Наказание и поощрение как фактор социализации детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – исследовать, какую роль играют наказание и поощрение в процессе социализации школьников.

Задачи работы:

Обобщить теоретический материал по данной теме.
Исследовать понятия наказание и поощрение, их виды и формы.
Рассмотреть наказание и поощрение как обязательные элементы процесса социализации детей школьного возраста

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава I Особенности процесса социализации школьников…………...5

1.1 Понятие социализации: факторы, уровни, этапы, функции……….5

1.2 Общая характеристика социализации детей………………………13

Глава II Наказание и поощрение как необходимое условие

процесса социализации школьников………………………………….20

2.1 Понятие наказания и поощрения. Виды и формы………………..20

2.2 Роль наказания и поощрения в воспитании школьников…………31

Заключение……………………………………………………………….41

Список литературы………………………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

       Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референты (значимы) для него.

       Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

       Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.

            1. Биологический уровень.

        Это связь организма человека  с окружающей его средой.  Человек,  равно как  и  любое   растение  или  животное  является  частью  космоса. Человек подвержен  влиянию погоды, фазам луны и  другим природным явлениям.

        2. Психологический уровень.

        В  процессе  социализации  выделяется  две  стороны   личности  –   как субъекта, так и объекта общественных  отношений.  Под  субъектом   понимается деятельное  начало  индивида,  процесс   активного   воздействия   на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая  деятельность).  Таким образом, процесс социализации человека в  существенной  мере  выступает  как результат двух процессов: первый  из  них  определяется  активностью  самого  человека, а второй – логикой развертывания внешних,  по  отношению  к  нему, проблемных ситуаций.

             3. Социально-педагогический уровень.

       Это  связь  человека  с  обществом  в  лице  социальных  институтов  и отдельных групп, когда ребенок  ищет новые социальные роли и  выбирает  стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.

         Уровни  социализации  демонстрируют   основу   человеческой   личности, влияние социальных институтов  на ее формирование, рассматривая  личность, как объект, так и субъект  воздействия личности  на  себя  и  общество,  а  также общественных институтов на личность.

         Включенность в обозначенные  выше уровни обуславливает пространственно  - временную непрерывность процесса  социализации  на  протяжении  всей   жизни человека.

         Поскольку социальная  среда  есть  явление  динамическое,  результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые  в  процессе социальной жизни,  благодаря  завязыванию  все  новых  связей,  отношений  с другими людьми, общностями, системами.

         В ходе социализации можно выделить отдельные этапы. Для каждого из них характерно  формирование  новых  потребностей,  их  осознание  и  перевод  в  систему ценностей. Новые потребности играют  роль  ведущих  на  своем  этапе развития. Можно выделить семь этапов.

         Первым этапом социализации является  восприятие  индивидом  социальной  информации на уровне ощущений, эмоций, знаний, умений и  навыков.  При  этом следует непременно  учитывать фактор своевременности  подачи информации.

         Вторым этапом социализации подростка является интуитивное  соотнесение получаемой  информации   с   генетически   заложенным   кодом,   собственным социальным  опытом  и  формирование  на  этой  основе  собственного  к   ней отношения. На этом этапе социализации  первостепенное  значение  приобретают глубинные переживания. Каждого человека будоражат, а ребенка в  особенности, часто необъяснимые чувства, позывы совершить то или иное деяние, причем  как позитивное, так и негативное. Именно  к  этим  чувствам,  к  состоянию  души неосознанно прислушивается человек при восприятии  и  оценке  той  или  иной информации. Другой фактор, оказывающий сильное  воздействие  на  этом  этапе социализации – микросреда, в которой преимущественно пребывает ребенок.  Это может быть двор, друзья, класс, но чаще  всего это семья и,  когда новая информация вступает в противоречие с установками,  полученными ребенком  в этой среде, наступает внутренний конфликт, который ему предстоит разрешить.

       Отсюда  третий этап – выработка установки  на  принятие  или  отторжение  полученной информации.  В  качестве  факторов,  оказывающих  воздействие  на данном этапе выступают дела, в которые включен ребенок и  которые,  так  или иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику  информации все труднее привести ребенка к своим ценностям.

         В  качестве  четвертого  этапа   выступает   формирование   ценностных ориентаций  и  установка   на   действие.   В   качестве   ведущего   фактора благоприятствующего  положительному исходу этого  этапа выступает идеал.

       Основой пятого этапа служат поступки,  логически  выстроенная  система поведения. При этом следует отметить, что в одних случаях  поступки  следуют сразу за получением информации словно «взрывная реакция»,  и,  только  потом прорабатываются второй – четвертый этапы, в  других  они  возникают  лишь  в результате  неоднократного  повторения   определенных   воздействий   извне, проходя через этап обобщения и закрепления. На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет  разное качественное состояние. В шесть  лет  усваивается  норма  не  драться,  а  в шестнадцать – отстаивать свои и других честь и достоинство.

       Седьмой  этап  выражается   в   осмыслении   и   оценке   своей   социальной деятельности.

       Социализация  осуществляет основополагающие функции  развития индивида и общества:

      -  нормативно-регулятивная   функция,   формирующая   и   регулирующая  жизнедеятельность  человека  в  обществе  посредством   воздействия  на  него специальных  социальных  институтов,  определяющих   образ   жизни   данного общества во временном контексте;

      - личностно-преобразовательная функция,  индивидуализирующая  человека  посредством формирования  потребностно  -  мотивационной  сферы,  идеалов  и установок человека в системе социальных отношений;

      -  ценностно-ориентационная  функция,  формирующая  систему  ценностей  определяющих образ жизни человека;

      -    коммуникативно-информационная,     приводящая     человека     во

взаимоотношения с  другими  людьми,  группами  людей,  системой,  насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни;

      -   прокреативная   функция,   порождающая   готовность    действовать

определенным  образом;

      -  творческая  функция,  в  процессе  реализации   которой   рождается

стремление  творить, отыскивать выход из нестандартных  ситуаций, открывать  и преобразовывать  мир вокруг себя;

      - компенсаторная функция, восполняющая  дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.

             Функции  социализации  не   только   раскрывают,   но   и  определяют  процесс  развития  индивида  и  общества.   Функции   направляют активность индивида, определяя более или менее  перспективные  пути  развития личности. Они, реализуясь в комплексе, дают  возможность индивиду  проявить себя в определенной сфере деятельности.

 1.2 Общая характеристика социализации детей

       Социализация  – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сверстники, учителя, представители, церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние. Семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. 
По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

       Цель  социализации, т.е. личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить, - варьируют от одной культуры к другой, точно так же как и методы, используемые для социализации ребенка. Например, в американской культуре ценятся такие качества, как независимость, уверенность в себе, высокий интеллект, уважительность, популярность, целеустремленность и умение защищать свои права. В японской культуре, наоборот, ценится преданность своей группе и общности, эмоциональная сдержанность, сговорчивость, готовность долго и упорно работать для достижения отдаленной цели, обходительность и скромность. Руководствуясь представлениями о значении социальной группы, японские родители нередко для контроля поведения ребенка пытаются его пристыдить; например, они могут спросить: «А что подумают другие люди?».

       Стиль и методы воспитания, используемые каждым родителем, являются функцией от множества взаимосвязанных факторов. Как уже отмечалось, один из них – культурный контекст. Японские родители, в отличии от американских, считают необходимым в воспитательных целях пристыдить ребенка. В американской культуре, в некоторых ее субкультурах и социальных группах, родители склонны использовать физическое наказание детей за непослушание, тогда как в других социальных группах родители прибегают к этому крайне редко. Еще одним фактором, влияющим на выбор методов воздействия, является уровень развития ребенка. В общем, чем старше становится ребенок, тем реже родители используют физическое наказание, а такое физическое проявление любви, как ласка, все чаще заменяется иными способами выражения любви и одобрения. С совершенствованием речевых навыков ребенка растет эффективность применяемых родителями словесных указаний, разъяснений и рассуждений.

       Согласно  Белски, факторы, влияющие на качество воспитания, подпадают под три  большие категории: 1) воздействие родителей (личностные особенности, ожидания, убеждения относительно целей социализации, самого ребенка и эффективных методов социализации); 2)качества ребенка (личностные характеристики и когнитивные способности); 3) более широкий социальный контекст, в котором заключены родительско-детские отношения, в том числе и супружеские отношения родителей, область их социальных и профессиональных контактов.

         Стиль воспитания и используемые  дисциплинарные методы с неизбежностью  отражают личностные качества родителей и систему их убеждений. Эмоционально зрелые, хорошо адаптированные родители скорее всего будут реагировать на проявление ребенком своих потребностей с большими чуткостью и вниманием, чем родители, менее благополучные в психологическом плане; сенситивное воспитание способствует развитию эмоциональной устойчивости, независимости, социальной компетентности и интеллектуальных навыков.

       Помимо  личностных особенностей на формирование стиля дисциплинирования в значительной мере влияют представления родителей о мотивации и способностях ребенка. Пытаясь социализировать своих детей таким образом, чтобы они успешно адаптировались в обществе, родители обычно оценивают их действия как хорошие или плохие, зрелые или незрелые, желательные или нет.

       Некоторые родители уверены, что ребенок конструктивен и адаптивен в своем познании мира через экспериментирование. Они беседуют с детьми и задают им множество вопросов, таким образом, побуждая их к размышлению и рассуждению. Более того, те кто убежден в естественной одаренности ребенка, в его способности к быстрому обучению, полагают, что по отношению к ребенку не следует быть жестко директивным. родители же, которые считают, что дети пассивны в своем познании мира, напротив, используют наставления и указания, которые в меньшей мере способствуют когнитивному развитию.

Информация о работе Наказание и поощрение как фактор социализации детей школьного возраста