Наказание и поощрение как фактор социализации детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – исследовать, какую роль играют наказание и поощрение в процессе социализации школьников.

Задачи работы:

Обобщить теоретический материал по данной теме.
Исследовать понятия наказание и поощрение, их виды и формы.
Рассмотреть наказание и поощрение как обязательные элементы процесса социализации детей школьного возраста

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава I Особенности процесса социализации школьников…………...5

1.1 Понятие социализации: факторы, уровни, этапы, функции……….5

1.2 Общая характеристика социализации детей………………………13

Глава II Наказание и поощрение как необходимое условие

процесса социализации школьников………………………………….20

2.1 Понятие наказания и поощрения. Виды и формы………………..20

2.2 Роль наказания и поощрения в воспитании школьников…………31

Заключение……………………………………………………………….41

Список литературы………………………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

       Примерно  такая же ситуация могла бы иметь  место и не во втором, а, скажем, в  пятом или седьмом классе. Однако едва ли было бы правомерно использовать по отношению к семикласснику подобный прием воздействия. Здесь же это получилось вполне естественно и, несмотря на некоторую экстравагантность формы, педагогически оправдано. [26, с. 387]

       Классная  руководительница оставила в классе после уроков ученика 3 класса, который насорил и испачкал парту чернилами. Провинившийся должен был не только убрать и вымыть за собой, но и вычистить пятна на других партах, протереть подоконники и батареи центрального отопления. Выполнив положенное, мальчик, увлеченный работой, протер от пыли и полил стоявшие на подоконниках цветы.

       — А ты все же молодец, — похвалила  его заметившая это учительница. — Умеешь и любишь работать. Я  надеюсь, что научишься также  и следить за собой, будешь аккуратным.

       «Радость,   вызываемая   сознанием   выполненного долга», которую Н. Д. Левитов относит к числу психических состояний, подкрепилась здесь похвалой учительницы, ситуация наказания дополнилась ситуацией поощрения. Вместе с этим происходит как бы перемещение потребностей, мотивов, интересов личности «вовнутрь» ее деятельности, что совпадает с разрешением возникшего ранее конфликта. Воспитательный процесс, будучи скорректированным, вступает в нормальное русло. [18, с. 129]

       Способность ситуативных настроений и состояний  переходить в эмоциональные личностные состояния, трансформироваться определенным образом в сознании, влиять на формирование всех качеств личности имеет принципиально важное значение для анализа эмоциональной сферы использования поощрений и наказаний.

       Лучше всего это прослеживается на примерах педагогических ошибок, связанных с ситуациями поощрения и наказания.

       Во  время большой перемены на этаже, где расположены начальные классы, появился директор школы. Первое, что  он заметил, была веселая возня двух третьеклассников, гонявших по паркетному полу кусочек мела. Знаком директор подозвал расшалившихся мальчиков к себе, поставил их рядом с собой, а когда закончилась перемена и все разошлись по классам, сказал:

       — Все занимаются, а вы отправляйтесь  вниз к тете Марусе за полотерными  щетками, будете здесь натирать пол до тех пор, пока он не станет совсем чистым и блестящим.

       К удивлению педагога, «наказанные» с  улыбающимися лицами, вприпрыжку побежали за щетками и с явным удовольствием  принялись за дело. И это не удивительно, если учесть, что эмоциональная направленность отношения этих детей к той деятельности, которую педагог избрал для реализации наказания, была совершенно определенно положительной. Нельзя не учитывать, что дети младшего школьного возраста, как правило, весьма охотно берутся за всякую работу, связанную с затратой физической энергии. В данном же случае это еще усиливалось существовавшей в школе традицией: натирка полов, из санитарно- гигиенических соображений, поручалась здесь лишь старшеклассникам. Поэтому младшие школьники привыкли считать эту работу почетной, связанной с известными привилегиями, предоставляемыми старшим товарищам. Тем более понятно, что наказания в данной ситуации по существу не получилось и не могло получиться, дети, напротив, восприняли все происшедшее с ними как известное поощрение. Планируемое педагогом средство воздействия обратилось в свою противоположность. [9, с.135]

       Важным  условием развития самостимуляции в  использовании поощрений и наказаний  является соблюдение меры. Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание, злоупотребление поощрением или, напротив, наказания по всякому поводу. В отличие от таких форм косвенного требования, как одобрение и осуждение, являющихся повседневными, рядовыми воздействиями на воспитанников, поощрение и наказание как средства коррекции должны использоваться значительно реже.

 Выводы по главе II

       Таким образом, наказание – применение каких-либо неприятных или нежелательных  мер в отношении человека в  ответ на неповиновение или на неугодное или морально неправильное поведение. Поощрение – способ выражения положительной оценки поведения и деятельности. Выделяют три вида поощрения и наказания: поощрения и наказания, связанные с изменением в правах детей, поощрения и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях, поощрения и наказания, связанные с моральными санкциями. У наказания есть две цели: Во-первых, таким образом, взрослый пытается повлиять на нежелательное для себя поведение ребенка, а во-вторых, морально оправдать свою враждебность по отношению к нему. Наиболее распространенной мерой наказания является замечание учителя.

       Выделяют  основные меры поощрения детей: предоставление дополнительных прав, присвоение различных  и почетных званий, присуждение почетного  места на соревноаниях, поощрение  в виде подарков в семье.

       Можно сказать, что эффект применения поощрений  и наказаний обратно пропорционален частоте их использования. Только в  тех случаях, когда необходимость поощрения или наказания жестко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к ним прибегать.   
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              
 
 
 
 
 

                                 

                                            Заключение                           

             Многие педагоги прошлого и  наши современники, касавшиеся проблемы  поощрения и наказания в воспитании  детей, любили повторять крылатые слова К. Д. Ушинского: «Если мы до сих пор применяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашего искусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения и наказания станут ненужными». [28,с. 151]

       Бесспорно одно: в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается в том, чтобы их использование было, как минимум, элементарно грамотным в педагогическом отношении.

       Овладение же искусством применения поощрений  и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. «Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромного такта и осторожности», — подчеркивал А.С. Макаренко. То же самое следует сказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А.С. Макаренко советовал и учителям, и в особенности родителям использовать поощрения нечасто, а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости. [19, с. 371]

       Можно высказать предположение, что по мере совершенствования воспитательного  процесса, роста педагогической квалификации учителей, их мастерства в школах все меньше будет случаев неумелого, порой противоречащего элементарным нормам этики и права, использования поощрений и наказаний. Напротив, все более станет использоваться поощрение и наказание как педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонко осуществленное воздействие учителя и общественного мнения коллектива. 

       Как мы и предполагали, наказание и  поощрение играют немаловажную роль в процессе социализации детей. В этимологии этих понятий есть и общее значение стимулирования, что помогает, на наш взгляд, видеть их единство в воспитательном процессе. В результате мы делаем вывод, что в значительной части реальных, жизненных ситуаций использование поощрения и наказания в системе методов организации воспитательного процесса совмещается. Такое одновременное разнонаправленное стимулирование обеспечивает надежность и быстроту осуществления коррекции, минимальную конфликтность отношений и их оптимальное развитие в сторону формируемых потребностей личности во всех других ее качествах. 
 
 

                             

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                       Список использованной  литературы 

  1. Андреева  Г.М. Социальная психология: Учебник  для высших учебных  заведений.- М.: Просвещение, 2001. – 348с.
  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. – М.: Просвещение, 1995. – 287с.
  3. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика. 1987. – 400с.
  4. Волохов А. В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях. -  Ярославль, 1999. – 210с.
  5. Герцен А.И. Избранные педагогические высказывания. - М.: Педагогика, 1971. – 218с.
  6. Гмурман В.Е. Дисциплина в школе.- М.: Педагогика, 1990. - 196с.
  7. Гмурман В.Е. Поощрение и наказание в школе. - М.: Педагогика, 1982. - 252с.
  8. Гордин А.Ю. Формирование товарищеских взаимоотношений педагога и воспитанников в школе.- М.: Педагогика,1990. – 203с.
  9. Гордин А.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей.- М.: Педагогика, 1991.- 215с.
  10. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1986.- 284с.
  11. Дьюи Д. Демократия и образование. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384с.
  12. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2000. – 520с.
  13. История педагогики и образования / Под общ. ред. А.И.Пискунова. – М.: Сфера, 2001. – 512 с.
  14. Козлов И.Ф. Методика воспитательного процесса. -  М.: Педагогика, 1989. – 305с.
  15. Крутецкий В.А. Возрастные психологические особенности подростка. - М.: Мысль, 1999.- 224с.
  16. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Воспитание дисциплинированности у

         подростков. -  М.: Мысль, 1980.- 224с.

  1. Левитов М.Д. О психических состояниях человека. -  М.: Просвещение, 1984.- 211с.
  2. Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. Т.4. - М.: Педагогика, 1958.- 402с.
  3. Михайлова Н.М., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. Учебно-методическое пособие. - М.: Педагогика, 2001.-192с.
  4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студентов пед. вузов / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Педагогика, 2000.- 238с.
  5. Наумов Б.И. Поощрение и наказание в семье. - М.: Педагогика, 1972. – 201с.
  6. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие. - М.: Педагогика, 2000.- 167с.
  7. Розанов В.В. Сумерки просвещения. – М.: Педагогика, 1990. – 620с.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -  М.: Просвещение, 1970. – 248с.
  9. Рыданов И.И. О поощрении и наказании детей в семье. - М.: Педагогика, 1987. – 397с.
  10. Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное, физическое. - М.: Педагогика, 1972. – 235с.
  11. Ушинский К.Д. Избранные сочинения в 2 –х т. Т.2. - М.: Педагогика, 1953. – 237с.

                        Периодические издания

  1. Кривцова  С. Какие же они, современные подростки? // На стороне подростка. — 2001. — №1.
  2. Юсфин С.М. Ребенок и педагог в договорном пространстве // На стороне подростка. — 2001. — №4.

                           Интернет – источники

    1. http://ru.wikipedia.org
    2. http://www.krugosvet.ru
    3. http://digest.subscrib.ru
    4. http://festival.1september.ru
    5. http://www/eduhmao/ru

Информация о работе Наказание и поощрение как фактор социализации детей школьного возраста