Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:25, творческая работа
Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
ПРОГРАММА
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ МОУ СОШ
№4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Современный
период в российской истории
и образовании – время смены
ценностных ориентиров. В 90-е гг.
прошлого столетия в России
произошли как важные позитивные
перемены, так и негативные явления, неизбежные
в период крупных социально-политических
изменений. Эти явления оказали негативное
влияние на общественную нравственность,
гражданское самосознание, на отношение
людей к обществу, государству, закону
и труду, на отношение человека к человеку.
В
период смены ценностных
В России указанный
период был обусловлен быстрым демонтажем
советской идеологии, поспешным
копированием западных форм жизни.
Несмотря на
установленные российским законодательством
общественные ценности и приоритеты, у
российских граждан в то время не сложилась
ясно выраженная система ценностных ориентиров,
объединяющих россиян в единую историко-культурную
и социальную общность.
В российском обществе
стал ощущаться недостаток сознательно
принимаемых большинством граждан
принципов и правил жизни, согласия в вопросах
корректного и конструктивного социального
поведения, а также дало о себе знать отсутствие
созидательных ориентиров смысла жизни.
В 2007 и 2008 гг. в
посланиях Президента России Федеральному
собранию Российской Федерации было подчеркнуто:
«Духовное единство народа и объединяющие
нас моральные ценности – это такой же
важный фактор развития, как политическая
и экономическая стабильность… и общество
лишь тогда способно ставить и решать
масштабные национальные задачи, когда
у него есть общая система нравственных
ориентиров, когда в стране хранят уважение
к родному языку, к самобытной культуре
и к самобытным культурным ценностям,
к памяти своих предков, к каждой странице
нашей отечественной истории. Именно это
национальное богатство является базой
для укрепления единства и суверенитета
страны, служит основой нашей повседневной
жизни, фундаментом для экономических
и политических отношений».
Ценности личности
формируются в семье, неформальных
сообществах, трудовых, армейских и других
коллективах, в сфере массовой информации,
искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно,
последовательно и глубоко духовно-нравственное
развитие и воспитание личности происходит
в сфере общего образования, где развитие
и воспитание обеспечено всем укладом
школьной жизни.
Новая российская
общеобразовательная школа
Именно в школе
должна быть сосредоточена не только
интеллектуальная, но и гражданская, духовная
и культурная жизнь школьника. Отношение
к школе как единственному социальному
институту, через который проходят все
граждане России, является индикатором
ценностного и морально-нравственного
состояния общества и государства.
Ребёнок школьного
возраста наиболее восприимчив к
эмоционально-ценностному, духовно-нравственному
развитию, гражданскому воспитанию. В
то же время недостатки развития и
воспитания в этот период жизни трудно
восполнить в последующие годы.
Нормативно-правовой
и документальной основой
данной примерной Программы духовно- нравственного
воспитания младших школьников являются:
- Закон РФ
«Об образовании»;
- Конвенция о
правах ребёнка;
- Конституция
РФ;
- Семейный Кодекс
РФ;
- ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних».
Ст.14 п.2. (№120 от 21.05.1999г.);
- Закон ТО «Об
основных гарантиях прав ребёнка на территории
Томской области» (№ 68 от 26.08.2002г.);
-Устав общеобразовательного
учреждения МОУ СОШ № 4 Городского
округа Стрежевой;
- «Программа
развития МОУ СОШ № 4 Городского
округа Стрежевой на 2007 – 2011 годы»;
- Концепция воспитательной
системы МОУ СОШ № 4 Городского
округа Стрежевой;
1.
Цель и общие задачи
духовно- нравственного
воспитания учащихся
начальной школы.
Воспитание ориентировано
на достижение определённого идеала,
т. е. образа человека, имеющего приоритетное
значение для общества в конкретно-исторических
социокультурных условиях.
В средневековой
Руси воспитательный идеал был укоренен
в религии и представлен для православных
христиан прежде всего в образе Иисуса
Христа. Православная церковь направляла
и объединяла деятельность семьи, народа
и государства в общем пространстве религиозного,
духовно-нравственного воспитания. Православная
вера была одним из важных факторов, обеспечивающих
духовное единство народа.
Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.
Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Концепция формулирует
социальный заказ современной
Основная
цель - воспитание, социально-педагогическая
поддержка становления и развития высоконравственного,
ответственного, творческого, инициативного,
компетентного гражданина России.
Задачи:
• готовность и
способность к духовному
• готовность и
способность к реализации творческого
потенциала в духовной и предметно-продуктивной
деятельности, социальной и профессиональной
мобильности на основе моральных
норм, непрерывного образования и
универсальной духовно-
• укрепление нравственности,
основанной на свободе, воле и духовных
отечественных традициях, внутренней
установке личности поступать согласно
своей совести;
• формирование
морали как осознанной личностью
необходимости определённого поведения,
основанного на принятых в обществе представлениях
о добре и зле, должном и недопустимом;
• развитие совести
как нравственного самосознания
личности, способности формулировать
собственные нравственные обязательства,
осуществлять нравственный самоконтроль,
требовать от себя выполнения моральных
норм, давать нравственную самооценку
своим и чужим поступкам;
• принятие личностью
базовых национальных ценностей, национальных
духовных традиций;
• готовность и
способность выражать и отстаивать
свою общественную позицию, критически
оценивать собственные намерения, мысли
и поступки;
2.
Ценностные установки духовно
– нравственного воспитания
российских школьников.
Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, создание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.
(Л.И.Новикова)
Любая воспитательная система является единством не только общего и особенного, но и единичного – того специфического, что свойственно конкретному учреждению с данным составам педагогов и школьников, окружающей его средой. Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Её компоненты: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая её реализацию; субъект деятельности, её организующий в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.
(В.А.Караковский)
Обеспечение
духовно-нравственного
Содержание духовно-
Духовно-нравственное
развитие и воспитание личности в
целом является сложным, многоплановым
процессом. Оно неотделимо от жизни
человека во всей её полноте и противоречивости,
от семьи, общества, культуры, человечества
в целом, от страны проживания и культурно-исторической
эпохи, формирующей образ жизни народа
и сознание человека.
Сфера педагогической
ответственности в этом процессе
определяется следующими положениями:
• усилия общества
и государства направлены сегодня
на воспитание у детей и молодежи
активной гражданской позиции, чувства
ответственности за свою страну;
• общее образование,
выстраивающее партнерские
• содержание духовно-нравственного
развития и воспитания обучающихся,
деятельность педагогических коллективов
общеобразовательных учреждений должны
быть сфокусированы на целях, на достижение
которых сегодня направлены усилия общества
и государства.
Таким образом,
сфера общего образования призвана
обеспечивать духовно-нравственное развитие
и воспитание личности обучающегося для
становления и развития его гражданственности,
принятия гражданином России национальных
и общечеловеческих ценностей и следования
им в личной и общественной жизни.
Носителями базовых
национальных ценностей являются различные
социальные, профессиональные и этноконфессиональные
группы, составляющие многонациональный
народ Российской Федерации. Соответственно
духовно-нравственное развитие гражданина
России в рамках общего образования осуществляется
в педагогически организованном процессе
осознанного восприятия и принятия обучающимся
ценностей:
• семейной жизни;
• культурно-регионального
сообщества;
• культуры своего
народа, компонентом которой является
система ценностей традиционных
российских религий;
• российской гражданской
нации;
• мирового сообщества.
Духовно-нравственное
развитие и воспитание личности начинается
в семье. Семейные ценности, усваиваемые
ребенком с первых лет жизни, имеют
непреходящее значение для человека
в любом возрасте. Взаимоотношения
в семье проецируются на отношения в обществе
и составляют основу гражданского поведения
человека.
Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников