Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 06:13, дипломная работа

Описание

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью в социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Нормы речи и их нарушения
1.1. Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста
1.2. Причины нарушений звукопроизношения
2. Дислалия
2.1. Формы дислалии
2.2. Отклонения от нормы в строении артикуляционных органов
3. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи
3.1. Логопедическое обследование
3.2. Основные этапы исправления нарушений звукопроизношения
4. Недостатки произношения свистящих звуков, приемы постановки в практической деятельности
4.1. Артикуляция звуков С, С’, З, З’, Ц
4.2. Виды сигматизма
5. Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком
5.1. Подготовительный
5.2. Постановка звуков
5.3. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста.doc

— 274.00 Кб (Скачать документ)

Дополнительно использовать кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук.

Добившись правильной артикуляции, включить выдох, дать ощутить холодную струю выдыхаемого воздуха.

Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука [с]. В дальнейшем перейти к нормальному зазубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма.

Коррекция бокового сигматизма

Добиваться образования  «желобка» по средней линии языка.

В качестве базы использовать звука [т]. Произносить [т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки.

На следующем этапе  работы ребенку предлагается опустить кончик языка за нижние резцы. Сжать  зубы и произнести звук, близкий к [ц], в составе которого слышатся звуки [т] и [с].

Постепенно в ходе упражнений звук [с] удлиняется, а затем  — отделяется. После чего ребенку  можно пояснить, что это правильно  произносимый звук [с].

Использование механической помощи.

Ребенку предлагают произнести звук [ф], выдвигая язык как можно больше вперед и уперев его кончик в нижние зубы. К шуму, свойственному звуку [ш], должен присоединиться свистящий шум.

Опора на звук [х].

Произнести шепотом  сочетание ихи, а затем то же самое звукосочетание произнести со сжатыми зубами. При этом слышится звук, близкий к [с'].

В результате упражнений звук закрепляется, и тогда можно  обратить внимание на различие в звучании звуков [с] и [с'].

Коррекция носового сигматизма

Выработать правильное направление воздушной струи, закрывая проход в носовую полость поднятием неба. Выработка правильной артикуляции языка.

Коррекция замены звука [с] на [т], [д]

1. Просовывание распластанного  языка между зубами.

2. «Желобок» при открытом  рте.

3. Выгибание спинки  языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов.

Коррекция бокового сигматизма по Э.Я. Сизовой (1992)

Массаж лицевых  мышц и губ

Массаж проводится с  гиперкоррекцией пораженной стороны:

— похлопывание сглаженной носогубной складки;

— круговые движения в  месте соединения жевательных мышц;

— поглаживание губ;

— легкое пощипывание  сомкнутых губ (чаще на пораженной стороне);

— круговые поглаживающие  движения в углах рта (больше на стороне  сглаженной носогубной складки);

— легкое пощипывание  опущенного угла рта;

— пощипывание края нижней челюсти (больше на пораженной стороне).

Массаж языка

— легкое поглаживание языка;

— постукивание шпателем или пальцами по языку;

— очень легкое похлопывание по пораженному боковому краю языка.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения  для губ и лицевых мышц

Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта. Если угол рта не поднимается, помочь пальцами. В то же время другой угол рта придерживать в спокойном  состоянии. Подъем пораженного парезом угла рта произвести два-три раза, здорового — один.

Упражнения  для языка

1. Улыбнуться, положить  язык на нижнюю губу, затем  сдвинуть язык в правую сторону  и прикусить зубами левый край  языка. Вернуться в исходное положение.

2. Улыбнуться, положить  язык на нижнюю губу, слегка  сдвинуть язык в левую сторону и прикусить зубами правый край языка. Вернуться в исходное положение.

3. Улыбнуться, положить  язык на нижнюю губу, сдвинуть  язык в правую сторону и  скользить зубами по языку.

4. Улыбнуться, положить  язык на нижнюю губу, сдвинуть  язык в левую сторону и скользить зубами по языку.

5. Покусывание боковых  краев языка.

Для пораженной стороны  количество упражнений увеличивается в два раза.

Закрепление слухового  образа звука

Обучение правильному  произношению звука [с] в изолированном звучании

Игровые упражнения

«Дует холодный ветер», «Песенка водички, текущей из крана», «Вода  течет по камешкам», «Свистит ветер  в трубе», «Воздух выходит из колеса», «Проколотая шина», «Насос», «Накачаем воздух в колесо», «Проколотый шарик», «Пар выходит из кастрюли», «Чайник со свистком».

    1. Автоматизация звука [с] в слогах

Занятие 1

Автоматизация звука [с] в прямых слогах

Развитие артикуляционной  моторики

Повторить упражнения, приведенные  выше:

1) просовывание распластанного  языка между зубами;

2) язык лежит на  «донышке»;

3) язык «желобком»;

4) губы в улыбке.

Развитие памяти, внимания

Запоминание и воспроизведение  слогового ряда в сочетании с  движением пальцев рук.

Игровые задания

«Падают снежинки», «Лепим снежки», «Катаем снежную бабу».

Выделение ударного слога.

Са-са; са-са; са-са-са; са-са-са; са-са-са.

Сы-сы; сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы; сы-сы-сы.

Са-сы-со-су; сы-са-со-су.

Какой слог лишний? Са-са-са-сы.

Повтори слоги: са-сы-со. Послушай еще раз. Са-со. Какой слог исчез из ряда? (Со.) Со-су-сы-са. Со-су-сы? (Са.)

Анализ и  синтез слогов

— Какой первый звук в  слоге са? Какой второй звук? Сколько звуков в слоге са?

— Звук [с] «подружился» со звуком [е]. Какой слог получился?

— Есть ли звук [с] в словах сок, сын, сумка, самосвал?

Отстукивание ритмического рисунка слов сок, сумка, самосвал.

Ознакомление  с буквой с

Занятие 2

Автоматизация звука [с] в обратных слогах

Развитие артикуляционной  моторики

Губы в улыбке.

Язык «желобком» снаружи  рта неподвижен, а губы то широко раскрываются, то касаются «желобка».

Выгибание спинки языка  вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов.

Примечание. В дальнейшей работе артикуляционные упражнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей моторики ребенка и характера речевого нарушения.

Работа над  голосом

Произнесение слогов ис-ис-ис, ыс-ыс-ыс, ас-ас-ас, ос-ос-ос, ус-ус-ус от имени героев сказки «Теремок» с разной интонацией.

Запоминание и воспроизведение  слоговых рядов: ис-ыс-ас, ыс-ис-ас, ис-ыс-ас-ус, ыс-ис-ас-ус.

— Какой слог лишний? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ис.

— Какой слог появился? Ис-ис-ас; ыс-ыс-ас.

Анализ и  синтез обратных слогов

— Какой слог получится, если я «дам» тебе звук [а], а затем  — [с]. Обозначить слог цветовыми символами (кружочками красного и синего цвета).

— Какой первый звук в  слоге ыс? Какой второй звук?

— Назови второй звук в  слоге ос?

Составление слогов ис, ыс, ас из букв разрезной азбуки.

Развитие фонематического  восприятия

Отбор картинок, слова-названия которых содержат звуки [з], [ш], [т], [ц], [ч].

Игра «Ботаническое  лото». Найди только овощи. Найди  фрукты. Положи в корзинку овощи и фрукты, в названии которых есть звук [с].

Назови пропущенный  слог в словах как...(тус), ана...(нас).

Занятие 3

Автоматизация звука [с] в слогах (интервокальное положение)

Развитие артикуляционной  моторики

Губы в улыбке.

Язык «желобком» внутри рта.

Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов.

Координация дыхания, артикуляции и фонации

«Лиса учит лисят говорить». Произнесение слоговых сочетаний ысы-ысы-ысы, аса-аса-аса, уса-уса-уса, исы-исы-исы, осо-осо-осо, асу-асу-асу, осы-исы-асы от имени Лисы и лисят (высоким и низким голосом со сменой интонации).

Развитие фонематического  восприятия

— Назови место звука  в слоге. Называются слоги са, ас, аса. Где слышится звук [с] в словах лиса, слон, Барбос!

Чтение слогов са, со, сы

Развитие слуховой памяти и внимания

Выполнение поручений. Встань со стула, подойди к столу  и возьми лису.

Выполнение инструкций из 2—3-х действий.

— Возьми ослика, поставь  его на стул и сядь за стол. Возьми лису, поставь ее между слоном и собачкой; подойди к стульчику, а потом сядь.

Занятие 4

Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных звуков

Развитие артикуляционной  моторики

Произнесение слоговых сочетаний с движением рук: сту-сту-сту (шагаем по ступенькам); ста-ста-ста (ставим стаканы на стол).

Координация мимической гимнастики с дыханием, артикуляцией и фонацией: сто-сто-сто (сердито); сты-сты-сты (добродушно). Ты почему такой сердитый? Ста-сто-сту-сты (ласково). Давай помиримся.

Развитие фонематического  восприятия

— Найди картинки, в  названии которых есть звук [с], и положи их к букве с.

Перед ребенком выкладываются  картинки, в названии которых есть звуки [с] и [з]. Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в 2—3-х словах.

Чтение слогов ус, су, ос, со

Занятие 5

Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных звуков

Развитие артикуляционной  моторики

Координация дыхания, артикуляции  и фонации.

Игровое упражнение

«Жонглеры». Подбрасываем шарики и произносим слоги:

сма-сма-сма-сма;    сму-сма-смы;

смы-смы-смы-смы;   сна-сно;

смо-смо-смо-смо;    сну-сны;

сму-сму-сму-сму;    сну-сны-сна;

сма-смо-сму;    сва-сво-сву-свы.

(Дети рисуют пальчиками  волны.)

Развитие фонематического  восприятия

Игра с мячом.

— Лови мяч, если услышишь в слове звук [с].

— Найди картинки, в названии которых есть звук [с]; положи их к букве с. Перед ребенком выкладываются картинки, в названии которых есть звуки [с] и [ц]. Есть ли звук [с] в слове цапля? Есть ли звук [с] в слове сова?

Педагог называет слова, а ребенок находит нужную картинку. Определение позиции звука в 2—3-х словах.

Составление слогов из разрезной азбуки. Чтение слогов

Занятие 6

Автоматизация звука [с] в слогах со стечением согласных звуков

Развитие артикуляционной  моторики

Работа над  голосом и мимикой

Игровое задание «Разговор Носорога со Слоном»:

— Сфа-сфо; сфу-сфы. (удивленно)

— Сла-сло; слу-слы. (с опасением)

— Сла-сло-слу; сба-сбо-сбу-сбы. (печально)

— Спа-спо; спу-спы-спа! (радостно)

— Асма-аста; аспа-асфа. (разочарованно)

Развитие фонематического  восприятия

— Есть ли звук [с] в слове шапка? Есть ли звук [с] в слове носки? Разложи картинки в две стопки. К букве ш положи картинки со звуком [ш], к букве с — картинки со звуком [с].

Педагог произносит слова, а ребенок подбирает нужные картинки. Определение позиции звука [с] в словах слон, носорог, ласка.

Чтение слогов

Задания, используемые на этапах автоматизации звука [с] в  словах, словосочетаниях, предложениях и связной речи

 

Автоматизация звука [с] в словах со слогами са-сы-со-су

Произнеси слова  правильно

Сад, сам, сама, сами, сани, сабля, сачок, сахар, салют, сазан, сайгак, сапоги, салат, салатник, салатница, салфетка, самовар, сарафан, сардина, сарделька, самолет, садовник, садовод, сандалии, саженец, саквояж, саксаул, косы, весы, часы.

Сын, сыр, сырок.

Сом, сон, Соня, сова, сорока, соловей.

Суп, сумка, сухарик, сушка.

Задания

Найди слово в слове.

Самосвал (сам, вал, сом, мало, сало), косатка (коса, оса), чистик (чист, кит, тик).

Какой звук исчез из слова? Санки, сани. Дополни к слогам слово сок.

ле

пе

ку  сок ёёё115

ча

поя

Автоматизация звука [с] в словах со звукосочетаниями 
ас-ос-ус-ыс-ис

Произнеси слова  правильно

Квас, аист, кокос, фикус, фокус, кактус, класс, абрикос, ананас, пылесос, космос, крокус, кумыс.

Задания

Измени звук в слове.

Сок — сор — сом; воз — нос; роса — коса — косы — росы.

Найди одинаковые предметы (контурные и цветные изображения). Рисунок 1. (См. цв. вклейку.) Аист, пылесос, листок, кокос.

Автоматизация звука [с] в словах со звукосочетанием 
ст и слогами ста-сто-сту-сты

Произнеси слова  правильно

Мост, пост, наст, шест, лист, хвост, хворост, помост, насест.

Стая, статуя, статуэтка, стакан, стамеска, станок, ставни.

Ступа, ступня, стужа, студеный, ступеньки.

Стыд, стык, стыковка, стычка.

Задания

Придумай семь слов, которые  начинаются со слога сто-.

Сто...(л), сто...(й), сто...(п), сто...(г), сто...(н), сто...(лб), сто...(лешница).

Замени один звук (одну букву).

Сто — стол — стой — стоп — стог — стон — стол — столб.

Стук — стул — стол — стал — сталь.

Тук — сук — стук — сток.

Писк — поиск.

Что общего между словами сосна, насос, пылесос, свисток, свист, свистулька? (В них два звука [с].)

Подбери слова-перевертыши. Сосна — насос.

Подбери к слову пару.

Сено — стог, лиса —  хвост, лестница — ступеньки, нога —  ступня, слойка — тесто, капуста — лист.

Ребус. Рисунок 2. (См. цв. вклейку.) Барс, аист, рысь, скунс, утконос, кот. (Барсук.)

Назови птиц и животных. Выдели первый звук в их названиях. Составь слово из этих звуков.

Автоматизация звука [с] в словах со слогами ска-ску-ско

Произнеси слова  правильно

Скала, сказка, скалка, скамейка, скакалка, скатерть, скафандр, сканер, батискаф.

Скорпион, скобка, осколок, скорость.

Задания

Найди слова-рифмы. Скалка — скакалка.

Что означают слова скука, скупец?

Из каких слов состоит  слово скороход?

Название какого цветка прячется в слове скорпион?

Автоматизация звука [с] в словосочетаниях

Подбери пару.

Сосновый ... (лес), пустой ... (стакан), сладкий ... (сахар), высокий ... (сугроб), густая ... (сметана), кислая ... (слива), вкусный ... (абрикос), смелый ... (солдат), ясное ... (солнышко), мясной... (суп), чудесный ... (голос), трескучий ... (мороз), густые ... (волосы), смешная ... (маска), чистый ... (стакан), чистая ... (посуда), чистые ... (носки), сухой ... (песок), сухая ... (сковорода), сухие ... (сапоги), сочная ... (листва).

Автоматизация звука [с] в предложениях и связной речи

Предложения из двух слов

Составь предложения  из двух слов.

Стол   стоит

Информация о работе Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста