Нравственно-профессиональный образ учителя в системе исламского вероучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание

С профессией учителя не сравнится ни одна профессия – это занятие самое почитаемое среди людей и самое великое. И чем занимательнее и интереснее предмет, тем выше и почтеннее его учитель.
Преподаватель, подошедший к своему делу искренне, имея намерение принести пользу людям и обучить добру, достигает смысла достоверного изречения пророка Мухаммада.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

Метод обращения (непосредственный). Подобный метод в основном используется перед преподаванием материала. Он очень эффективно воздействует на учеников.

Метод побуждения к спокойствию и вниманию (косвенный).

Подобный  способ привлечь внимание очень хорош, поскольку человеческое нутро в  большинстве случаев испытывает отвращение к приказам и жестокости. В связи с этим учитель должен прибегать к подобным косвенным методам, чтобы завоевать внимание учеников. Такой метод требует искусства и опыта преподавателя.  

Визуальная  и слуховая связь  учителя с учениками. 

Устное  чтение лекций в процессе преподавания является наилучшим средством связи между преподавателем и учениками, поскольку голос учителя, в отличие от других средств, имеет много особенностей, приносящих пользу. Если грамотно объединить оба метода, визуальный и слуховой, то это приведет к наилучшим результатам. Если использовать только визуальную связь,  то она может прерываться во время обучения – к примеру, если ученик незрячий, или когда он пребывает в состоянии рассеянности, замешательства или отвлекается от урока по какой-либо причине. Что же касается слуховой связи, то она не действует лишь в одном случае, когда ученик глухонемой. Именно поэтому можно сказать, что слуховая связь самая эффективная в процессе обучения. Слуховая и визуальная связи облегчают учителю управление классом, в результате чего этот метод помогает ученикам прочно усвоить информацию.  

Слуховая  связь.  

Тип речи (пересказ – объяснение)

Жена  пророка Мухаммеда мир ему  говорила о нем: « Он говорил четко  и внятно, так что сидящий рядом  мог с легкостью запомнить  его слова».

Изречение говорит о том, что Пророк говорил внятно и разборчиво, дабы не перепуталась информация в головах у слушателей.

Передача  информации в ускоренном виде запутывает студента, рассеивает разум и способствует упущению большого количества полезного  материала. Подобный метод практикуется многими учителями, поэтому необходимо предупреждать о нем заранее. Иная крайность – слишком медленный метод преподавания, который приводит к сонливости, порождая отвращение и скуку у студентов.  

Лучший  способ – это соразмерность слов, то есть внятное выражение мыслей, без непонятных для учеников сокращений, а также умеренный темп при рассказывании, не слишком быстрый, который запутывает, и не слишком медленный, который утомляет.  

Недопустимость  пустословия. 

Пустословие – это безмерное и неосторожное использование речи. Игра слов, применение редких непонятных выражений, чрезмерность в произношении букв – всё это осуждается с точки зрения здравого смысла и религии. Поскольку тот, кто обладает этими качествами, видит себя на голову выше остальных и испытывает презрение к остальным, считая себя более грамотным и образованным. Понятно, что учитель выше студентов и образованнее, но это должно проявляться не в высокомерии, а скромности. В каждой вещи есть своя цель. А цель речи – донесение информации, а все остальное излишне. Однако тут не имеется ввиду украшение совей речи выражениями.   

Повышение голоса (смена интонаций) во время  преподавания.

Использование вышеуказанного метода допустимо в  преподавании при объяснении очень  важных моментов, для концентрации внимания студентов, чтобы развеять их невнимательность и подготовить к восприятию материала. Высокие тоны также применимы в порицании студентов. Также во время объяснения моно повысить голос, дабы предупредить непослушных учеников, не прерывая при этом ход мыслей. 

Непрерывность объяснения материала. 

Некоторые ученики вынуждают учителя прервать объяснение темы для пояснения непонятных моментов. Учитель может ответить на данные вопросы, а может и пропустить. Отход от темы требует осторожности. Во-первых, таким образом выполняется желание одного студента за счет основной массы. Во-вторых, прерывается объяснение темы, тогда, как она должна преподаваться беспрерывно. В-третьих, подобные выкрики не дают ученикам сконцентрироваться. В-четвертых, мешает самому учителю собраться мыслями.  

Паузы во время объяснения.  

Временные выдержки во время объяснения имеют  определенные плюсы, поэтому для  нас желательно разобрать их. Когда  учитель непрерывно говорит по теме, затем резко делает паузу, без  сомнений, это вызывает интерес у слушателя и заостряет внимание ученика. В то же время это небольшая передышка для преподавателя, которая дает возможность собраться с мыслями.  

Визуальная  связь. 

Продолжительная визуальная связь  между учеником и  учителем. 

Сохранение  визуальной связи между учителем и учеником – очень важный момент для обеих сторон. Подопечные тогда подвластны, когда находятся под надзором преподавателя. Он, в свою очередь, контролирует их внимание, следит за уснувшими, предупреждает отвлекающихся. Поэтому желательно для учителя охватывать всех своим взором, чтобы каждый ученик был убежден, что он под строгим присмотром .некоторые преподаватели во время урока направляет свой взор в одну точку. Это ошибка, которая ведет к потере контроля над учениками и дает повод для отвлечений и лишнего шума. Желательно, чтобы место учителя было возвышено, хотя бы незначительно, чтобы взор мог охватить всех присутствующих, а также чтобы они могли беспрепятственно видеть преподавателя. Что касается учеников, то беспрерывная визуальная связь с учителем помогает лучше понять урок, поскольку применение двух органов чувств, естественно, эффективнее, нежели один. И это одна из причин использования высокого  минбара, который у Пророка возвышался на три ступени. Этого было достаточно, чтобы увидеть всех людей и быть, в то же время, у всех на глазах. В современных учебных заведениях используют так называемые аудитории, где место учителя занижено, и студенты видны как «на ладони».  

Изменение выражения лица.  

Многие  учителя забывают о применении этого метода при обучении либо по причине неосведомленности, либо из-за своей забывчивости. Порой, даже невозможно найти тех, кто это использует. Тогда как применение этого метода достаточно учителю, чтобы не утруждать себя словесными замечаниями или подборкой слов для выражения довольства относительно каких-либо дел или слов. Данный метод приносит очень хорошие результаты в применении к отдельной категории людей. На кого-то влияет острый взгляд, выражающий недовольство; кто-то от улыбки получает больше удовлетворения, чем от слов «молодец!» или «это хорошо!», сказанных без мимической поддержки. Существуют люди, которым ни те, ни другие методы не подходят, к каждому надо находить свой ключик.  
 
 
 

Итог: 

  1. уметь со смыслом объяснять, используя складную речь, при этом выдерживать средний темп, то есть не ускоряться, затрудняя понимание слушателя, и не тянуть, утомляя людей.
  2. соблюдение подобного темпа гарантирует восприятие информации студентов без особых трудностей и помех.
  3. чрезмерность в словах плохое качество, порицаемое благоразумием.
  4. чрезмерность в речи и использование редких выражений зарождают антипатию между учителем и учениками.
  5. повышение тонов во время объяснения является хорошим способом привлечь внимание слушателей.
  6. прерывание объяснения запутывает студентов и нарушает ход мыслей учителя.
  7. учитель должен предупредить студентов о том, что возможность задать вопросы появится после объяснения темы.
  8. небольшие паузы во время объяснения приносят большую пользу, в частности обостряют внимание учеников, дают время перевести дух учителю и собраться мыслями.
  9. визуальная взаимосвязь учителя и ученика помогает удерживать дисциплину и улучшает понимание преподаваемых знаний.
  10. использование мимики помогает учителю в достижении цели.
  11. необходимо учитывать разницу между учениками, а именно – различие в восприятии вышеуказанного метода, поскольку на некоторых он не действует.
 

Ведение диалогов и умение убеждать. 

Мышление  людей отличается в зависимости  от понимания и скорости восприятия. Некоторым недостаточно доказательства, они нуждаются в разъяснении причины, другие считают доказательства достаточными, чтобы строить свое мировоззрение.

Студенты  сильно подвержены этому, некоторых  не устраивают правила и основы из теорий ученых, кроме как подкрепленные  примерами.

Использование интеллектуальных методов в убеждении  хороший способ довести информацию до слушателя. Также желательно выводить ученика на контакт для достижения взаимопонимания. Даваемая информация должна облегчаться подходящими  примерами, то есть внимание учащихся обращается на понятные и близкие для него вещи. И последнее, необходимо учитывать состояние слушателя, поскольку для некоторых интеллектуальный метод бесполезен. 
 
 
 

Применение  рассказов в преподавании. 

Рассказы  имеют удивительное качество захватывать дух и приковывать внимание слушателей, они всегда любимы и интересны людям, в них истории предком, притчи, интересные и забавные случаи. Кроме того, рассказам свойственно прочно закрепляться в памяти, это ни для кого не секрет. Именно поэтому Коран заручился частым упоминанием рассказов, из-за особого интереса людей к ним,  а также извлечения пользы и хороших уроков. Однако  в Коране рассказы приведены не только по причине их занимательности. Дело в том, что внимательные чтецы находят в них решение своих беспокоящих вопросов и проблем. Рассказы имеют важное место в воспитании и образовании. Они смягчают души, приковывают внимание слушателей и легко запоминаются.  Также положительно влияют на нравы учеников, особенно если эти истории реальны и актуальны.  

Приведение  примеров. 

Учитель и воспитатель, решая сложные  задачи, а также при изложении  сложных мыслей нуждаются в средстве, которое улучшает понимание студентов. Другими словами, преподаватель  часто сталкивается с трудностями  в преподавании некоторых предметов, поэтому он нуждается в помощнике для решений данной проблемы, в результате чего сложные задачи с легкостью воспринимаются студентами. Этим средством явлется приведение примеров.  

Священный Коран переполнен примерами, из их числа  слова Всевышнего:

«Разве  ты не видишь, как Бог приводит притчи? Прекрасное слово подобно прекрасному  дереву, корни которого прочны, а  ветви восходят к небу. Оно плодоносит каждый миг с дозволения своего Господа. Аллах приводит людям притчи, - быть может они помянут назидание. А скверное слово подобно скверному дереву, которое можно вырвать с поверхности земли, ибо нет у него прочности. ( сура Ибрахим, 24-27аят). Ученый Шаукани прокомментировал: «приведение притчей усиливает напоминание, облегчает понимание и помогает воспринимать значения». Пророк Мухаммад (мир ему) часто приводил примеры в своих словах, поскольку он знал, как они действуют на понимание смысла и основной цели. Учитель прибегает к этому методу для упрощения понимания материала и его польза зависит от умения учителя приводить подходящие примеры. 
 

Вызывание заинтересованности  студентов.

Это один из методов пробуждения заинтересованности, поднятия настроения, поскольку человек  по своей сущности тянется к познанию всего нового. Кроме того, под  воздействием поддержки учителя студенты все больше проявляют свой сильный интерес и энергичность в познании нового. Учитель может использовать такие выражения как:

«сейчас я вам скажу нечто интересное, что вы никогда не слышали до этого» или «я вам скажу кое-что новенькое в конце урока, слушайте внимательно». Ученик обязательно заинтригуется и будет внимательнее чем обычно. Чем сильнее выражения, используемые в этом методе, тем сильнее заинтересованность. 

Жестикуляция  при объяснении.  

Преподаватель часто на уроке нуждается в жестах – это неотъемлемая часть устной речи. Жестикуляция помогает достигать большие успехи.

Взор  ученика устремлен на движение учителя , в итоге эти движения влияют на него, поэтому преподаватель должен знать пользу, извлекаемую из этого:

- во-первых, жесты дополняют и утверждают речь;

- во-вторых, жесты привлекают внимание улучшает  донесение некоторых понятий; 

- в-третьих,  цель жестов сокращение речи.

Обобщая, можно сказать что жесты экономят время учителя, усиливают смысл  слов, добавляют точность важным фразам, притягивают внимание слушателей и служат хорошей заменой языку в те местах, где он бессилен.

Чрезмерность  же употребления жестикуляции, приводит к негативным последствиям, это отвлекает студентов и делает невозможным использоваие жестов в удобных случаях. 

Применение  рисунков и чертежей в объяснении.

Учитель постоянно нуждается во вспомогательных  средствах, помогающих быстро донести  информацию в лучшем виде. Среди  подобных средств доска, которой  учитель во время объяснения может  легко воспользоваться.  Если сравнить метод преподавания с помощью рисунков с обычным сухим объяснением материала, можно сразу прийти к выводу, что первый намного эффективнее и быстрее. Пророк Мухаммад еще 14веков назад объяснял некоторые вещи используя чертежи и рисунки. К примеру, Ибн Масгуд сказал: « однажды Пророк начертил прямоугольник, потом он начертил в середине его линию, выходящую за пределы, затем он начертил несколько маленьких линий, доходящих до линии, которая посередине, после чего сказал: «это – человек, то что его окружает, есть его срок, то что выходит за пределы прямоугольника, - его надежды, а эти маленькие черточки – превратности судьбы, которые его постигают. И если минует его одно, то схватит зубами другое, а если же минует второе, то схватит зубами первое.

Информация о работе Нравственно-профессиональный образ учителя в системе исламского вероучения