Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 06:13, дипломная работа
Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью в социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
ВВЕДЕНИЕ
1. Нормы речи и их нарушения
1.1. Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста
1.2. Причины нарушений звукопроизношения
2. Дислалия
2.1. Формы дислалии
2.2. Отклонения от нормы в строении артикуляционных органов
3. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи
3.1. Логопедическое обследование
3.2. Основные этапы исправления нарушений звукопроизношения
4. Недостатки произношения свистящих звуков, приемы постановки в практической деятельности
4.1. Артикуляция звуков С, С’, З, З’, Ц
4.2. Виды сигматизма
5. Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком
5.1. Подготовительный
5.2. Постановка звуков
5.3. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях
Заключение
Библиография
Одним из важных направлений на подготовительном этапе является отработка опорных звуков - сходных с нарушенными по артикуляции (месту или способу образования произносимых ребенком правильно). Отработка опорных звуков предусматривает следующее уточнение артикуляции звука и его правильного произношения в изолированном, а затем в слогах, словах, предложениях.
Для звука С опорными будут являться звуки И, Ф. звуки С, И - одинаковые по способу образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится за нижними резцами. Отрабатывая звук И, нужно добиться положения широкого кончика языка за нижними резцами и подъема передней части спинки языка к альвеолам. Звуки С, Ф - одинаковы по способу образования (щелевые). Отрабатывая звук Ф, нужно добиться направленной воздушной струи, идущей в узкую щель, образованную нижней губой и верхними резцами. Соединив эти два отработанных элемента, можно добиться правильного произношения звука С.
Для Ш опорным является Т, С. Звуки Ш, Т - одинаковые по месту образования (переднеязычные), кончик языка при их произнесении находится вверху. Отрабатывая звук, нужно добиваться умения поднимать кончик языка к альвеолам. Звуки Ш, С - одинаковы по способу образования (щелевые). Отрабатывая С, нужно добиваться направленной воздушной струи, идущей по середине языка. Соединив эти два отработанных элемента, можно добиться правильного произношения звука Ш.
Для Л опорными являются Т, Ы (Т дает подъем кончика языка к альвеолам, а Ы - подъем с задней части языка к небу), для Р - Д и С (Д отрабатывает подъем напряженного кончика языка вверх, С - направленную воздушную струю).
Таким образом, отрабатывая опорные звуки, можно уже на подготовительном этапе добиться их четкого произношения в слогах, словах, фразах, что помогает в выработке хорошей дикции; нужно приучать ребенка выделять опорный звук в слогах, словах, предложениях, это развивает его фонематический слух, дает практическое представление о таких понятиях, как «звук», «слово», «предложение». Все это способствует развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов, формированию навыков анализа и синтеза слова и соответственно более быстрой и успешной постановке и автоматизации нарушенного звука.
К следующему этапу - постановке звука - можно переходить, когда ребенок научится довольно быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать профессиональное звучание от искаженного.
Постановка звука.
Цель этого этапа - добиться правильного звучания изолированного звука. Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений положений органов артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.
Различают три основных способа постановки звука.
Первый способ - по подражанию, когда внимание ребенка фиксируют на движение положениях органов артикуляционного аппарата (при этом используется зрительный контроль) и звучание данной фонемы (слуховой контроль). Тем самым создается база осознанного воспроизведения ребенком звука.
Дополнительно используются тактильные вибрационные ощущения, например, тыльной стороной руки проверяется толчкообразная струя воздуха при произнесении звука Ч или вибрация голосовых связок при звонких звуках. При этом способе широко используются опорные звуки. Например, ребенку предлагается произнести звук И (логопед контролирует вместе с ним артикуляцию перед зеркалом, нужно сблизить зубы и пустить по языку ветерок так, чтобы получился свист). В результате свистящий звук С.
Второй способ - с механической помощью. Он используется, когда ребенку недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение. Например, для удержания широкого языка к верхним зубам, для выработки вибрации кончика языка логопед может использовать шпатель или специальный зонд. При этом способе также часто пользуются опорными звуками. Например, предложив ребенку произнести звук С, логопед шпателем поднимает широкий передний край языка за верхние зубы и ставит звук Ш.
Третий способ - смешанный, когда используются все возможные способы для достижения конечной цели - постановки правильного произношения изолированного звука.
