Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:11, реферат
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной
культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том,
что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько
существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с
тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой
древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла
на её ранние формы. Анализ истории древней педагогической мысли народов
Средней Азии и Казахстана показывает, что первые социальные памятники
педагогики появились под прямым воздействием народной жизни, народной
педагогической культуры.
I.Введение.
II.Народная педагогика – совокупные педагогические
знания и воспитательный опыт народа.
1.Формирование концепции народной педагогики и её характерные
особенности.
2.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.
III. Педагогическое воззрение народа на воспитание и обучение.
1. Сущность, приёмы и методы воспитания.
2. Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.
3. Умственное и физическое воспитание.
IV. Заключение
Народ всегда заботился о том,
чтобы молодое поколение
рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки». У всех народов
существует единое мнение: «Лишнее мастерство голову не кружит», «Молодому
мало и семидесяти ремёсел». История сохранила для нас бесценный опыт
вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками.
Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует
времени и усилий, поскольку «есть такие вещи, которые не сделаешь пока не
выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать
что - бы выучиться ».
Народ высмеивает человека, который ищет лёгкой работы. Поговорка гласит : «
В дождливый день много желающих кур поить». Особенно отрицательное
отношение вызывают люди, имеющие «белые ручки», которые любят чужой труд.
Народ высмеивает человека, не задумывающегося о результатах своего труда
или занятого неразумным, бесполезным трудом. В таких случаях говорят :
«Подрубив топором корни дерева, вершину водой поливает».
Если сформулировать отношение народа к трудовому воспитанию в
современных терминах, то можно сказать, что он стоял за всеобщее трудовое
воспитание , за добросовестный, систематический и разумный общественно
полезный труд. Честный и добросовестный труд прославляется в волшебных
народных сказках; в них же с нескрываемой иронией и сарказмом осмеиваются
лентяи, лодыри, бездельники. Сказки как известно идеализируют силу и
возможности героев, но в их основе – народная вера в человека, в его разум,
готовность преодолевать любые трудности для достижения намеченной цели.
Вопросам трудового воспитания детей в семье уделял много внимания
А.С. Макаренко. Опираясь на традиции народной педагогики, считая семью
ячейкой нового общества, где происходит первичная закладка и формирование
чувств, мыслей, характера и сознания ребёнка, педагог утверждает, что
правильное воспитание невозможно представить как воспитание нетрудовое.
Поясняя смысл и значение трудового воспитания, он советует родителям иметь
в виду ряд обстоятельств.
Во – первых, учитывать, что семья должна готовить ребёнка к труду,
не только и несколько для нужд самой семьи, но, прежде всего для труда в
общественном коллективе.
Во – вторых, прилагать все усилия к тому, чтобы труд ребёнка не был
принудительным, т.е. носил творческий характер, трудился с интересом,
любовью, без боязни «трудового пота».
В – третьих, необходимо в процессе труда воспитывать в ребёнке
определенные нравственные качества : любовь и уважение к трудовому
человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть
от труда.
В – четвёртых, трудовое
«физического развития в труде», но и психологического и духовного развития
человека.
В – пятых, важно учитывать , что трудовая подготовка в семье имеет
большое значение в личной жизни человека, в определении его будущей
профессии и квалификации.
Весьма созвучны народным
родители должны
воспитать у ребёнка
исполнять неприятные работы. Только такое воспитание может уберечь детей в
дальнейшем от
неправильного отношения к
«чистая – грязная; интересная – неинтересная; тяжёлая – лёгкая; выгодная -
невыгодная » и. т. д.
Анализ трудов крупнейших
проблемам трудового воспитания, свидетельствуют о том, что они, безусловно
опирались на знания народной педагогики, относились с глубоким пониманием к
народным традициям, опыту народа по воспитанию молодого поколения в духе
любви и уважения к разнообразной трудовой деятельности человека. В
современных условиях, когда трудовая подготовка учащихся является фактором
их развития и вместе с тем удовлетворение потребностей народного хозяйства,
уделяется особое внимание этой важной педагогической проблеме. Трудовому
воспитанию принадлежит значительная роль и во всестороннем развитии
личности. Для осуществления целей развивающего трудового образования
необходима его вариативность, выборность, сменность видов трудовой
деятельности, что позволит включать в её рамки сферу социальной помощи,
охрану природы и памятников культуры и т.д. К этому должны быть
подготовлены не только учителя, но и родители.
В этих условиях важно сочетать народную мудрость, веками сложившиеся
трудовые традиции семьи с достижениями современной педагогической науки.
При этом трудовое воспитание должно отвечать как минимум следующим
педагогическим требованиям : систематический и коллективный характер
труда, наличие у каждого ребёнка с учётом возраста посильных и постоянных
трудовых обязанностей. В раннем возрасте труд следует сочетать с элементами
игры, а в
старших классах постепенно
труда к более сложным. Важно приучать детей выполнять нужные, но не менее
для них трудовые обязанности, не наказывать детей трудом, систематически
учитывать и оценивать качество труда, стимулировать труд похвалой и личным
примером показывать сознательное и дисциплинированное отношение к труду.
Умственное и физическое
Происходящая сегодня
преследует цель создать условия для достижения личностью высокого уровня
интеллектуального, нравственного, эстетического и физического. Именно это
сможет повысить интеллектуальный потенциал государства, усилит влияние
гуманистических идей и престиж государства, и духовных ценностей. В
содержании образования важно отразить традиции и социально - культурные
ценности народа. Изучение истории, литературы, родного языка, занятия
различными видами искусства должны помочь молодому поколению глубоко
проникнуть в духовный мир своего народа, понять истоки культуры, истории,
образа жизни, стать
продолжателем прогрессивных
Умственное воспитание новых поколений всегда было предметом первой заботы
народа. Народ, хотя и был в прошлом лишен знаний, но в глубине сознания
народных масс всегда таилось огромное стремление к образованию и науке.
«Знание – светоч ума» - народный афоризм.
В представлении народа только умный человек может овладеть глубокими
знаниями.
«Дороже ума богатства нет», «Ум на рынке не купишь», «Ум – одежда, которая
никогда не сносится, знания – родник, который никогда не исчерпаешь» -
такова народная оценка значения знаний. Но особенно по современному звучит
пословица : « Не удивляй одеждой, а удивляй знаниями». Это как бы народный
отклик на стремление части молодёжи выделиться не знаниями и трудолюбием, а
дорогостоящими вещами, купленными на деньги родителей. Народ выработал свои
собственные дидактические принципы обучения и приобретения знаний, которые
близки принципам научной педагогики . Связь знаний с жизнью – важнейшее
дидактическое требование народа. Народ интуитивно пошёл к осознанию того,
что необходима систематичность в получении знаний и непрерывность
образования. Это ещё одно дидактическое требование, выработанное
столетиями. Эта
мысль очень образно
«Учиться – всё равно что плыть против течения : остановился на минуту – и
тебя отнесло назад».
Основным источником знаний
наслаждения, чем читать книги, нет дела важнее, чем учить сына» - говорится
в народных афоризмах. О значении книги как друга, советчика человека, как
источника знаний говорится и в таких афоризмах : «прочтёшь незнакомую
книгу, словно обретёшь хорошего друга, перечитаешь книгу, словно встретишь
старого знакомого », «Книга - ключ к знанию ».
Знание языка народа
познания мира. Узбекский народ отмечает : «Знание языка открывает путь к
сердцу», «Знание ста языков, что сто умов », - заключает пословица. И
здесь родной язык выступает важнейшим фактором умственного воспитания
детей, как великий народный педагог. В духовном сокровище народа родной
язык является
самым близким и сокровенным.
С первого родного слова
впервые услышав собственное имя, ребёнок начинает познание мира; из нежных
колыбельных песен он впервые узнаёт родную мелодию и на всю жизнь её
запоминает.
Заслуживает внимания отношение народа к учителю – воспитателю. Народ,
защищая честь учителя, без обиняков заявляет : «Ради учителя следует даже
кинжал проглотить», «Кровь зальёт очи того, кто смеет покоситься на своего
учителя». Он высоко ценил роль учителя в обучении и воспитании детей :
«Свет лампы от масла, знания ученика от учителя». Обществу всегда
импонирует справедливый и требовательный учитель. «Строгость учителя лучше
ласки отца», - считает народ. Люди верно представляют себе взаимоотношения
ученика и учителя. «Ученика хвалят в глаза, учителя за глаза, а
подчинённого после работы», - говорится в афоризме. Народ готов простить
учителю возможные ошибки в работе, ибо «самый хороший учитель не без
ошибок», но репутация учителя должна быть безупречной, так как дети ему
подражают, копируют его манеры, и, как верно подметил народ, «если учитель
пьёт стоя, то ученики пьют на бегу».
Наряду с умственным
средства физического воспитания молодого поколения. Ухудшение природной
среды обитания человека,
распространение таких
детей, как алкоголизм, курение, наркомания, очень остро ставят сегодня
вопрос о физическом здоровье молодого поколения. Физическое воспитание,