Народная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:11, реферат

Описание

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной
культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том,
что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько
существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с
тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой
древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла
на её ранние формы. Анализ истории древней педагогической мысли народов
Средней Азии и Казахстана показывает, что первые социальные памятники
педагогики появились под прямым воздействием народной жизни, народной
педагогической культуры.

Содержание

I.Введение.
II.Народная педагогика – совокупные педагогические
знания и воспитательный опыт народа.
1.Формирование концепции народной педагогики и её характерные
особенности.
2.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.
III. Педагогическое воззрение народа на воспитание и обучение.
1. Сущность, приёмы и методы воспитания.
2. Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.
3. Умственное и физическое воспитание.
IV. Заключение

Работа состоит из  1 файл

Народная педагогика.docx

— 91.14 Кб (Скачать документ)

физическая культура становятся неотъемлемыми компонентами разностороннего,

гармоничного развития личности.

       Забота о здоровье ребёнка  и его нормальном физическом  развитии,

воспитание выносливости, ловкости, сноровки – всё это  всегда было предметом

неустанной заботы народа. Физическое воспитание детей  и подростков находило

свое выражение  в детских играх, национальных видах  борьбы, спортивных

соревнованиях. Народ имел определённое представление о функциях

человеческого организма, об экзогенных и эндогенных факторах физического

развития. Было понимание  того, что чистый воздух – важнейший  элемент

здоровья : «Лучше дышать свежим воздухом чем пить лекарство». Народ

понимал, что залог  здоровья -   физическое воспитание  . Порою молодёжь

беззаботно относится  к своему здоровью.

Многие народные афоризмы рассматривают здоровье, как  величайшее богатство,

как неповторимое благо для человека. Казахи поддерживают эту мысль в

социальном аспекте : «Богатство бедняка – это его здоровье».

       Народ не только знал факторы  физического воспитания, но и

эмпирически выработал  ряд разумных методов лечения. Общепринято  народное

изречение : «Держи голову в холоде, а ноги в тепле ». Простудившемуся

человеку в народе говорят : « Пропотеешь – и жар пройдёт». Народ понимает

силу внушения и разумно предупреждал : «От мнительности можно и заболеть».

Достойно внимания отрицательное отношение народа к курению. «Кто курит, у

того горят нутро  и деньги», - остроумно замечает народ.

       Центральное место в системе  физического воспитания занимали  детские

игры. В народном представлении  игры не только развлечение, но и средства

физического, нравственного  воспитания детей. Через игры реализуется

самодеятельность  детей : детские тайные языки, считалки, жеребьёвки,

декламации, хороводы и т. д.

       Особое значение народ придавал  национальным играм – как важному

фактору физического  развития и воспитания. По  поводу характера

национальных игр  В.Б. Шкловский верно заметил : «все люди похожи друг на

друга; они одинаково  смеются, одинаково плачут. В сходстве игр мы видим

сходство человеческих сознаний. Играя в игры разных народов, будем узнавать

друг друга ».

       Таким образом идеалом физического воспитания, в представлении

народа, было воспитание молодой смены – здоровой, жизнерадостной, сильной,

отважной. Комплекс мер, включающий в себя народную медицину, разумное

питание, использование  природных факторов, игры, спортивные соревнования и

праздники, обеспечивал  нормальное физическое развитие детей. 

                                 Заключение.

       Опираясь на народные методы  воспитания педагоги – теоретики  и

   практики  создали современные концепции  воспитания всесторонне развитой

   личности, которые постоянно совершенствуются  и обновляются в соответствии

   с требованиями  жизни. Однако ядро народной  мудрости всегда присутствует  в

   любой воспитательной  теории. В современных условиях  трудовые традиции

   развиваются,  совершенствуются и обогащаются.  Это и есть проявление

   народной  педагогики в действии, в жизни.  Народ всегда стремился привить

   молодому  поколению любовь к Родине, правдивость,  честность, скромность,

   коллективизм, чувства дружбы, товарищества.

       Исследования проблем народной  педагогики позволяют утверждать  что

   концепция  народной педагогики сложилась.  Установлен предмет народной

   педагогики, определены её источники, принципы, методы, характерные

   особенности.  Концепция народной педагогики рассматривает педагогические

   воззрения  народа как  выражение практической  народной философии, как

   сгусток  веками накопленного коллективного  опыта народных масс по

   воспитанию  и обучению молодого поколения,  гениально воплощённых в

   разнообразных  памятниках устного народного творчества.

       Народную педагогику создал народ,  педагогическая теория её только

   изучала,  взаимодействовала с ней и  синтезировала её. Народная педагогика

   до сих  пор не заняла подобающего  ей места в общей системе  педагогических

   исследований. Между тем и сегодня в любой  семье воспитание происходит,

   прежде  всего на основе накопленного житейского воспитательного опыта

   данной  семьи. В памятниках народной  педагогики воплощён характер  народа,

   представление  о будущем, о прекрасном. Народная педагогика  заслуживает

   самого  внимательного отношения, глубокого  и пристального изучения,

   творческого  использования.

       Народное воспитание – это  общественное воспитание.

   На протяжении  всей истории человек был и  остаётся объектом и субъектом

   воспитания. Накопленный веками опыт воспитания  в сочетании с

   эмпирическими  знаниями, проверенными на практике, составляет ядро

   народной  педагогики. Следует однако принять во внимание, что

   педагогическое  воззрение народа, сложившиеся без профессиональной

   педагогической  подготовки, на основе лишь эмпирических  знаний, носило в

   известной  мере стихийный характер. Сам  процесс воспитания, повседневный

   педагогический  контакт в детьми не всегда был осознанным. В этих условиях

   поражает  умение народа по крупицам  отобрать всё лучшее, разумное,

   отвечающее народному идеалу в воспитании настоящего человека. С этих

   позиций  народную педагогику можно рассматривать  как синтез всенародного

   педагогического  эксперимента. Современная теория  педагогики, обогащённая

   народным  опытом воспитания, даёт возможность  значительно повысить

   педагогическую  культуру народа, убедиться в  том, что народные массы

   играют  активную роль в развитии педагогической  мысли как составной части

   общечеловеческой  культуры.  Рассмотренные нами  памятники народной

   педагогики  позволяют сделать чисто педагогические  выводы. Приводимые

   поговорки,  пословицы и сказки пробуждают  чувство оптимизма, они стремятся

   привить  людям, и прежде всего молодому  поколению, самые лучшие

   человеческие  качества. Для того чтобы наиболее  успешно решать эти

   благородные  задачи, опираясь на народную  мудрость, следует принимать во

   внимание  следующие обстоятельства.

       Житейские правила и приёмы  воспитания – это первые законы, с

   которыми  человек встречается в своей  жизни. И они рождаются в  семье.

   Многие  поговорки и пословицы, народные  сказки по существу стали не

   писаными  законами воспитания, своего рода  моральным кодексом семьи. В

   народных  поговорках, пословицах, сказках выкристаллизован вековой опыт

   воспитания  молодого поколения. Доступные и близкие людям по содержанию,

   краткие  и законченные по форме, удобные  в обращении, народные сказки  и

   афоризмы  несут в себе бесценную народную  мудрость.

   Учителя,  читающие в школе курс «Этика  и психология семейной жизни», имеют

   возможность  в пределах программных требований  подобрать соответствующие

   примеры  и приводить их на уроках, провести  беседы и диспуты по тем  или

   иным вопросам, практиковать домашние сочинения  на основе наиболее

   выразительных  народных изречений и афоризмов.  В процессе внеклассной и

   внешкольной   работы целесообразно привлечь  самих учащихся собирать и

   записывать  примеры устного народного творчества, создавать сборники и

   журналы  пословиц и поговорок.

       Поговорки, пословицы и сказки  оказывают воспитательное воздействие

   не сами  по себе, а при условии, если  родители личным примером соблюдают,

   поддерживают  принципы выраженные в них. Каждая пословица и поговорка,

   каждое  любимое изречение, сказка, если  они разумны и к месту звучат,

   соответствуют  духу и традициям семьи, выражают  её истинные стремления,

   если они  понятны и близки к сердцу  детей, становятся прекрасным,

   поучительным  нравственным уроком в семье.  Как примеры кратких и метких

   выражений   поговорки и пословицы можно  использовать и в целях развития

   речи детей,  приучая их запомнить и использовать  как эпиграфы в

   сочинениях, примеры в логических доказательствах.

       Ни одна из приведённых пословиц  и поговорок и народных сказок  о

   воспитании  вообще, о трудовом, нравственном, умственном, эстетическом

   воспитании в частности по своей идее и содержанию не противоречит данным

   научной  педагогики. Более того, будучи бесценным  творением гения своего

   народа,  они  имеют весьма широкое  распространение среди масс.

   Общедоступность  -  характерная черта поговорок  и пословиц. Недаром в

   пословице  говорится , что «без углов дом не строится, без пословиц речь

   не молвится».

       Важно, чтобы учителя и родители  чаще стремились в общении  с детьми

   использовать  эти образные выражения, поясняя  их смысл и значение с точки

   зрения  современных задач. Устное народное  творчество содержит различные

   явления  языка, логические единицы, художественные  миниатюры, поэтические

   образные  обобщения социально – исторического  опыта. Они выражают

   нравственные, этические и эстетические взгляды  народа. В силу этого они

   представляют  реальную основу для изучения  народной психологии.

       Педагогические воззрения народа  должны стать предметом дальнейшего

   изучения  в школах и других учебных  заведениях. В действующих учебных

   программах  общеобразовательных школ подчёркивается  воспитательное

   значение  народного творчества.  «Материалы  устного творчества, -

   говорится  в программе, - имеют большое воспитательное  значение. Идеи

Информация о работе Народная педагогика