При всех трех способах постановки любого звука всегда используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки. В связи с этим, кроме хорошей теоретической подготовки, подсказывающей логопеду, что следует делать в том или ином случае, ему необходимы определенные практические навыки, дающие возможность правильно осуществлять намеченное.
Постановка звука - это выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильных сформированных ранее. Чтобы избежать возврата старых связей, логопед на первых порах говорит ребенку, какой звук хочет получить, а называет звукоподражание.
Например, при постановке звука З логопед, создавая правильную артикуляционную базу, говорит ребенку: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, положи широкий язык за нижние зубы, чуть приоткрой рот, сделай узенькую щель, пусти по языку длинный «ветерок» и дай голос. Если ребенок выполняет все инструкции правильно, у него получается чистый звук З. (Если он искажается, надо уточнить, что делается не так, и помочь ребенку достичь нужного положения органов артикуляции). Как только логопед услышит правильно произносимый звук, он вводит соответствующее звукоподражание: «Слышишь, как у тебя звонко звонит звонок? Еще раз так позвони». Когда звук будет поставлен, логопед соотносит звукоподражание с этим звуком. Он говорит ребенку: «Звонок звенит, так же как я произношу ЗЗЗ. Скажи и ты длительно звук З: ЗЗЗ».
Для каждого звука, который ставит логопед, он должен подобрать предметную картинку, символ и перерисовать ее в тетрадь ребенка. Поскольку звук для ребенка - предмет абстрактный, картинка - символ, должна по двум-трем параметрам соответствовать этому звуку, чтобы ребенку легче было их соотнести, а в дальнейшем и запомнить картинку, обозначающую этот звук.
Звукоподражание, которое мы соотносим с предметом (или животным, птицей) изображенным на картинке, также должно напоминать нужный звук. Например, РРР - рычит тигр, ЖЖЖ - жужжит жук и т.п.
В названии предмета (животного, птицы) или действия, им производимого, должен звучать соответствующий звук. Например: З - Звонок, Ч - кузнеЧик стрекоЧет и т.д. желательно, чтобы картинка-символ была соотнесена с движениями основных определенных движений артикуляционного аппарата, подсказывала ребенку направление движений. Например, воздух из шланга насоса выходит вниз, и кончик языка опущен за нижние зубы (звук С), жужжит пчела - кончик языка поднимается вверх (звук Ж).
Картинку-символ ребенок раскрашивает. Логопед так подбирает цвет карандаша, чтобы в названии цвета тоже был данный звук или же чтобы цвет отражал какой-либо артикуляционный признак звука. Например, для раскрашивания картинки с жуком (звуком ребенку предлагается желтый карандаш, картинки с тигром (звук Р) - оранжевый, картинки с насосом (звук С) - синий - кроме наличия звука С в названии, этот цвет холодный, как струя воздуха, образующаяся при артикуляции С).
Очень важно, чтобы изображение предмета на картинке по форме напоминало соответствующую букву. Картинки-символы для каждого звука должны быть постоянными, чтобы не дезориентировать детей.
Таким образом, при постановке звука должны одновременно работать все анализаторы: зрительный (ребенок видит предмет и положения органов артикуляционного аппарата), слуховой (слышит звук), двигательный (ощущает движения губ, языка), тактильный (ощущает воздушную струю, вибрацию голосовых связок). Все это дает возможность осознанно усвоить данный звук и соответствующую ему букву.
К следующему этапу - автоматизации звука переходят только тогда, когда ребенок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не звукоподражание).
Автоматизация звука.
Цель данного этапа - добиться правильного произношения звучания фразовой речи.
Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, предложения (потешки, стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка.
При автоматизации звука в слогах нужно соединять закрепленный согласный с гласным А, Ы, О. У сначала в прямые слоги: СА, СЫ, СО, СУ, затем в обратные: АС, ЫС, ОС, УС, далее в слоги, где звук находится между гласными: АСА, АСЫ, АСО, АСУ, ЫСА, ЫСЫ, ЫСО, ЫСУ и т.д., и наконец, которые не нарушены у ребенка: СТА, СПА, СМА. СНЫ, СКО, СФУ.
