Наказание и поощрение как фактор социализации детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – исследовать, какую роль играют наказание и поощрение в процессе социализации школьников.

Задачи работы:

Обобщить теоретический материал по данной теме.
Исследовать понятия наказание и поощрение, их виды и формы.
Рассмотреть наказание и поощрение как обязательные элементы процесса социализации детей школьного возраста

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава I Особенности процесса социализации школьников…………...5

1.1 Понятие социализации: факторы, уровни, этапы, функции……….5

1.2 Общая характеристика социализации детей………………………13

Глава II Наказание и поощрение как необходимое условие

процесса социализации школьников………………………………….20

2.1 Понятие наказания и поощрения. Виды и формы………………..20

2.2 Роль наказания и поощрения в воспитании школьников…………31

Заключение……………………………………………………………….41

Список литературы………………………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

                                         

                 Курсовая работа

           Наказание и поощрение как  фактор 

      социализации детей школьного  возраста

                                             Содержание       

Введение………………………………………………………………….3

Глава I Особенности процесса социализации школьников…………...5

1.1 Понятие  социализации: факторы, уровни, этапы,  функции……….5

1.2 Общая  характеристика социализации детей………………………13

Глава II Наказание и поощрение как необходимое условие

 процесса  социализации школьников………………………………….20

2.1  Понятие  наказания и поощрения. Виды  и формы………………..20

2.2 Роль наказания и поощрения в воспитании школьников…………31

Заключение……………………………………………………………….41

Список  литературы………………………………………………………43

                                                

 
 
 

                                                Введение 

               Каждый, кому приходится иметь  дело с детьми, знает, что с  помощью поощрений и наказаний  воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. В наши дни среди педагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

       Наказание и поощрение являются неотъемлемой частью процесса социализации детей, в  частности школьников. Благодаря - ним, дети учатся различать, “что такое  хорошо” и “что такое плохо”.

       Цель  данной курсовой работы –  исследовать, какую роль играют наказание и поощрение  в процессе социализации школьников.

       Задачи  работы:

  1. Обобщить теоретический материал по данной теме.
  2. Исследовать понятия наказание и поощрение, их виды и формы.
  3. Рассмотреть наказание и поощрение как обязательные элементы  процесса социализации детей школьного возраста.

       Объектом  исследования является процесс социализации.

       Предметом исследования выступает значение наказания  и поощрения  школьников в процессе социализации.

             В работе были использованы следующие методы исследования:

  • Теоретические (анализ, обобщение)
  • Эмпирические (беседа, анализ результатов деятельности)

        Практическая значимость работы  заключается в том, что с  учетом появления новых методик  воспитания и новых подходов в педагогике, теоретические знания об особенностях процесса социализации и значении наказания и поощрения детей, помогут решить каким образом правильно и корректно воспитывать детей.

              В первой главе работы нами  рассмотрены следующие теоретические вопросы: понятие социализации, факторы, уровни, этапы и функции. Здесь же мы дали общую характеристику социализации детей, привели некоторые примеры.

       Во  второй главе мы проанализировали особенности  двух понятий: наказания и поощрения, рассмотрели их виды и формы, пришли к выводу, что, эффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. 

       В заключении сделаны выводы. Завершает  работу список литературы и использованных интернет-источников.

       Работа  может получить дальнейшее развитие в изучении процесса социализации, в частности школьников, послужить хорошим руководством для родителей и учителей в воспитании детей. В этом и видится нам практическая ценность данной работы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I Особенности процесса социализации школьников                  Социализация  — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.

       1.1Понятие  социализации: факторы,  уровни, этапы, функции

       Социализация  рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

       А. Мудрик выделяет четыре группы факторов, влияющих на социализацию человека. К  ним относятся: мегафакторы — космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли; макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах; мезофакторы — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам; микрофакторы — непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

       Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление  играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

       В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д.                Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты+факторы=механизмы социализации. Подразделяются на:        1.Социально-психологические механизмы

2.Социально-педагогические  механизмы

       К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие:

       Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

       Экзистенциальный  нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

       Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

       Идентификация (отождествление) — процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

       Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

       К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

       Традиционный  механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

       Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Информация о работе Наказание и поощрение как фактор социализации детей школьного возраста