Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:11, реферат
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной
культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том,
что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько
существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с
тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой
древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла
на её ранние формы. Анализ истории древней педагогической мысли народов
Средней Азии и Казахстана показывает, что первые социальные памятники
педагогики появились под прямым воздействием народной жизни, народной
педагогической культуры.
I.Введение.
II.Народная педагогика – совокупные педагогические
знания и воспитательный опыт народа.
1.Формирование концепции народной педагогики и её характерные
особенности.
2.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.
III. Педагогическое воззрение народа на воспитание и обучение.
1. Сущность, приёмы и методы воспитания.
2. Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.
3. Умственное и физическое воспитание.
IV. Заключение
которого прорезались зубы разжёванная пища не потребуется», «Ребёнка надо
воспитывать в колыбели, а телёнка на привязи».
Результаты воспитания в раннем детстве дают о себе знать в
последующие годы, а отсюда предсказание : « Привычки трёхлетнего
сохраняются до восьмидесяти лет ». и. др.
Житейский опыт воспитания
без ошибок с педагогической точки зрения. Здесь часто опрометчивые
поступки и педагогические ошибки родителей имеют общий корень. Очень
интересны в этом отношении приводимые в учебно-методических разработках
примеры о характере педагогических ошибок родителей. При опросе родителей
(отца и матери) отмечено более 50 видов ошибок, встречающихся в практике
семейного воспитания. В частности, мало внимания уделяли воспитанию в
первые годы жизни ребенка; не было единых требований и воспитательного
воздействия на ребенка в семье; много недоразумений вызывала слепая,
неразумная любовь к детям вообще, к единственному ребенку в частности.
Родители признавались, что создали из ребенка кумира в семье, избаловали
лаской, вниманием, старались меньше загружать трудом, нередко больше
заботились о материальном обеспечении детей, меньше думали о
воспитании детей. Подчас чрезмерная строгость чередовалась с
нетребовательностью, наконец, не имели должного контакта с учителями, часто
защищали детей, разделяли их недовольство требованиями учителя и школы.
Около 60% родителей признаются, что в практике семейного воспитания
допускали именно такие ошибки.
К этим ошибкам следует добавить еще и то обстоятельство, что во
многих семьях нет распределения обязанностей по воспитанию детей. В одном
исследование на вопрос: «На ком лежит основная забота по воспитанию детей в
вашей семье?» - группа родителей ответила: на матери – 50%, на отце –7%, на
матери и отце в равной степени – 42%, на других членах семьи -1%
Следовательно, в половине из числа опрошенных семей основную
нагрузку по воспитанию детей несут матери, что вызывает много нареканий в
семье и, естественно, снижает общий воспитательный потенциал семей. Эти
вопросы должны привлечь внимание всей родительской общественности.
Рассмотрим теперь методы воспитания народной педагогики. Вековой
опыт позволил народу выработать определенные дидактические приёмы и правила
воспитания детей.
В житейской практике бытуют также методы воспитательного
воздействия на детей, как разъяснение, приучение, поощрение, одобрение,
убеждение, личный пример, показ упражнения, намёк, укор, осуждение,
наказание и. т. д.
Разъяснения и убеждения
положительного отношения к труду, достойного поведения в семье и обществе.
Для народной педагогики особое значение имел показ способов выполнения
различных видов сельскохозяйственного, ремесленного, бытового труда (
обращение с инструментами и орудиями труда, обработка земли – полив, уборка
урожая, уход за скотом, приготовление национальных блюд, ткачество, резьба,
вышивание и. т. д.). После разъяснения и показа обычно вступали в силу
упражнения, которые сопровождались советом : «Упражняй руки, выработай
привычку к определённой работе». Прислушиваясь к совету взрослых, юноша и
девушка должны были выработать у себя необходимые навыки и приёмы труда.
Назидание – наиболее
памятниках старой педагогики встречается кодекс назиданий
старшего - младшему, учителя – ученику, народного мудреца – молодёжи,
отца – сыну.
Характерно, что народные воспитатели позаботились, чтобы в свои
афоризмы включить различные педагогические категории : наставление,
предупреждение, упрёк, даже определённые педагогические условия, при
соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Эти условия
обычно детерминируются словом «если». Казахи считают «Если возвратился из
путешествия шестилетний, его должен навестить шестидесятилетний».
Каракалпаки на основе житейской мудрости и философии советуют : «Если
посеял просо, не жди пшеницы».
Распространённым методом
«Вещи моют водой, ребёнка воспитывают приучением», - говорит народ.
Приучение типично для раннего детства. Приучают, например, в семье вечером
вовремя ложиться спать, а утром рано вставать, содержать игрушки и одежду в
порядке; приучают
к навыкам культурного
услуги взрослым, «доброе утро», «добрый день» родителям, старшим быть
вежливым со сверстниками т. т. д. Приучая ребёнка, взрослые дают детям
поручения, проверяют примеры и образцы поведения и действия.
Убеждение как метод воспитания содержит в себе разъяснение
(объяснение) и доказательство, т.е. показ конкретных образцов, с тем чтобы
ребёнок не колебался и не сомневался в разумности определённых понятий,
действий, поступков, постепенно накапливал нравственный опыт и потребность
руководствоваться им.
Поощрение и одобрение как метод воспитания широко применялись в
практике семейного воспитания. Ребёнок всегда испытывал потребность в
оценке своего поведения, игры, труда. Устная похвала и одобрение родителей
– это первое поощрение в семье. Зная роль похвалы как средства поощрения,
народ замечает: «Дети и боги любят бывать там, где их хвалят». Родители
обычно одобряют поведение, учебные и трудовые успехи детей словами
«молодец», «хорошо», «очень хорошо». При этом народ педагогически очень
разумно установил, что эти слова одобрения и похвалы должны произносится с
улыбкой на лице. Если работа выполнена не на должном уровне, родители
скажут: «Ничего», «Ладно, сойдёт», но без улыбки. Дети без труда понимают,
как оценена их деятельность.
Учитывая воспитательную силу и эффективность намёка, народ создал
свои поучительные сказки . Как верно замечает Г.Н. Волков, «педагогическая
ценность намёка в том, что о недостатках поведения того или иного мальчика
они позволяют говорить в безобидном тоне». Можно смело сказать, что в
намёке выразился педагогический такт народа, его интуиция.
Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый
действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их
труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к
окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером
для детей и оказывает влияние на формирование их личности. Народная
мудрость говорит о том, что в воспитании следует использовать
положительный пример : «Если у тебя взрослый сын - веди дружбу со скромным
человеком, если у тебя взрослая дочь – веди дружбу с мастерицей»
Самой поэтической формой
родительское благославление. «Пусть будет благословлен твой дом, живи до
свадьбы детей своих », - скажет народ человеку, создающему молодую семью.
Народная педагогика не обходила вниманием и такие методы воспитания, как
принуждение, наказание, порицание, запрет и упрёк. В народе чаще
применялось словесное осуждение плохих поступков, опрометчивых действий.
Осуждение сопровождалось внушением, чтобы ребёнок осознал свои ошибки и
устранил их. Укор родителей применялся редко, в основном как одна из
воспитательных мер предупреждения.
Итак, народные афоризмы рассматривают воспитание как «бесценное
богатство » человека. Народ имеет определённое представление о целях,
задачах, приёмах, методах и навыках воспитания детей с учётом их возрастных
и психологических особенностей. Особое значение придаётся воспитанию в
раннем детстве; отмечается важность игровой деятельности детей.
Народ эмпирическим путём
с пониманием относился к трудностям воспитания в переходном возрасте,
особое внимание придавал воспитанию девочки – подростка. Эмпирически
определив, практически проверив, народ широко применял в условиях семейного
воспитания самые разнообразные приёмы и методы воспитания : приучение,
показ, поощрение, порицание, личный пример, благославление и другие, не
противоречащие ,
а совпадающие с принципами научной педагогики.
Трудовое воспитание –
Трудно переоценить значение трудового воспитания в общей системе
народной педагогики, оно действительно является её сердцевиной. С
древнейших времён трудовое воспитание детей и молодёжи являлось важнейшей
обязанностью родителей, а затем и учебных заведений и других общественных
институтов.
Труд в условиях Средней Азии и Казахстана был связан прежде всего с
животноводством, садоводством, шелководством, народными промыслами.
Известный хлебороб, почётный академик ВАСХНИЛ Т. С. Мальцев справедливо
заметил, что «бытовая культура, духовный склад народа порождены
тысячелетиями земледельческой цивилизации. Все нравственные каноны,
моральные представления, даже художественные вкусы целых эпох обусловлены
отношением человека к матери – сырой земле». Нелёгкий труд земледельца и
животновода, отношение к хлебу как святыне, хлопку, всё это воспитывало у
детей чувство любви к труду и людям труда. Народ не только прославляет труд
как бесценный дар природы человеку, но в какой-то мере идеализирует его
вдохновенный характер : «Труд – всему отец».