Автоматизацию звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр. Автоматизация звука в словах - это выработка навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове - в начале, середине, конце - подбирается 30 картинок. Принцип их подбора соответствует принципу подбора слогов, т.е. берутся картинки, в названия которых входят в той же последовательности отработанные звуки (прямые, обратные, со стечением согласных). Чтобы автоматизация звука в словах произносилась успешно, ребенку должно быть предложено не менее 60-90 картинок. В тетради ребенка на каждой странице логопед рисует по 6-8 картинок. За одно занятие дается 10-16 слов, при этом каждое проговаривается 4-5 раз с выделением автоматизированного звука (произносится более длительно). Например, логопед говорит: «Я сейчас нарисую СССанки. Что я нарисую? - «СССанки». «Что я рисую?» - «СССанки». «Что я нарисовала?» - «СССанки». «Какое слово мы напишем под картинкой?» - «СССанки». (Логопед подписывает картинку печатными буквами, выделяя автоматизированный звук определенным цветом). «Что ты дома будешь раскрашивать?» - «СССанки».
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов. Желательно, чтобы в каждом слове, входящем в предложение был автоматизированный звук, а не отсутствовали неправильно произносимые ребенком звуки.
Сначала логопед придумывает предложение, а ребенок повторяет его. Затем ребенок придумывает предложение, а взрослый записывает его в тетради над картинкой. Например, со словами сани, Соня, сова, собака затем составляются следующие предложения: Саня сломала сани. Соня сама ест суп. Сова сидит на сухом суку. Далее по наводящим вопросам ребенок сам придумывает предложение к картинке.
Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях логопед подготавливает соответствующий материал. Иногда он вместе с ребенком сам придумывает чистоговорки. Например: «Са - са - са - у Сони длинная коса», - говорит взрослый. Потом он называет слоги (са - са - са), а ребенок в рифму придумывает свое предложение.
Некоторые дети после введения звука в потешки, стихотворения начинаю правильно употреблять его в изолированной речи. Другим же необходима автоматизация звука в рассказах. Логопед подбирает небольшие по объему рассказы, насыщенные словами с нужным звуком. Взрослый читает рассказ, потом задает ребенку вопросы, требуя правильных ответов.
Дифференциация звуков. Цель данного этапа - учить детей различать смешиваемые звуки и правильно их употреблять в собственной речи.
Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи. Для осуществления зрительного контроля перед ребенком должно быть зеркало, с помощью которого он сможет наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно также обеспечить тишину в комнате, где проводятся занятия, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков.
Дифференциация изолированных звуков проводится с использованием картинок и символов. Например, звук Ж - жук, З - звонок и т.д. логопед поочередно показывает картинки-символы, а ребенок называет соответствующие им звуки или не называя их говорит, где находится при его произношении язык. Для дифференциации по акустическим признакам логопед называет поочередно звуки, прикрывая рот экраном, чтобы исключит зрительный контроль. Ребенок, услышав звук, должен показать соответствующую картинку или символ.
При дифференциации
по моторным признакам ребенок переворачива
После этого ребенку предлагаются картинки, в названиях которых имеются 2 дифференцируемых звука - З и Ж. Например, железо, жезл. Ребенок называя их определяя, какой из двух звуков он произнес в слове первым. При дифференциации звуков в предложениях с отработанными ранее словами логопед вместе с ребенком составляет фразы, затем ребенок проверяет их. Далее они сообща придумывают потешки, в которых используются дифференцируемые звуки и слова с этими звуками (зу - жу; дала Зоя молока ежу). Подбираются стихотворения, рассказы, насыщенные нужными звуками, которые ребенок заучивает, пересказывает.
Работая над дифференциацией звуков, у ребенка должен формироваться фонематический слух. Ребенок должен не только правильно произносить тот или иной звук, но и правильно слышать его и не смешивать с другими звуками. Хорошо зная возрастные нормы развития речи детей, причины нарушения звукопроизношения и методику коррекционной работы с детьми, имеющих нарушения звукопроизношения, легче правильно спланировать работу по коррекции конкретных звуков (свистящих - С, С', З. З', Ц; шипящих - Ш, Ж, Ч, Щ; соноров - Л, Л', Р, Р'; заднеязычных - К, К', Г, Г', Х, Х'; звонких - В, З, Ж, Б, Д, Г; мягких - Т', Д', Н').