Наказание и поощрение как фактор социализации детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – исследовать, какую роль играют наказание и поощрение в процессе социализации школьников.

Задачи работы:

Обобщить теоретический материал по данной теме.
Исследовать понятия наказание и поощрение, их виды и формы.
Рассмотреть наказание и поощрение как обязательные элементы процесса социализации детей школьного возраста

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава I Особенности процесса социализации школьников…………...5

1.1 Понятие социализации: факторы, уровни, этапы, функции……….5

1.2 Общая характеристика социализации детей………………………13

Глава II Наказание и поощрение как необходимое условие

процесса социализации школьников………………………………….20

2.1 Понятие наказания и поощрения. Виды и формы………………..20

2.2 Роль наказания и поощрения в воспитании школьников…………31

Заключение……………………………………………………………….41

Список литературы………………………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

       На  взаимодействие родителей с детьми влияет также социальная направленность родителей, их обобщенные представления  о других людях. 
Родители, подчеркивающие значение психологических характеристик, мотивов и чувств – в отличии от тех, кто рассматривает людей с точки зрения их внешнего вида, рода занятий или положения в обществе, - склонны использовать личностно-ориентированные дисциплинарные методы. Они обращают внимание детей на чувства, мотивы других людей, поощряют их размышления над собственным поведением и эмоциями. Такой подход способствует развитию познавательных навыков ребенка, его чувства личной ответственности и автономности.

       Таким образом, представления родителей  о поведении и мотивации ребенка, их убеждения, мнения и социальная направленность являются важнейшими детерминантами воспитательного процесса.

         Принцип взаимного влияния наглядно  иллюстрирует отношения между  родителем и ребенком: темперамент  и особенности ребенка влияют  на качество и количество внимания, которое ему уделяют, так же как методы воспитания, к которым прибегают родители, влияют на личностные характеристики ребенка. 
Возбудимый, беспокойный ребенок, скорее всего, будет фрустрировать тех, кто за ним ухаживает, вызывая реакцию раздражения, которая, в свою очередь, повышает возбудимость ребенка. Матери, считающие своих детей «трудными», меньше взаимодействуют с ними, менее чутко реагируют на них. Взаимное влияние родителей и детей можно объяснить через концепцию верхней и нижней границ допускаемого родителями поведения. Если поведение выходит за рамки, родитель пытается скорректировать его. Отношения между супругами, обеспечивающие им удовлетворение потребностей и поддержку, облегчают адаптацию к родительской роли, а прочный супружеский союз связан с сенситивным воспитанием, которое, в свою очередь, связано с надежной привязанностью ребенка к родителю. Совместная жизнь требует от супругов постоянной готовности к компромиссу в умении считаться с личными интересами и потребностями партнера, уважать друг друга, доверять друг другу, находить взаимопонимание. Статистика бракоразводных процессов показывают, что самые большие трудности возникают в сфере отношений, связанных с внутрисемейной культурой. Культура общения предполагает, в свою очередь, взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость, доброжелательность, отзывчивость, доброту.

       Нормальные  воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности  супругов, их соответствии друг другу  во всех видах внутрисемейных отношений. Особое положительное значение для воспитания детей имеют доверительные отношения в семье, а так же социально- психологическая готовность супругов к браку, включая усвоение элементарных норм и правил человеческого общения, принятие взаимных обязанностей по отношению друг к другу, соответствующих их семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п.

       Взаимная  поддержка родителей воздействует на воспитательный процесс несколькими  способами. Первый из них – опосредованный: взаимная поддержка супругов снижает эмоциональный дистресс, неизбежно возникающий время от времени в жизненных ситуациях, личная поддержка повышает настроение и таким образом дает возможность родителю взаимодействовать с ребенком в более позитивном ключе. Кроме того, супруги прямо воздействуют на родительское поведение друг друга, подавая пример эффективного вмешательства, беря на себя часть забот, если супруг (а) устал (а) или если дети доставляют особенно много хлопот; родители обсуждают своих детей и приходят на их счет к общему решению.

       Частыми причинами аномалий в воспитании детей являются систематические  нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие взаимного доверия, внимания и заботы, уважения, психологической  поддержки и защиты. 
Нередко причиной такого рода аномалий является неоднозначность понимания супругами семейных ролей мужа, жены, хозяина, главы семьи, завышение требования, предъявляемые супругами друг к другу. Но самым, пожалуй, существенными факторами, отрицательно сказывающимся на воспитании детей, являются несовместимость нравственных позиций супругов, рассогласование их точек зрения на честь, мораль, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.

       Как и социальная поддержка, получаемая от супружеских отношений, социальная поддержка родственников и друзей существенным образом влияет на родительское поведение. У родителей, получающих социальную поддержку, выполнение родительских функций вызывает меньший стресс, они более отзывчивы и благожелательны, лучше заботятся о детях.

Выводы по I главе

                Таким образом, социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Процесс социализации индивида протекает на 3 уровнях: биологическом, психологическом, социально-педагогическом. Уровни  социализации  демонстрируют  основу   человеческой личности, влияние социальных институтов на ее формирование, рассматривая личность, как объект, так и субъект воздействия личности  на  себя,  и  общество,  а  также общественных институтов на личность.   Социализация  как поэтапный процесс протекает  в  сознании  и  поведении  детей  во  множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем,  придя  к  своему логическому завершению  –  самооценке,  на  определенном  этапе  жизни  этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже  на  новом  качественном уровне.

       Дети  социализируются не только по средствам  прямого общения, но и через родительский пример, т.е. через подражание и идентификацию. Подражание – это копирование чьих-либо действий. Идентификация – более тонкий механизм, по средствам которого человек усваивает отдельные характеристики или общие поведенческие модели другого человека.

       Идентификация ребенка зависит от наличия стойкой  эмоциональной привязанности к человеку, поведение которого перенимает ребенок, а также от осознания ребенком своего сходства с человеком. Стиль воспитания варьируется от культуры к культуре, от одного исторического периода к другому; они также неадекватны в разных семьях. 
Исследователи выделяют четыре модели родительского поведения: авторитарное, авторитетное, либерально-популистическое и отвергающе - пренебрежительное. Наиболее благоприятным для ребенка является авторитетный стиль, который сочетает в себе высокую требовательность с высоким уровнем теплоты и отзывчивости.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II Наказание и поощрение как необходимое условие процесса     социализации школьников

             Значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Вполне возможно, например, в течение дня, а иногда и целой недели работать с классом, не используя поощрений и наказаний. Рассмотрим эти два понятия подробнее.

2.1  Понятие наказания и поощрения. Виды и формы

         Наказание – применение каких-либо  неприятных или нежелательных  мер в отношении человека или  животного в ответ на неповиновение  или на неугодное или морально  неправильное поведение. Наказание  может использоваться для формирования у индивидуума социально приемлемой модели поведения и социальных поступков. Наказание всегда применяется лицами, занимающими более высокое положение в социальной иерархии по отношению к лицам, занимающим более низкое положение. Детей за проступки наказывают родители или заменяющие их лица, а также воспитатели и учителя. Работников за проступки на работе наказывают работодатели или их представители. Военнослужащих наказывают за проступки их командиры. Рабов и крепостных имели право наказывать их хозяева. За преступления предусмотрено уголовное наказание, применяемое по приговору суда.

      Термин  «наказание» в психологии означает действие, которое совершается с  целью уменьшения, по крайней мере, временно, вероятности того, что  какое-либо поведение наказанного повторится. Предполагаемая цель наказания — побудить человека или животное не вести себя данным образом. Это наиболее общий метод контроля поведения.

      По  Б. Ф. Скиннеру, наказание может быть осуществлено двумя различными способами, которые он называет «позитивное наказание» и «негативное наказание».

       Примеры позитивного наказания: если дети плохо  себя ведут, то их ставят в угол или  шлепают; если студенты пользуются шпаргалками на экзамене, то их исключают из вуза; если взрослых ловят на краже, их штрафуют или сажают в тюрьму. У наказания есть две цели: Во-первых, таким образом, взрослый пытается повлиять на нежелательное для себя поведение ребенка, а во-вторых, морально оправдать свою враждебность по отношению к нему. Интересно, что первая цель наказания не достигается никогда, а вторая - почти всегда.

        Негативное наказание состоит в том, что за определённым не одобряемым поведением человека следует устранение (возможного) позитивного подкрепляющего стимула. Например, детям запрещают смотреть телевизор из-за плохого поведения, с работником, нарушающим трудовую дисциплину, расторгают  трудовой договор.

       Поощрения и наказания — это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому мы считаем целесообразным давать классификацию видов и форм поощрения и наказания, является способ стимулирования и торможения деятельности детей, способ внесения изменений в их отношения. По этому признаку мы выделяем следующие виды поощрения и наказания:

1. Поощрения  и наказания, связанные с изменением  в правах детей.

2. Поощрения  и наказания, связанные с изменениями в их обязанностях.

3. Поощрения  и наказания, связанные с моральными  санкциями.

       Внутри  каждой из этих групп поощрений и  наказаний большое разнообразие форм их использования, однако, их тоже можно подразделить на следующие  основные формы:

а) поощрения и наказания, осуществляемые по логике «естественных последствий»;

б) традиционные поощрения и наказания;

в) поощрения  и наказания в форме экспромта. [9, с. 151]

       Классификация видов и форм поощрения и наказания  во многом условна и не отражает всего богатства практических возможностей использования этих  воспитательных средств. Назначение этой классификации — помочь разобраться в многообразии реальных жизненных ситуаций поощрения и наказания. Вместе с тем воспитателю необходимо иметь представление и о наиболее типичных конкретных мерах поощрения и наказания, используемых в воспитании детей и подростков.

       При этом необходимо иметь в виду, что  та или иная мера связывается с  поступком ребенка не непосредственно, а лишь через анализ конкретной ситуации, с учетом всех отношений, составляющих данную ситуацию. [9, с.169]

       Рассмотрим  вначале основные меры поощрения  в воспитании детей. В числе наиболее употребительных мер индивидуального  и коллективного поощрения следует  назвать, прежде всего, поручение почетных обязанностей. Почетные поручения в качестве меры поощрения широко используются и в семье. К примеру, мытье посуды после чая может поручаться ребенку 5-8 лет эпизодически,  в виде поощрения.

       Мерой поощрения является и предоставление дополнительных прав. В качестве индивидуального поощрения это не редко связывается с присвоением различных почетных званий. Необходимо иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу. Поэтому важно, чтобы подобное поощрения осуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, было в значительной мере функцией коллектива.

       Одна  из наиболее распространенных мер поощрения  — присуждение почетного места  в соревновании. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами — премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами и т. п. Особенно часто используются поощрения в виде подарков в семье. Стремление определенной категории родителей, во что бы то ни стало, делать своим детям дорогие подарки становится источником трудностей в воспитания в семье и в школе.

       Своеобразной  формой присуждения почетных мест в  соревновательно-творческой деятельности  школьников являются различные выставки лучших работ детей: рисунков, сочинений, поделок разного рода (моделей, приборов, наглядных пособий и проч.). Будучи обычно связанными, с традиционными олимпиадами, проводимыми ежегодно по ряду предметов школьной программы, или конкурсами, такие поощрения способствуют развитию творческих способностей и интересов учащихся.

Информация о работе Наказание и поощрение как фактор социализации детей школьного возраста