Нравственно-профессиональный образ учителя в системе исламского вероучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание

С профессией учителя не сравнится ни одна профессия – это занятие самое почитаемое среди людей и самое великое. И чем занимательнее и интереснее предмет, тем выше и почтеннее его учитель.
Преподаватель, подошедший к своему делу искренне, имея намерение принести пользу людям и обучить добру, достигает смысла достоверного изречения пророка Мухаммада.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

Не запрещай того, что сам не делаешь,

Позор тебе, если так поступаешь ты. 

Начни с самого себя, оставь греховное,

Если сделаешь так, значит, мудр ты.

После этого  прислушаются к словам твоим,

С первого слова  получат пользу ученики. 
 

Ты лекарство  даешь зараженным болезнями,

Как они исцелятся, если сам болен ты?

Мы видим, как внедряешь сознание в разумы

Но у самого благоразумия нет, увы! 

Справедливость  и равенство. 

 «Чтобы быть хорошим преподавателем,

   нужно любить то, что преподаешь,

   и любить тех,  кому преподаешь».

 В. Ключевский  

Всевышний говорит  в Коране:

« Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные дела и бесчинства…» (сура Пчелы, 90).

А в  другом аяте говорится: «…пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к набожности»             (Трапеза, 8) 

Каждый  правитель, наместник, будь то начальник  обязан со справедливостью сотрудничать с подчиненными. Сопоставив все это с полномочиями учителя, увидим, что у учителя есть своего рода подчиненные – ученики.

Всевышний говорит: «Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости».

Педагоги  часто сталкиваются с проблемой сравнивания учеников: при распределении должностей и обязанностей в коллективных делах, или просто предпочитая одних другими.  Справедливость проявляется при определении уровня студентов, когда не допускается симпатия или предпочтение из-за родственных или иных связей, поскольку это и есть несправедливость, достойная порицания. Проблема такого отношения учителя, то есть сравнение учеников, заключается в том, что он провоцирует напряженность и вражду между учениками, нарушая гармонию между ними. Так же возникает огромная пропасть между учителем и остальными учениками, которая препятствует братству среди учащихся. Если вдруг существует какая-либо связь, пусть она проявляется вдали от слуха и взора учеников.

Хасан Аль-Басри сказал: «Если учитель  несправедлив, то он злодей». 

Обладание хорошим нравом. 

 «Воспитатель сам должен быть воспитан».

 К. Маркс 

 
 

Нет сомнений  в том, что хорошее слово, оставляет  благоприятный след в душах, смягчает сердца, убирает ненависть и злобу из них. Высказывания и поведение преподавателя, как правило, встречают положительную или отрицательную реакцию студентов. Дружелюбное лицо и улыбка вызывают симпатию и притягивают душу, а хмурый и сердитый взгляд вызывает отвращение и негодование.  
 

В Коране описываются качества пророка Мухаммеда (мир ему) : «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестоким, то они непременно покинули бы тебя» (Семейство Имрана, 159)

Также Всевышний говорит: « Ты – свет среди неграмотных, ты Мой раб и посланник. Я назвал тебя уповающим, ты не груб и не жесток, ты не околачиваешься по базарам и не отвечаешь злом на зло, напротив, ты прощаешь и милуешь. И не заберет тебя Аллах, пока не исправишь изъяны народов тем, что они произнесут « Нет иного божества, кроме Аллаха», и Всевышний откроет через тебя слепые глаза, глухой слух и закрытые сердца» (Аль-Бухари). Молодые и старики, все нуждаются в доброте, благонравии, кротости, терпении, вежливости и в хорошем обращении. В противном случае они обозлятся и разойдутся. Пророк Мухаммед (мир ему) является наилучшим примером благонравия для мусульман, ведь сам Бог подтвердил это в Коране:

« Воистину, ты обладаешь превосходным нравом».

   Сподвижник пророка (мир ему)  рассказывал: «Однажды я шел  с пророком, на нем был очень  жесткий и грубый плащ. Его  догнал бедуин и очень сильно дернул за подол, я даже заметил, что грубая ткань плаща оставил след на его плече. Человек при этом сказал: «О, Мухаммад, вели отдать мне что-то из имущества Аллаха, что в твоем распоряжении?» Пророк повернулся и, посмеявшись, велел дать, что он просит». Что может быть выше подобного нрава, которым отличался пророк Мухаммад. Он мог проучить бедуина за его поступок, но это не свойственно нраву учителя.

     Если учитель обладает положительными качествами, это благоприятно отражается на учениках и настолько хорошо усваивается в их душах, что даже дюжина советов и лекций не сравнится с этим. И, как сказал пророк: «Нет вещи тяжелее на весах, чем благой нрав». Благонравие околдовывает сердца, притягивает души и распространяет любовь в обществе, а педагоги первые, кто нуждается в этом. Доброе слово и приветливое выражение лица, является причиной удаления психологической грани между учителем и учеником».

   Кротость, доброта и открытость  воспитателя в противовес невежеству  ученика.  

Скромность. 

Скромность – одно из прекраснейших качеств, приносящих уважение и почет, а тот, кто считает это качество унизительным и думает, что его необходимо избегать и не иметь с ним ничего общего, ошибается.

Деятельность  преподавателя, связанная с обучением  заключается в налаживании связей с учениками, чтобы те не чувствовали неудобства в вопросах и дискуссиях и были открыты для преподавателя, поскольку каждый человек чувствует дискомфорт перед строгими и гордыми людьми.

Вот некоторые  примеры скромности Пророка (мир  ему):

«Аллах  внушил мне: « Будьте скромным, и  чтобы один не превозносился над  другим, и не обижайте друг друга».

Анас (сподвижник пророка) говорил: «Маленькая девочка  могла взять за руку пророка и  водить его куда захочет».

Также сподвижники пророка рассказывали: « Посланник Аллаха, видя, как Всевышний почтил его победой, опустил голову из своей скромности, и казалось, что его борода касается седла». Полководец одерживает победу над врагами, которые воевали с ним, выгнали из города, порицали его, и он после победы входит в укрепления как победитель, но с опущенной головой из-за скромности и благодарности Всевышнему.

Скромность  – противоположность высокомерию, которое является дурным качеством, не приносящим пользы. Вот последствия  высокомерия, которое свойственно некоторым учителям:

  • Отвержение истины и ее игнорирование
  • Обольщение имеющимися знаниями, даже, несмотря на то, что их мало.
  • Оставление получения знаний из-за мысли, что все известно и все понятно.
  • И последнее, неприязнь студентов к учителю.
 

Гордый  учитель не достигнет целей преподавания, его высокомерие оставляет ему шаткую позицию, поскольку он далек от общества студентов, и из-за дистанции учитель не знает проблем учеников и не видит предполагаемого результата их воспитания, а посему имеет возможности пересмотреть принципы и стадии своей системы образования. В то же время студенты не спокойны перед высокомерным и надменным учителем, их чувства и нутро не принимают от него знания, при трудностях они не обращаются к нему, поэтому от подобного преподавателя ученики не берут требуемой пользы.

Как итог, можно сказать, что:

  • Последствия скромности  отражаются не только на педагоге, но также и на учениках.
  • Скромность рушит границы между учителем и учениками.
  • Высокомерие учителя ведет к тому, что студенты избегают его и отвергают преподаваемые им знания.
  • Чем ближе ученик к учителю, тем больше знаний он от него возьмет, а это зависит от скромности.
 
 
 
 

Смелость. 

Многие  удивятся этой теме, некоторые скажут: какая может быть связь между  образованием и смелостью. Мы говорим, что смелость, о которой идет речь, это нравственная смелость, конечно в подобном контексте мало кто встречал это слово. Это смелость слова, признание ошибки и человеческих недостатков, которые свойственны каждому. Обман, трусость и всяческие увиливания – весьма непохвальные качества, и учитель должен сторониться их.  Нужно уметь признавать свои ошибки и промахи. Иметь смелость сказать « да, я не прав, простите меня». Кто-то считает, что это ущерб авторитету, но это неправда, наоборот, тот, кто умеет признавать свои ошибки, прибавляет себе уважения и славы. Преподаватель должен учитывать свои людские качества и обязанности. Какова будет реакция учителя, если после допущенной ошибки в вопросе, последует исправление одного из учеников? Исправит ли он ошибку, поблагодарив ученика, или он увернется, и перевернет смысл своих слов, дав понять ученикам, что не допускал ошибки? Каждый поступит по-своему.

Как итог можно сказать, что признание  ошибки не влияет на авторитет человека, напротив, оно поднимает и подчеркивает его смелость. Также признание ошибка – это ее исправление, а непризнание – это ее продолжение и упрямство.  
 

Допустимость  шуток с учениками. 

Кто не может взять  лаской,

тот не возьмет и строгостью.

А.П. Чехов

Известно, что некоторые науки отличаются своей сухостью и требует присутствия разума и сердца, и студент напрягает все органы чувств, чтобы разобраться в поступающей информации. Какой бы профессиональный преподаватель, умеющий хорошо преподносить  знания, ни давал урок, разум ученика ограничен, поэтому учитель должен прибегать к шуткам во время урока во избежание скуки и усталости, которые зачастую заполняют аудиторию в результате беспрерывного потока информации.

Использование шуток на уроке полезно тем, что  это снимает усталость и скуку, дает возможность отдохнуть голове от напряжения, возникающего при внимательном прослушивании урока. Это также очень полезно для учителя, поскольку он, в результате, получает небольшой отдых. Такие перерывы оттачивают внимание и дают новые силы для дальнейшего восприятия информации. Шутки также меняют настроение в классе, развеивая напряжение.

Шутка – это поднятие настроения без оскорбления других.

Ученый  Ан-Навави говорил: « Знай, что запрещенные  шутки – это шутки

чрезмерные и постоянные , которые вызывают смех, заражают сердце, отвлекает от размышлений. Они часто наносят вред, порождают ненависть, уменьшают уважение и достоинство. Если шутки к месту и не вызывают подобного, то они полезны для поднятия настроения и разрядки и облегчения обстановки.

Имам  Аль-Газали сказал:

« Если шутить, чтобы при этом не обманывать, не ранить сердца, особо не увлекаясь, а лишь изредка, время от времени, используя в диалогах, то в этом ничего страшного нет. Большую ошибку совершают те, кто кто выбирают шутки родом занятия…».

Люди  спрашивали « О пророк! Шутишь ли ты с нами?» Он отвечал: « Да, но я говорю только правду».

Как итог, можно сказать, что положительные  эмоции вследствие разряжения обстановки различными шутками, а также победа над скукой, которой часто подвергаются студенты. Не следует увлекаться шутками, чтобы урок не вышел из-под контроля, и не пропала ожидаемая от него польза. Также шутки не должны нести в себе ложь. И недопустимо использовать шутки для издевательства и унижения.  
 

Терпение  и сдерживание гнева. 

Терпение  – это сдерживание, это высокая степень владения собой, достичь которою могут лишь обладатели великих душ и чистых разумов. Гнев представляет собой душевный переворот, разгневанный теряет свою субординацию, у него меняются понятия, он перестает различать истину и ложь. Подобное качество крайне не приветствуется.

Учитель занимается с людьми, отличающимися  друг от друга послушанием, идеями; среди них есть как преуспевающие, так и слабые ученики. Это не учитывая того, что он также занят перекличкой, исправлениями, проведением уроков на протяжении всего учебного дня, а также решением часто возникающих проблем с учениками, и многими другими делами, касающимися преподавателя. Все вышеупомянутое требует от учителя терпения и выдержки, достижение которых нуждается в долгих тренировках, после которых терпение входит в привычку.  Гнев ставит учителя в затруднительное положение, особенно во время урока, поскольку он направляет разум в русло понимания и представления вещей. Зачастую случается так, что учитель после часа объяснения предмета, узнает от ученика, что тот ничего не понял, и слышит от него банальные вопросы, не связанные с темой, видит студента спящего или улыбающегося во время объяснения. Хуже всего для учителя, когда ученик действует вопреки его воли, но это неудивительно, поскольку студенты неодинаковы в понимании урока.

Информация о работе Нравственно-профессиональный образ учителя в системе исламского вероучения