Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 06:13, дипломная работа
Нарушения речи в той или иной степени отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью в социальных, в частности речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
ВВЕДЕНИЕ
1. Нормы речи и их нарушения
1.1. Возрастные нормы развития речи детей дошкольного возраста
1.2. Причины нарушений звукопроизношения
2. Дислалия
2.1. Формы дислалии
2.2. Отклонения от нормы в строении артикуляционных органов
3. Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи
3.1. Логопедическое обследование
3.2. Основные этапы исправления нарушений звукопроизношения
4. Недостатки произношения свистящих звуков, приемы постановки в практической деятельности
4.1. Артикуляция звуков С, С’, З, З’, Ц
4.2. Виды сигматизма
5. Индивидуальный план коррекционной работы с ребенком
5.1. Подготовительный
5.2. Постановка звуков
5.3. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях
Заключение
Библиография
При нормальном строении артикуляторных органов и нормальной их подвижности никакого рода особенности в произношении звуков не должны иметь место за исключением редки случаев прямого подражания. А поскольку отмеченные дефекты в произношении звуков бывают вызваны специфическими причинами, то не приходится рассчитывать на исчезновение этих дефектов «с возрастом», а следует как можно раньше обращаться за помощью к специалистам.
Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как один из симптомов какого-то более сложного речевого расстройства и дефектах звукопроизношения как самостоятельном нарушением речи принято говорить о случаях, когда они являются единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если они проявляются на фоне недостаточного для его возраста словарного запаса и сформированной фразовой речи, то они представляют собой лишь одни из симптомов сложного речевого расстройства. В этом последнем случае в процессе логопедической работы нельзя ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношения.
1.2. Причины нарушений звукопроизношения.
Основными причинами нарушений звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом, без выраженных отклонений в поведении являются следующие:
- нарушения
слуха и слуховой
- нарушение
анатомического строения
- нарушение
его нормального
- неправильная речь окружающих ребенка людей или недостаточное с их стороны внимание к его речи.
Классификация нарушений звукопроизношения. Дефектное произношение звука или звуков одной фонетической группы (например, свистящих С, З, Ц или заднеязычных К, Г, Х) принято называть простым мономорфным (моно - один) нарушением звукопроизношения. В тех же случаях, когда речь идет о неправильном произношении сразу многих звуков или только двух звуков, но разных фонетических групп (например, Ч и К, Р и Ц, Л и Ш) то это сложное, полиморфное (поли - много) разлитое нарушение звукопроизношения, которое как бы «разлилось» сразу на многие звуки.
В принципе нарушаться может произношение всех без исключения речевых звуков: как гласных, так и согласных. Однако чаще всего ребенок не овладевает правильным произношением тех из них, которые более сложны по артикуляции, т.е. требуют особых дифференцированных движений речевых органов. К таким звукам относятся прежде всего Р и Л, а также шипящие и свистящие, не случайно появляющиеся в речи детей позднее прочих. Другие звуки страдают значительно реже. В основных видах неправильного звукопроизношения. Для обозначения дефектного произношения групп звуков были использованы названия букв греческого алфавита.
1. Ротация (Р, по гречески - РО).
2. Ламбдацизм (Л - ЛАМБДА).
3. Сигматизм (С - СИГМА). В этой группе различают сигматизм свистящих звуков и сигматизм шипящих
4. Йотацизм (Й - ЙОТА).
5. Дефекты произношения заднеязычных звуков (К, Г, Х).
6. Дефекты звонкости
(взаимные замены парных звонки
7. Дефекты смягчения (взаимные замены внутри 15 пар звонких и глухих согласных: например П - П’, Б - Б’ и т.д.).
Внутри каждой из этих групп имеется более детальная классификация нарушения звукопроизношения. Прежде всего принято разграничивать чисто фонетические дефекты и фонематические нарушения.
Фонетические дефекты выражаются в искаженном звучании звука, не смешиваемым ни с какими другими звуками, что свидетельствует о достаточно четком выделении его речи из всех других, об усвоении его как фонемы. Так, ребенок может произносить звук С - с просунутым между зубами кончиком языка, но от этого он не перестает быть именно данным звуком, не переходит в какие то другие звуки. Такого рода дефекты являются именно «косметическими» - они «портят» только произношение звука, но отражаются в дальнейшем на письме, на различных сходных по звучанию звуков.
Фонематические нарушения, в отличие от фонетических, выражаются в полной замене одного звука речи другим (например, вместо Ш произносится С), что свидетельствует о разграничении ребенком этих двух фонем. Такие нарушения звукопроизношения ограничиваются только «некрасивостью» звучания звука, а имеют более серьезные последствия. В этих случаях ребенку будет трудно или вообще невозможно разобрать близкие по звучанию слова (типа МИШКА - МИСКА), то есть пострадает воспроизведение речи окружающих. Кроме того, такие нарушения звукопроизношения обычно отражаются на письме, т.е. один имеющийся дефект приводит к появлению другого. Для обозначения фонематических дефектов употребляются специальные термины: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм и т.д.
В качестве звуков-заменителей могут выступать самые разные звуки, однако, прежде всего это бывают артикуляторно или акустически близкие к заменяемому. Так, например, звук Б скорее будет заменен на П или Й, чем на К. К фонематическим дефектам не относятся возрастные замены звуков, которые до определенного времени имеют вполне «завидное’ право на существование».
«Хорошо произносит тот, кто хорошо различает отдельные звуки слова. Поэтому, если при обследовании речи установлены дефекты фонематического слуха, в первую очередь нужно заняться по преимуществу воспитанием у ребенка слухоречевых дифференцировок». (Хватцев М.Е. - Логопедия - М., 1959, с. 85-94).
Что касается фонетических дефектов, выражающихся в искаженном звучании звуков, то они очень многообразны (например, один только звук Р может иметь свыше 20 вариантов неправильного произношения). По этой причине и внутри фонетических дефектов принято выделять несколько наиболее распространенных видов искаженного значения.
При обозначении
сложных при артикуляции
В зависимости
от причин, вызвавших нарушения звукопроиз
Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков и — реже — их пропусках.
К дизартрии принято относить такие расстройства звукопроизношения, которые вызываются нарушением иннервации речевых мышц, что приводит к их параличам и парезам. Чаще это бывает обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора. В выраженных случаях дизартрии, помимо нарушений звукопроизношений обычно наблюдаются так же расстройства речевого дыхания, голосовой функции, точнее ритма речи, что в целом нередко приводит к полной невменяемости).
2. Дислалия.
2.1. Формы дислалии.
В зависимости
от локализации нарушения и причин
К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.
Причины возникновения функциональной дислалии:
- общая физическая
ослабленность ребенка вследств
- задержки психоречевого развития;
- запоздалое развитие речи;
- нарушение фонематического восприятия;
- неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая темпы у него развития звукопроизношения).
Механическая дислалия чаще всего бывает связана с аномальным развитием артикуляторного аппарата. Оно возникает преимущественно во внутриутробном периоде, как правило, в первые три месяца беременности, когда происходит закладка лицевого скелета. Особенно это касается небных расщелин. Однако аномалии разных артикуляторных органов могут носить и приобретенный характер, являясь результатом ожогов, ранений, привычки ребенка постоянно держать пальцы во рту.
Какие же конкретно отклонения от нормы в строении артикуляторных органов должны лежать в основе механической дислалии, т.е. приводить к расстройствам звукопроизношения?
2.2. Отклонение
от нормы в строении
Прежде всего, это отклонения от нормы в строении челюстей и зубов. Наиболее распространенным дефектом в строении челюстей является неправильный прикус, неправильное расположение зубов верхней и нижней челюстей по отношению друг к другу. При нормальном прикусе верхние резцы перекрывают нижние на 1,5-3мм, т.е. примерно 1/3 высоты коронок зубов. Аномалия прикуса чаще всего встречается у физически ослабленных детей, причем у мальчиков они наблюдаются значительно чаще, чем у девочек.
Наиболее характерны следующие отклонения прикуса.
Глубокий прикус - верхние резцы слишком глубоко перекрывают нижние, так что последние почти не видны.
Открытый передний прикус - при смыкании коренных зубов между верхними и нижними резцами остается щель большей или меньшей величины.
Открытый боковой прикус - при смыкании резцов между коренными зубами с одной или с обеих сторон остается щель.
Прямой прикус - при смыкании зубов верхние резцы прямо становятся на нижние, совсем не перекрывая их.
Перекрестный прикус - нарушено нормальное соотношение зубных дуг, которые оказываются смещенными в бок по отношению друг к другу. Перекрестный прикус может иметь место, в частности, при сужении одной из челюстей.
Прогнатия - аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед верхней челюсти.
Прогения – аномалия прикуса, связанная с выступанием вперед нижней челюсти.
Наиболее распространенными аномалиями зубов являются следующие:
- редкое расположение зубов;
- расположение зубов вне челюстной дуги;
- слишком мелкие или деформированные зубы;
- наличие диастемы (щели между верхними резцами);
- полное отсутствие зубов.
Аномалии в строении языка:
- слишком большой язык;
- слишком маленький язык;
- короткая уздечка,
не позволяющая языку
- длинный и узкий.
Две первые отмеченные аномалии в строении языка чаще всего наблюдаются при физическом и умственном недоразвитии ребенка.
Аномалии в строении мягкого и твердого неба.
- расщелины мягкого и твердого неба;
- слишком высокое (готическое) твердое небо;
- слишком низкое твердое небо;
- укорочение мягкого неба.
Аномалии в строении губ.
- недоразвитие губ;
- расщелина верхней губы;
- толстые, малоподвижные губы;
- отвислая нижняя губа.
Отмеченные аномалии в строении артикуляторных органов по-разному влияют на звукопроизношение. Один из них (в частности, короткая уздечка языка) отражаются в произношении лишь отдельных звуков, другие же (например, расщелины неба) нарушают произношение практически всех звуков речи.
Аномалии в строении челюстей и зубов больше всего влияют на произношение свистящих и шипящих звуков, при нормальном артикулировании которых между верхними и нижними резцами должна образовываться очень узкая щель (не более 1,5-2мм). Наличие прогнатии, открытого верхнего прикуса, отсутствие передних зубов лишает ребенка возможности обеспечить этот момент артикуляции, что и приводит к дефектным произношениям названных звуков. Боковые открытые прикусы способствуют «ухода» воздуха по бокам, что может обусловить «боковое» произношение многих речевых звуков. Короткая уздечка языка чаще всего приводит к неправильному произношению звуков, иногда Л и даже шипящих верхней артикуляции, поскольку для нормального артикулирования этих звуков необходим достаточно высокий подъем кончика языка. Слишком высокое твердое небо так же может обусловить дефекты произношения звука, так как в этих условиях даже при достаточной длинной уздечке языка нормальное артикулирование этого звука может быть затруднено.