Наказание и поощрение как фактор социализации детей школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – исследовать, какую роль играют наказание и поощрение в процессе социализации школьников.

Задачи работы:

Обобщить теоретический материал по данной теме.
Исследовать понятия наказание и поощрение, их виды и формы.
Рассмотреть наказание и поощрение как обязательные элементы процесса социализации детей школьного возраста

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава I Особенности процесса социализации школьников…………...5

1.1 Понятие социализации: факторы, уровни, этапы, функции……….5

1.2 Общая характеристика социализации детей………………………13

Глава II Наказание и поощрение как необходимое условие

процесса социализации школьников………………………………….20

2.1 Понятие наказания и поощрения. Виды и формы………………..20

2.2 Роль наказания и поощрения в воспитании школьников…………31

Заключение……………………………………………………………….41

Список литературы………………………………………………………43

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 200.50 Кб (Скачать документ)

       Соревнование  очень мало пока используется в наших школах такое средство стимулирования как организация соревнования учащихся. В последние годы на слово “соревнование” пала тень советского периода, когда различные соревнования в рамках пионерской и комсомольской организаций (сбор макулатуры и металлолома, соревнование звеньев, а также “социалистическое соревнование” действительно часто носили формальный характер. Создалось впечатление, что соревнование — это вообще что-то вымученное, навязанное и нехарактерное для людской мотивации. На самом деле мы просто судим по худшим образцам. Стремление к соревнованию совершенно органично для человеческой психологии, неотъемлемо от нее.

       Каждый  человек всю жизнь старается  не отстать, а по возможности и  опередить людей своего поколения  и близкой судьбы. Прежде всего, своих одноклассников и однокурсников, ревниво сверяя по ним свои жизненные успехи. Соревновательный азарт, который наиболее ярко проявляется в спорте, присущ каждому человеку и становится значительно сильнее в коллективе. Люди буквально не могут жить без того, чтобы хоть в чем-нибудь не чувствовать себя лучше других.

       Чисто теоретически соревновательность бесспорно  является эффективным стимулом к  улучшению деятельности школьников. Другое дело — педагогическая практика. Хотя, простым глазом видно, что дети соревнуются с удовольствием, организация длительного соревнования в учебе или внеклассной работе оказывается очень хлопотливым делом, где ослабление усилий педагогов быстро приводит к потере детского интереса и формализму, к появлению нечестности по отношению к соперникам.

       Требуется постоянно подогревать интерес  детей учетом результатов, новыми формами  соревнования, внесением в него игрового элемента. Вечно увлекательны для  детей только любимые спортивные игры, а что касается учебы и  какого-либо труда — тут педагогам нужно постоянно проявлять выдумку и энтузиазм. Но зато подобные усилия приносят щедрые плоды. В процессе действительно увлекательного для детей соревнования они сплачиваются, привыкают помогать друг другу, вырабатывают у себя навыки ответственности, прилагают энергичные усилия и просто живут интересной жизнью, т.е. становятся настоящим коллективом, что всегда педагогически целесообразно, как бы не менялось отношение к термину “коллектив”.

2.2  Роль наказания и поощрения в воспитании школьников

       Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антиподы. Между тем  смысловая, семантическая гамма  этих понятий чрезвычайно широка. Если, например, сравнивать коренные значения слов «поощрение» «наказание» лишь в некоторых европейских языках (русском, украинском, немецком, французском, английском), т нетрудно заметить, что одни из этих значений сильно расходятся, другие же, напротив, весьма сближаются.

       Так, например, «поощрение» означает «одобрение», «приохочивание», «содействие», «ускорение», «придали храбрости», «стимулирование» и т. п. «Наказание», в свою очередь, означает «наставление», «выговор», «обременение», «кару», «требование», «штраф», «стимулирование» и пр. В этимологии этих понятий есть и общее значение стимулирования, что помогает, на наш взгляд, видеть их единство в воспитательном процессе. [9, с. 53]

       В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения, согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическое воздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принято называть поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относят любое осуждение, угрозу, порицание. Их назначение — коррекция поведения детей в определенных сложных ситуациях. [26,с.86] Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает, что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение), и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются воспитателями и детским коллективом буквально на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникает никакой необходимости как-то выделить того или иного ученика из общей массы.

       —  Хорошо пишешь, стараешься, — говорит  учительница, проходя во время урока  по классу и останавливаясь на минутку у одной из парт. Через минуту аналогичное замечание раздается уже возле другой парты, но вот в голосе учительницы слышится нотка осуждения.

       —  Сегодня ты очень невнимателен. Смотри-ка, в простом упражнении допустил несколько  грубых ошибок... Требование-одобрение, использованное здесь педагогом, не является поощрением в собственном смысле слова, равно как и требование-осуждение еще не есть наказание. Между требованиями такого рода, с одной стороны, и поощрением и наказанием как средствами педагогической коррекции — с другой, имеется известная качественная грань. Она заключается в том, что в ситуации поощрения-наказания педагог или детский коллектив принимает определенное решение, которое известным образом выделяет одного воспитанника (или группу) из общей массы, производит какое-то изменение в их правах и обязанностях, во взаимоотношениях коллектива с ними. [14, с. 194]

       Использование поощрений и наказаний как  средств педагогической коррекции  должно отвечать наличие определенной ситуации, оно характеризуется известным решением педагога или коллектива, связанным с выделением одного из воспитанников (или группы) из общей массы, однако, как правило, без резкого противопоставления их изменением их прав и обязанностей в коллективе, взаимоотношений педагога и коллектива с ними. Совокупность этих признаков и обеспечивает корректирующее действие. [9, с. 56]

       Ситуации  поощрения и наказания представляют собой особые, типичные случаи сложных  психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся  необходимостью регулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений, иными словами — их педагогической коррекции. Возникновение и педагогически целесообразное использование таких ситуаций обусловлено необходимостью формирования новых, более значимых в нравственно- воспитательном смысле этого слова потребностей личности и коллектива.

       Ситуацию  поощрения мы условно назовем  соревновательно-творческой. Поощрение, как правило, связано с тем  или иным, официальным или неофициальным  проявлением соревнования в детском коллективе. Творческое отношение ребенка к решению стоящих перед коллективом задач, инициатива и трудовые усилия, проявляемые им в борьбе за успех общего дела, с одной стороны, и необходимость поддержать этот порыв, помочь формирующемуся человеку утвердиться в своей внутренней позиции, с другой, — вот что составляет основу подобной психолого-педагогической ситуации. [9, с. 121]

       Необходимость использовать поощрение в самых  различных видах деятельности детей отмечал и В. Е. Гмурман. «Избежать захваливания отдельных учащихся и отдельных классов можно... путем поощрения самых различных достижений в различных областях деятельности, — писал он, -  дело здесь не только в преодолении опасности захваливания, но еще и в том, что использование поощрения в различных областях деятельности школьников дает возможность стимулировать, способности и склонности не только в области учения, но и в разнообразной внеурочной деятельности». [6, с. 170]

       На  первых порах работы с коллективом  педагог, естественно, поощряет отдельные действия своих воспитанников: это может быть и образцово убранный класс, и организованно проведенный поход, воскресник и т. п. Однако по мере формирования здорового общественного мнения коллектива предметом поощрения все более становится устойчивое проявление тех или иных моральных качеств: ответственности, организованности, принципиальности, взаимопомощи. Поощрение в связи с выполнением тех или иных повседневных общеобязательных дел коллективного характера в возрастающей степени связывается с проявлением инициативы, самостоятельности, готовности и умения принести своему коллективу как можно больше пользы. [19, с. 111]

       От  поощрений за отдельные положительные поступки и добросовестное выполнение своих обязанностей к поощрениям за устойчивое положительное поведение, проявление инициативной заботы о коллективе, товарищах, общем     успехе — такова основная линия развития в вопросе — за что поощрять.

       Ситуация  наказания — это конфликтная  ситуация. На мой взгляд, неправильно  сводить причины всех возникающих  в воспитательном процессе конфликтов к ошибкам воспитателей  — педагогов, родителей. Практика убедительно свидетельствует о том, что противоречия между требованиями педагогов, коллектива и поведением отдельных детей между коллективными и личными (иногда групповыми) перспективами нередко могут становиться источников конфликтов не только в коллективе, находящемся на начальной стадии своего развития, но и в развитом, сформировавшемся коллективе, обладающим сильным общественным мнением и социально значимыми традициями. Напротив, ситуацию, в которой источником конфликта является педагогическая ошибка, отсутствие у воспитателя должного опыта работы и такта в отношениях с детьми, мы склонны считать псевдоконфликтной, не отражающей позитивной логики использования наказаний.

       Конкретный  пример. Во время урока ученик 3 класса достал из кармана зеркальце и  пытался навести солнечный «зайчик» на сидевшего в другом конце класса приятеля. Учительница, заметившая это, потребовала, чтобы он отдал ей зеркальце. Когда же ребенок заупрямился и отказался выполнить требование учительницы, она удалила его из класса, затем последовала запись в дневнике, вызов родителей в школу и ряд других стандартных мер, приведших к ненужному обострению взаимоотношений учительницы с учеником. Это, на наш взгляд, типичная псевдоконфликтная ситуация, так как только от более искусных в педагогическом отношении действий учительницы целиком зависело не допустить возникновения конфликта. [14, с. 271]

       В практике известны случаи, когда педагог, что называется, ищет, за что бы поощрить ученика, значительная часть отношений которого приобрела отрицательную эмоциональную направленность. В этих случаях даже незначительный частный повод, чтобы высказать тем или иным действиям ученика одобрение, поощрить его, может иметь важное воспитательное значение. «Именно ребенок, постепенно «нащупывающий» правильную линию поведения, — писали в связи с анализом подобных ситуаций В. А. Крутецкий и Н. С. Лукин, — особенно нуждается в том, чтобы взрослые авторитетные люди подтвердили ему, что он идет правильным путем, что его первые шаги заслуживают всякой одобрения».

[16, с. 197]

       С другой стороны, опытные педагоги стараются  не ждать, когда груз

отрицательных эмоций, опыта и поведения в  целом станет преобладать настолько  явно, чтобы можно было обрушить на воспитанника серию мер репрессивного характера. Смысл наказания как средства коррекции — в его относительно раннем использовании и осторожной дозировке. Поэтому использование наказания в условиях нормально протекающего воспитательного процесса вполне возможно и в ситуациях, когда отношения воспитанника в целом направлены положительно. К примеру, в опыте А. С. Макаренко широко известны случаи, когда за незначительное, на несколько минут, опоздание из увольнение в город Антон Семенович налагал сравнительно суровую меру наказания, особенно в отношении лучших воспитанников. Соображения о принципиальной возможности и целесообразности использования поощрения в ситуации, когда доминируют отрицательно направленные отношения, и, напротив, наказания в ситуации доминирования положительно направленных отношений важны, на наш взгляд, для понимания диалектической взаимосвязи этих средств воздействия как двух сторон единого метода педагогической коррекции.

       В значительной части реальных, жизненных  ситуаций использование поощрения и наказания в системе методов организации воспитательного процесса совмещается, и такое одновременное разнонаправленное стимулирование обеспечивает надежность и быстроту осуществления коррекции, минимальную конфликтность отношений и их оптимальное развитие в сторону формируемых потребностей личности во всех других ее качествах. [9, с. 126]

       Ситуативные, индивидуально-личностные и возрастные моменты в использовании поощрений  и наказании проявляются в  определенном единстве. Однако для педагога принципиально важно уметь отдифференцировать ситуативное от личностного и возрастного. Как отмечал в свое время С. Л. Рубинштейн, в силу многообразия потребностей, интересов, установок личности одно и то же действие или явление может   приобрести различное и даже противоположное — как положительное, так и отрицательное — эмоциональное значение. Одно и то же событие может оказаться снабженным противоположным — положительным и отрицательным — эмоциональным знаком». В силу этого недостаточно точный и своевременный учет педагогом как ситуативных, так и личностно-возрастных моментов использования поощрений и наказаний ведет к ошибкам.

       К примеру, фраза учителя «Встаньте  прямо, руки опустите», произнесенная  в соответствующей ситуации младшем  или даже среднем, подростковом классе, воспринимается как должное и приводит, как правило, к желаемом эффекту.

       Однако  в 9-10 классах такая фраза прозвучит  наверняка, даже у весьма авторитетного  учителя, диссонансом вызовет у  значительной части учащихся пусть  скрытую, но все же негативную реакцию. То же следует сказать и в отношении использования поощрений и наказаний.

       Опытная учительница начальных классов  Е. П. Бурова рассказывала о таком  любопытном эпизоде, имевшем место  в практике ее работы с второклассниками:

       - Екатерина Павловна, а мою тетрадку по арифметике вчера вечером Мурзик порвал! — заявил ей вдруг во время проверки домашней работы один ученик. — Я смотрел телевизор, а он вскочил на стол и порвал...

       - А ну-ка, покажи язык! — неожиданно  скомандовала учительница. — Так, все ясно... И когда только твой язык отучится говорить неправду? Ведь во всем, что ты сейчас сказал, правда, только то, что ты смотрел телевизор, а про Мурзика все придумал. Так? Сознавайся.

       - Я боялся, что вы двойку поставите,  — заговорил немного ошалевший от неожиданности разоблачения мальчик. Я, правда, больше не буду вам врать...

Информация о работе Наказание и поощрение как фактор социализации детей школьного возраста