Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 06:13, дипломная работа

Описание

Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью в социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Нормы речи и их нарушения
1.1. Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста
1.2. Причины нарушений звукопроизношения
2. Дислалия
2.1. Формы дислалии
2.2. Отклонения от нормы в строении артикуляционных органов
3. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи
3.1. Логопедическое обследование
3.2. Основные этапы исправления нарушений звукопроизношения
4. Недостатки произношения свистящих звуков, приемы постановки в практической деятельности
4.1. Артикуляция звуков С, С’, З, З’, Ц
4.2. Виды сигматизма
5. Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком
5.1. Подготовительный
5.2. Постановка звуков
5.3. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях
Заключение
Библиография

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста.doc

— 274.00 Кб (Скачать документ)

Сапоги  стоят

Сова   спит

Капуста  хрустит

Собака  кусается

Киска  спит

Суп   остыл

Предложения из трех слов

Светит ясное солнце. Соня услышала стук. Самолет летит высоко. Самосвал высыпал песок. Оса укусила Соню.

Придумай предложения  со словами пес, слон, сорока, санки.

Если бы ты был художником, что смог нарисовать со звуком [с]?

Предложения из четырех-пяти слов

Дополни предложения.

В стакан налили ... (сок). Возле куста стоит ... (скамейка). На столе остывает... (суп). Над лесом  летит ... (самолет). По ступенькам тихонько спускается ... (старушка). На суку сидит ... (сова). ... (Абрикосы, сливы и персики) имеют косточки. Самолет летит над густым сосновым... (лесом). Самолет летит над... (пустыней). Самолет летит над... (саванной).

Предложения с  союзами а, и

Саня выловил сома, а Слава — только водоросли. Капуста  не только вкусна, но и полезна. Соня села на скамейку и стала смотреть на небосвод. Слава встал со скамейки и пошел по тропинке.

«Учимся размышлять»

Назови лишнее слово  в предложении.

В саду выросли, посадили высокие деревья. По рельсам едет, стоит поезд. Фасоль и чеснок растут, собирают на грядке.

Чем отличаются предметы? Рисунок 3. (См. цв. вклейку.)

Часы со стрелками  и без стрелок. Автобус с колесами и без колес. Сапоги с носками и без носков. Стул со спинкой и без спинки. Сом с усами и без усов. Лиса с хвостом и без хвоста. Сова с глазами и без глаз.

«Спорт. Соревнования. Спортсмены. Спортсменка». Рисунок 4. (См. цв. вклейку.)

Кем ты будешь? Хоккеистом, теннисистом, футболистом, баскетболистом, слаломистом. Спортивная одежда. Тенниска, кроссовки, бейсболка. Спортивные снаряды.

У кого из спортсменов  одинаковые тенниски, кроссовки?

«Овощи». Рисунок 5. (См. цв. вклейку.) Капуста, патиссоны, чеснок, фасоль, подсолнух, свекла, пастернак, салат, груша.

Найди лишний предмет.

«Паровоз с вагонами». Рисунок 6. (См. цв. вклейку.) Укажи цвет паровоза и вагонов, а также цвет груза. Подбери для каждого вагона груз такого же цвета.

«Небывальщина». Рисунок 7. (См. цв. вклейку.) Сосульки на солнце. На сосне лиса. Аист в самолете. Кактус в песочнице. На скакалке летит собака. Слон едет на санках. Сова едет на самокате. Сом со свистком.

Придумай предложения-небылицы.

«Сумка. Чемодан». Рисунок 8. (См. цв. вклейку.) Продукты и вещи (мясо, сметана, сахар, сардельки, сосиски, масло, сало, сухари, сушки, абрикосы, косынка, сарафан, носки, блузка, свитер, платье). Что ты положишь в сумку? Какие  вещи положишь в чемодан? Какой предмет не имеет в своем названии звука [с]?

Темы для  составления описаний, рассказов  и сказок

«Магазин игрушек». Ты — продавец, а я — покупатель. Я хочу купить такую игрушку, в  названии которой первый звук [с], а  последний [н]. Кто это? (Слон.)

Ты — покупатель, а  я — продавец. Игрушка будет  считаться твоей, если ты назовешь первый и последний звук в ее названии.

Восхитись игрушкой. Расскажи, чем понравилась игрушка. Смотри, какой красивый самолет! Расскажи, как ты покупал с мамой игрушку в магазине.

«В саду». Опорные слова: смородина, абрикос, кусты, скамейка, аист, солнце, нарцисс, гладиолус, анютины  глазки, флоксы, скворец, скворечник.

«В сосновом лесу». Рисунок 9. (См. цв. вклейку.) Опорные слова: сова, совята, маслята, сыроежки, лиса.

Похвали то, что тебе понравилось.

Опиши место. Выбери на рисунке  один предмет. Спроси, где он стоит. Используй слова рядом, между. Где спрятались совята? Задай мне вопросы.

«Лесная школа». Опорные  слова: сова, барсук, лиса, слоненок, сорока, совята, ласка.

Сочини сказку о том, как сова-учительница учила зверят. Какие уроки она проводила?

«Во дворе». Опорные слова: песочница, песок, совок, самосвал, скамейка, коляска, собака, самокат, насос, колесо.

«Комната». Опорные слова: стол, стул, люстра, занавеска, кресло.

Опиши предметы, стоящие  в комнате.

 

Заключение.

Многосторонней  и богаче становится звуковая жизнь  светского общества, с каждым годом  улучшается благосостоянии народа, повышается его культурный уровень - все это создает благоприятные условия для более успешного воспитания нового человека. В этом важном деле одним из эффективных средств является своевременное и правильное формирование речи ребенка.

Иногда умственно  и психически нормально развивающиеся  дети испытывают трудности в овладении речью. Чтобы помочь ребенку предупредить и преодолеть их путем воспитания и обучения - нужен тесный контакт родителей и логопеда.

Долг матери - уже с первого года жизни пристально следить за речевым развитием ребенка и вовремя помочь ему, особенно в произношении. Систематическое, умелое воспитание речи не только облегчает ее освоение, но предупреждает в большинстве случаев возникновение речевых недостатков. Большой ролью в помощи своему ребенку является желание, настойчивость и терпение.

Для достижения положительного эффекта при преодолении  дефектов играет правильная организация  логопедических методик. Методика логопедического  воздействия - это жизненно важный и  необходимый элемент в развитии, как индивидуума, так и общества в целом.

Предпосылкой  успеха при логопедическом воздействии  является создание благоприятных условий. Нужно сделать занятия не скучным уроком, а интересной игрой. Чаще одобрять ребенка, хвалить, тогда ему будет легче и интересней, он не так быстро будет уставать и не потеряет охоты к занятиям.

С помощью логопедических методик и коррекционных работ  развивается личность ребенка, они  компенсируют ему все ограничения и запреты, становясь полигоном в подготовке к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное здоровье, разносторонность воспитания.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего  полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательней и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Поэтому так  важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.

Библиография

1. Акредоло Л., Гудовин С. 68 игр для развития  мозга - М., 2004, с. 14-23

2. Александрова  Т.В. Живые звуки или фонетика  для дошкольников - С.-П. 2005, с. 27-47

3. Алябьева Е.А.  Логопедические упражнения без  музыкального сопровождения - М, 2005, с. 36-55

4. Белова-Давид  Р.А. Нарушение речи у дошкольников - М., 1972, с.41-55

5. Буденная Т.В.  Логопедическая гимнастика - С.-П., 2004- с. 31-39.

6. Большакова  С.Е. Речевые нарушения и их  преодоления- М., 2005,с. 88-100

7. Волкова Л.С.  Логопедия - М., 2004- с. 148-156.

8. Нарушение  голоса и звукопроизносительной  стороны речи. /Под ред. Волковой Л.С. -М., 2003 -с. 129-152.

9. Ребенок. Раннее  выявление отклонений в развитии  речи и их преодоление. /Под ред. Гаркуши Ю.Ф. -М., 2004, с. 9-19.

10. Грибова О.Е.  Что делать, если ваш ребенок  не говорит. -М., 2004, с. 9-19.

11. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. - М., 2005, с. 12-32.

12. Залмаева  Р. Сам себе логопед. - С.П., 1996, с. 20-34

13. Ковалько  В.И. Азбука физкультминуток для  дошкольников. - М., 2005, с. 5-31

14. Кузнецова  Я.В. Рабочая тетрадь логопеда  и воспитателя коррекционных групп. - Р.- на -Д., 2005. с. 107; 115-121

15. Мальцева  м., Костыгина В. Мой логопедический  альбом.-Я.,2003.с.41-46.

16. Максаков  А.И. Правильно ли говорит ваш  ребенок. - М., 1982, с. 52-76; 112-116.

17. Мелехова  Л. В. Дифференциация дислалии. Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1967. с. 80-85

18. Парамонова  Л.Г. Логопедия для всех. - С.П., 2004 с. 97-117.

19. Павлова Л.Н., Теречева М.Н. Дидактический материал  для коррекции нарушений звукопроизношения. - С.П., 2004 с.20-47; 100-132.

20. Поваляева  М.А. Дидактический материал по логопедии (свистящие, шипящие). Сказки о веселом язычке. - Ростов -н/Д, 2003 с. 32-51.

21. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006

22. Руденко В.И. Логопедия. Практическое пособие. Ростов -н/Д., 2004, с. 13-22.

23. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность. -М., 2000 с. 81-104.

24. Соколова Н.В. Логопедическая тетрадь. -М., 2005 с. 5-10

25. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2004 с. 41-63

26. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей - М., 1989, с. 26-37, 41-51

27. Фомичева Т.Б., Чевелева Н.А.. Чиркина Г. В. Основы логопедии - М., 1989, с. 38-47

28. Хватцев М.Е. Логопедия. -М., 1959, с. 85-94; 96-108

29. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. С.-П., 1996 с. 7-21

30. Цвынтарный В.В Радость правильно говорить. - М, 2004 с. 24-40

31. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1988, с. 46-55

32. Шембель А.Г. Механические дислалии. Расстройства речи у детей и подростков /под ред. Ляпидевского С.С. - М., 1969 с. 128-134; 140-144.


Информация о работе Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста