Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 15:11, реферат
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной
культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том,
что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько
существует сам народ», целиком относятся ко всем другим народам. Вместе с
тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой
древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла
на её ранние формы. Анализ истории древней педагогической мысли народов
Средней Азии и Казахстана показывает, что первые социальные памятники
педагогики появились под прямым воздействием народной жизни, народной
педагогической культуры.
I.Введение.
II.Народная педагогика – совокупные педагогические
знания и воспитательный опыт народа.
1.Формирование концепции народной педагогики и её характерные
особенности.
2.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.
III. Педагогическое воззрение народа на воспитание и обучение.
1. Сущность, приёмы и методы воспитания.
2. Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.
3. Умственное и физическое воспитание.
IV. Заключение
нравственных норм и правил. И народ позаботился об этом: «Конец терпения –
золото», «Доброе слово слаще меда».
Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании,
формировании личности человека. Педагогический гений народа продуманно,
сознательно создал не только однострочные, но и двух строчные, в ряде
случаев многострочные, даже многоступенчатые афоризмы, наделенные
поэтическими рифмами.
Большинство миниатюр народ
беседы», «В торговле дружбы нет», «Беда голова от уст».
В двух строчных афоризмах вторая половина обычно путём сопоставления
усиливает главную смысловую нагрузку и общую воспитательную идею пословицы.
Например : «Ворона называет своих птенцов беленькими, еж называет своих
детей нежненькими», «Не бойся темной тучи и говорливого, а бойся белой тучи
и молчаливого». Здесь народ излагает уже более подробно свои мысли, где-то
осуждает, где-то советует, а где-то предостерегает.
Ступенчатые многострочные
внимание слушателя на главной идее пословицы : «где много зелёной травы,
там быки жирны, где много тяжб – судьи жирны, где много покойников – муллы
жирны» или другая – «Если женятся двое хороших – будет счастье, если
женятся хороший и дурной – будет беда, если женятся двое дурных – будет
война». В этих пословицах народ путём повторения и сопоставления стремился
укрепить в сознании слушателей чувство меры, справедливости, умение верно
оценить людей и.т. д.
Всё это свидетельствует о том, что народ свои педагогические
рекомендации сложил и выразил руководствуясь потребностями жизни, реагируя
на разнообразные проявления условий материальной жизни общества. Эту мысль
очень хорошо выразил П. Лафарг : « Обиходные выражения и пословицы
показывают, быть может, ещё яснее, чем отдельные слова, те нити, которые
связывают язык с явлениями окружающей жизни.
Таким образом, в самом
педагогическая целесообразность, рассчитанная не просто на усвоении истин,
но и на то, чтобы они стали не писаными законами жизни, оказывали прямое
воздействие на воспитание и формирование личности.
В целях усиления
народ также проявил заботу также о том, чтобы художественно оформить своё
творение, используя для этого разнообразные средства поэтической
образности, словесной ритмики, добиваясь таким образом яркого
интонационного - смыслового звучания афоризмов.
Анализ народных афоризмов показывает, что в них находит своё
выражение смысловой параллелизм а противопоставление, когда мысль,
выраженная в одной части пословицы, усиливается путём противопоставления в
другой её части. Имеют место примеры смешанного параллелизма, когда в общих
чертах сопоставляются разные предметы, явления и понятия. Эмоциональность
народной поэтической речи усиливается и намеренно подчеркивается также
постановкой риторических вопросов. Подчеркивая дидактическое значение
практики, казахи задают риторический вопрос : « Разве слышанное сравнить с
виденным ? ». Изречение зовёт к тому, чтобы человек слышанное закреплял
виденным, т.е. практикой.
Пословицы и поговорки с риторическими вопросами сосредоточивают
внимание человека на главной, смысловой стороне изречения, побуждают его
задуматься над поставленным вопросом, попытаться ответить на него, тем
самым достигается более эффективное эмоциональное воздействие афоризмов на
сознание и поведение молодого человека. Таким путём народная мудрость
эффективно выполняет свою воспитательную функцию.
Риторические восклицания
Одним из признанных методов воспитания в народной педагогике является
намёк. К примеру, желая безобидно воздействовать на нового человека в
семье, говорят : «Тебе говорю очка, а ты слушай невестка !».
В целях эмоционального воздействия на молодое поколение народ
разумно пользовался и богатствами звуковой формы, обращал внимание на
музыкальность и мелодичность афоризмов, используя для этого сравнения,
антитезы, гиперболы, метафоры, иронию, аллегорию и. т. д. Особенно часто
народ прибегает к иронии, поскольку она даёт возможность в мягкой форме
осмеять негативные явления, повторно облекая мысль в иносказательную форму,
когда комическое и смешное намеренно подаются с серьёзным видом.
Тонкая ирония и мягкий юмор
содержатся в афоризмах, в
высмеивает отцов, которые не радуются рождению ребёнка, видя в этом обузу
для себя : Ослу принесли добрую весть : «У тебя родился сынок !» Осёл
ответил : «Значит корма у меня поубавилось, а груза прибавилось ! » .
Таким образом, используя иронию в афоризмах, народ, соблюдая
определённый педагогический такт, обращает внимание на людские слабости,
пороки, недостатки, пробуждает желание и стремление устранить эти
недостатки.
Воспитательный потенциал
применения гипербол, намеренно увеличивая и подчеркивая особенное значение
тех или иных жизненных ситуаций: «Каков в девять лет, таков и в девяносто»
(о значении воспитания в детстве). Используя гиперболы, народ намеренно
обращает внимание на важность таких качеств, как воспитанность трудолюбие,
стремление к знанию, верность в любви и. т. д.
Метафора как форма иносказательной образности, основанной на
сходстве двух явлений, также встречается в структуре народной мудрости:
«Яблоко от яблони далеко на падает», «Любовь сильнее смерти», «Муж и жена –
птицы из одного гнезда».
Педагогический анализ показывает, что в целях усиления
эмоционального воспитательного воздействия афоризмов на человека народ
стремился поэтическую речь сделать мелодичной, музыкальной, используя для
этого ритмические звуковые формы, повторы, тавтологии, олицетворения и.т.д.
Все это вместе взятое, позволяет говорить о пословицах и поговорках
как народных педагогических миниатюрах, в которых в известной степени нашло
свое выражение народное представление о дидактических принципах воспитания
и обучения человека. Лаконичность и краткость афоризмов создают условие для
осуществления принципа доступности, обилие элементов ритмики и поэтической
речи придает афоризмам образность, тем самым составляет основу наглядности;
композиционное строение афоризмов, применение повторов, риторических
вопросов и восклицаний способствуют реализации принципа прочности,
систематичности и последовательности.
И наконец, все афоризмы, отражающие условия материальной жизни
общества, сокровенные чувства, мысли, чаяния народа, создают условия для
обеспечения связи воспитания с жизнью.
Главное в народной педагогике - это процесс воспитания и обучения
молодого поколения. Большой научно – педагогический интерес представляют
вопросы о том, как народ понимает сущность воспитания, какими приёмами и
методами пользуется в процессе воспитания , каково представление народа о
трудовом, нравственном, умственном, физическом и эстетическом воспитании.
Народ всегда верно представлял себе сущность воспитания
подрастающего поколения, его трудности, радости и благородство конечной
цели. В народе говорят : «Воспитание – бесценное богатство».
Трудное дело – воспитать человека, оно требует заботливого и
внимательного отношения, определённых знаний и умений. В народе существует
много изречений, касающихся этих трудностей, но все их можно выразить одним
выводом : «Кто не закалит своего сердца, тот не воспитает ребёнка».
В народе с древнейших времён было известно, что воспитание возникает
вместе с появлением человека. Воспитание – вечная категория, она существует
и развивается вместе с развитием человеческого общества. Если время для
начала воспитания упущено или воспитание велось неправильно, приходится
перевоспитывать, а это задача более трудная. Недаром в народе говорится :
«Даже полководцы не могут справиться с сыновьями и внуками , которые ведут
разгульный образ жизни. »
Самовоспитание в народном
жизни человека. Народный афоризм прямо нацеливает юношей и девушек :
«Родители дали тебе жизнь – волю воспитай сам». Метко сказано !. Народ
выдвинул своеобразную программу самовоспитания молодого человека:
«Захочешь узнать себя - спроси мнение людей », «Вежливости учись у невежи»
и. т.д. В этом выражается уверенность что молодые люди путём самовоспитания
могут выработать в себе лучшие человеческие качества : благородство,
вежливость, трудолюбие, скромность, справедливость, беспредельную честность
и правдивость.
Педагоги, чьи имена известны всему миру, указывали на огромную роль
воспитания в раннем детстве. К.Д. Ушинский писал, что «Характер человека
более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в
характер в эти годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека.
Всё что усваивается человеком в последствии, никогда не имеет той глубины,
какой отличается всё усвоенное в детские годы ». Народ в течении веков
эмпирическим путём накопил определённые знания и психологических и
возрастных особенностях детей. Особое внимание обращалось на воспитание в
раннем детстве. Об этом свидетельствуют такие выражения : «Ребёнку у