Нравственно-профессиональный образ учителя в системе исламского вероучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание

С профессией учителя не сравнится ни одна профессия – это занятие самое почитаемое среди людей и самое великое. И чем занимательнее и интереснее предмет, тем выше и почтеннее его учитель.
Преподаватель, подошедший к своему делу искренне, имея намерение принести пользу людям и обучить добру, достигает смысла достоверного изречения пророка Мухаммада.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  Образования РТ

Приволжский Федеральный Университет

Факультет Иностранных Языков (восточное отделение)

Кафедра педагогики 
 
 
 
 
 
 
 

«Нравственно-профессиональный образ учителя в системе исламского вероучения»

Курсовая  работа 
 
 
 
 

      Выполнила: студентка 4 курса 140707 гр. Зарипова Гульназ

Проверила: кандидат педагогических

наук  проф. Шарафеева Алсу Фатыховна.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Казань, 2011 год 

Содержание.

  1. Введение………………………………………………………………..3
  2. Основная часть………………………………………………………..4

    а) Качества, которые должны сочетаться в преподавателе, исповедующего ислам:

    б) Задачи и  обязанности преподавателя

    в)  Методы преподавания

     3) Заключение…………………………………………………………….27 

     4) Литература……………………………………………………………..28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Л.Н. Толстой сказал однажды,

что хорошему учителю достаточно иметь только два качества:

большие знания и большое сердце.

В последние десятилетия начались политические и идеологические перестройки прежних ценностей, что вызвало переоценку временно-идеологического вакуума. В конце 80-х люди потеряли веру, нравственность, перестала выполнять воспитательную функцию общеобразовательные школы. Наметился процесс нравственной деградации. Исследования свидетельствуют, что значительно возросла детско-молодежная преступность, активный процесс наркотизации. Когда мы стали заложниками падения, все начали говорить, что мы не имели права выделять мало внимания воспитанию детей. Сильную роль, конечно же, в возвращении нравственных ценностей могут сыграть профессиональные педагоги, культурные деятели и активная деятельность религиозных организаций. Можно говорить о новом типе воспитания. Сегодня много литературы (В.Сластенин, И.Исаев, Е.Кузьмина), используемая профессиональными педагогами. Свою положительную роль в нравственном оздоровлении внесла и исламская культура. В нашем исследовании специально уделяется внимание изучению того, как представляет значение учителя – наставника в исламской культуре. 

  С  профессией учителя не сравнится  ни одна профессия – это  занятие самое почитаемое среди людей и самое великое. И чем занимательнее и интереснее предмет, тем выше и почтеннее его учитель.

   Преподаватель, подошедший к своему  делу искренне, имея намерение  принести пользу людям и обучить  добру, достигает смысла достоверного  изречения пророка Мухаммада (мир ему):

«Поистине, дела оцениваются по намерению». Конечно  же, понятие «обучить добру» - понятие очень обширное, ведь абсолютно все науки приносят пользу обществу, у каждой своя роль и свое место. Также они тесно взаимосвязаны между собой, одна дополняет другую; педагогика и психология, история и обществознание, математика и геометрия, физика и химия, философия и религия.

   Основная задача учителя –  не ограничивается донесением  предмета ученикам, она представляет  собой нечто более сложное и глубокое. И конечно же, тут необходимо терпение, доверие, полезный совет и чувство ответственности за подопечных, и если мы начнем перечислять все то, что необходимо преподавателю, потратим очень много времени. Перед тем, как начать свою курсовую работу, хочу затронуть один момент, раскрывающий цель моего труда: из слов и поступков пророка Мухаммеда (мир ему) ( пророка Ислама) я создала основу для себя в выявления качеств образцового учителя, исповедующего ислам, а также различные методы преподавания. Возможно, эти принципы во многом схожи с общей педагогикой, но целью моей работы является более глубоко раскрыть отношение ислама к личности учителя-мусульманина, его методике преподавания и отношениям к ученикам, отношению к знанию, в целом. В священном писании Коран Всевышний говорит:

«В  посланнике (Мухаммаде) был прекрасный пример для вас» (сура Сонмы, 21 аят). Он был и учителем, и правителем, и главнокомандующим армии, и наилучшим мужем, отцом, братом, другом и помощником. Он стал первым учителем, обучившим своих сподвижников и современников, которые до наших дней донесли религию Ислам.  

 «Самым  важным явлением в  школе,

 самым поучительным предметом,

 самым живым примером для  ученика является сам учитель».

 А. Дистервег

 
 

Качества, которые должны сочетаться в преподавателе, исповедующего ислам: 

  • Искренность
  • Честность и правдивость
  • Соответствие дел словам
  • Справедливость и равенство
  • Обладание хорошим нравом
  • Скромность
  • Смелость
  • Допустимость шуток с учениками
  • Избегание сквернословия
  • Совет с другими людьми
 
 
 

Искренность в деле. 

   Очень важный момент, который упускают многие учителя и воспитатели, это создание основы и начала всех дел с искренностью. В этом мире так много полезных знаний и благих дел, не принесших людям никакой пользы, ушедшие вместе с ветрами и потерявшимися в небытие. И это все, потому что люди совершали эти дела без искренности и не заботились о том, чтобы этими делами и знаниями принести людям пользу. Напротив, этими делами они желали достичь определенного положения и уважения людей, именно поэтому эти знания и поступки заслуживают исчезновения. Можно привести изречение пророка Мухаммеда (мир ему), как доказательство этому.

«Человека, который обучал знаниям и читал  священное писание, приведут в судный день, и у него спросится о том благе, которым он был наделен, он вспомнит о нем и скажет: «Я изучал науку и преподавал ее и читал ради Тебя Писание», тогда Всевышний ему скажет: «Ты лжешь, ты обучал для того, чтобы люди сказали, что ты ученый, ты читал писание, для того, чтобы тебя называли чтецом, ты добился своего, тебя так и называли» затем будет приказано, волоча лицом по земле, швырнуть его в пламя..» Такой итог показухи и неискренности. Воспитателю и преподавателю, как верующему человеку следует поселить в сердце искренность и намерение ради довольства Всевышнего. И следует знать, что настоящая награда не от людей, а у Всевышнего в день Воздаяния. Даже если, будет достигнута похвала и почет людей, то это не что иное, как милость Бога к нему. И ни в коем случае человек не должен кичиться и высокомерить своим знанием, положением и степенью. 

   Как итог этого подзаголовка, можно сказать, что учитель должен сеять в сердцах учеников истинную искренность и сам на протяжении всей своей работы помнить об этом.

 «Те, у которых мы учимся,

 правильно называются нашими учителями,

   но не всякий, кто  учит нас, заслуживает  это имя».

 И. Гете  
 

Честность и правдивость. 

Правдивость – это корона на голове учителя, если она потеряется, пропадет доверие людей к его знаниям и к исходной от него информации. Поскольку студент в большинстве случаев принимает от своего преподавателя все, что тот скажет, и если ученик заметит в словах учителя ложь, представление о нем мгновенно поменяется и приведет к его падению в глазах студентов. Честность – это спасение человечества. В Коране Всевышний говорит: «Будьте с правдивыми» (сура Покаяние, 119 аят).

  Пророк Мухаммед сказал:

«Честность  ведет к благочестию, а благочестие  в Рай. Ложь ведет к ошибкам, а ошибки и грехи ведут в Ад».

Если  вернуться к жизнеописанию пророка, мы найдем, что его враги, мекканцы, которые отвергли его пророчество, не смотря на это его называли «Амин» что переводится  с арабского  языка «честный», «доверенный», «надежный» и не слышал от него никто ни единой лжи. После наступления пророчества он стал врагом для курайшитов (жителей Мекки), но не из-за лжи по отношению к ним, а из-за их гордыни и высокомерия, и боязни потерять уважение и статус среди арабов и многие из них не скрывали этого. Это качество пророка явилось причиной принятия религии Всевышнего Аллаха большим количеством людей. Один современник пророка сказал:

«Когда  я впервые увидел его лицо, сразу  заметил, что это не лицо лжеца».

   Правдивость учителя внушает доверие ученикам и способствует принятию знаний, а также заслуживает уважения коллег и поднимает авторитет. Правдивость учителя в своем деле представляет собой ответственность в виде ноши, взваленной на плечи, из которой передаются науки и информация для поколений, и если учитель не будет отличаться правдивостью, то он будет источником искаженных, неполноценных знаний. Если студент привыкнет к подобному нраву учителя, он начнет перенимать от него это плохое качество, что в итоге является опасным для общества.

Вот яркий  пример плачевных результатов лжи  перед учениками. «Однажды один студент  спросил преподавателя о причине  курения одного из учителей. Тот  ответил, оправдывая своего коллегу, что  причиной его курения является совет  врача. Выходя из аудитории, студент сказал, что учитель врет им. Лучше бы он сказал правду и указал на ошибку своего друга, так как курение вредно для здоровья, для окружающих и является пустой тратой средств. Если бы он поступил правильно, заработал бы уважение и любовь студентов, ведь он мог сказать так: « Этот учитель обычный человек, ему свойственно ошибаться».  Итак, подведя итог, мы можем сказать, что ложь ученикам -  препятствие для получений знаний и потеря всякого доверия и последствия лжи видны не только на лжеце, но и в обществе.  

Соответствие  действий словам.

Тот учитель хорош,

чьи слова не расходятся с делами.

Катон 
 

Начну с аята из Священного Корана, Всевышний  говорит: «Почему вы говорите то, что не делаете сами? Велика ненависть Всевышнего к тому, что говорите то, чего не делаете». (сура Ряды, 2-3 аят). Иными словами учитель-мусульманин должен призывать и говорить только благое и также совершать его сам.

  Как  может учитель остерегать от  плохого и утверждать непричастность  к этому, а в итоге совершать  его самому?  Разве такое свойственно верующим людям? Поэтому, тот, кто побуждает к хорошему должен первым соблюдать это, а тот, кто остерегает от дурного, должен сам быть от него на далеком расстоянии. Например, учитель говорит, что нужно достойно относиться к родителям, а сам, когда возвращается домой, бранит их, нетерпелив по отношению к их старости. Как может такой человек поучать других? Немыслимо… Советы, подтверждаемые делами, быстрее усваиваются, чем просто слова. Учитель, первый, кто нуждается в соответствии дел и слов, поскольку он для всех является примером, студенты перенимают у него нрав, поведение и знания. Нет пользы от учителя, дела которого не сходятся со словами. Противоречия, которые наблюдает ученик, приводят его в замешательство, и он в смятении будто спрашивает себя: «Что мне делать? Верить словам учителя? Или брать во внимание его поступки, которые противоречат его словам? Выходит, он лжет».

Великий ученый Аль-Газали говорит:

«Учитель  должен жить в соответствии со своими знаниями, и слова не должны расходиться с делами, поскольку знания познаются исследованиями, тогда как дела познаются взорами, а обладателей взоров гораздо больше. И если дела не соответствуют знаниям, то теряется благоразумие. Если кто-либо, принимая еду, станет остерегать от нее других, называя смертельным ядом, в итоге тем самым он заинтригует людей и увеличит их желание вкусить запретное, и они будут говорить, что если бы эта еда не была самой лучшей и вкусной, от нее не остерегали бы».

  Учитель  по отношению к своим ученикам, как тень по отношению к палке. Как может быть прямая тень от кривой палки?  

Поэт Ад-Дували сказал стихами: 

О учитель, других обучающий!

Знай, что в  этом знании нуждаешься ты.

Информация о работе Нравственно-профессиональный образ учителя в системе исламского вероучения