемя может быть упpавляемым паpаметpом компьютеpной обучающей пpогpаммы. Учитель с помощью компьютеpа может pегулиpовать и устанавливать тpебуемый темп показа компьютеpной демонстpации.

Какое же новое качество приобретает  принцип наглядности обучения при  использовании компьютерных информационных технологий? Ответ на вопрос можно свести к следующим положениям:

  1. Средства современных информационных технологий существенно повышают качество самой визуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа;
  2. В связи с тем, что при использовании современных информационных технологий коренным образом изменяются способы формирования визуальной информации, становится возможным создание "наглядной абстракции". Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной интерпретация существенных свойств не только тех или иных реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий, причем в динамике, если это необходимо.

Благодаря мультимедийным возможностям компьютера можно не только во всех подробностях реализовать статические модели иллюстрации, но представить эти модели в динамике, то есть в движении.

Если первое преимущество, касающееся реализации принципа наглядности  обучения, а именно - высокое качество компьютерной визуализации, как бы лежит на поверхности и всеми  признано, то второе преимущество, заключающееся  в возможности наглядно-образного  представления абстрактных, сущностных, наиболее значимых сторон и свойств  изучаемых явлений, закономерностей, систем, устройств, пока еще не в  должной мере осознано. Но именно в  нем скрывается большой резерв повышения  эффективности процесса обучения. Благодаря  этому преимуществу облегчается  переход к дедуктивной логике учебного процесса.

 Таким образом, требование  обеспечения наглядности в случае  использования электронного учебного  материала могут и должны быть  реализованы на принципиально  новом, более высоком уровне. В  перспективе, когда получат большее  распространение системы виртуальной  реальности, обеспечивающие воздействие  на зрение, слух, осязание и даже  обоняние, по-видимому, целесообразнее  будет говорить не только о  наглядности, но и о полисенсорности обучения, то есть чем больше органов чувств участвует в процессе восприятия информации, тем успешнее процесс познания.

1.10 Вывод

В последнее время круг наглядных средств, используемых в  обучении технологии, значительно расширился. Наряду с использованием таких традиционных пособий как таблицы, схемы, звукозаписи, диафильмы, кинофрагменты, кинофильмы и т. д., стали доступны новейшие компьютерные технологии: интерактивные таблицы, анимационные модели, презентации,  обучающие программы, программы  и другие пособия.

С развитием техники совершенствуется и качество наглядного материала. Он становится ярче динамичнее, мультимедийные технологии позволяют использовать эффекты анимации, представлять модели в динамике, экономить время на уроке.

Совершенствуются и традиционные средства наглядности. Выпускаются  новые учебные фильмы, сборники таблиц яркой цветовой гаммы.

Современные средства наглядности  позволяют сделать учебный материал более доступным, интересным и увлекательным.

 

1.11 Наглядность на уроке Технологии


 

Реализация дидактического принципа наглядности на уроках технологии

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения. Так в методике принято называть совокупность действий учителя, которая  состоит в показе учащимся самих  предметов или их моделей, а также  в представлении им определенных явлений или процессов с объяснением  их существенных признаков.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и  конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять  с ним свои действия.

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа.

Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:

информировать школьников о том, что они будут наблюдать  и с какой целью;

организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;

позволить учащимся по возможности воспринимать предмет  разными органами чувств, а не только посредством зрения;

стараться, чтобы важнейшие  особенности предметов производили  на учащихся наиболее сильное впечатление;

позволить учащимся увидеть  предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

Что же касается демонстрации трудовых приемов, то здесь применяют  следующую примерную методику:

показ трудового процесса в рабочем темпе;

показ его в замедленном  темпе;

показ в замедленном  темпе с остановками после  каждого приема, при необходимости - изолированный показ отдельных  сложных движений;

заключительный показ  трудового процесса в рабочем  ритме;

проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного  трудового процесса.

Информация о работе Наглядность в обучении