Нравственно-профессиональный образ учителя в системе исламского вероучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание

С профессией учителя не сравнится ни одна профессия – это занятие самое почитаемое среди людей и самое великое. И чем занимательнее и интереснее предмет, тем выше и почтеннее его учитель.
Преподаватель, подошедший к своему делу искренне, имея намерение принести пользу людям и обучить добру, достигает смысла достоверного изречения пророка Мухаммада.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

                                               срок 
 
 

надежды  превратности судьбы 

использование чертежей и рисунков придает силу объяснению. Объяснение с применением  доски упрощает преподавание. Рисунки  и текст должны быть написаны понятно, и должны быть видны для всех без исключения. 

Объяснение  важных вопросов путем  объяснения причин. 

Иногда  ученик сталкивается с трудными задачами,  и после долгих стараний найти  решение требуется помощь учителя. В подобных ситуациях уместен  метод мотивации, или, другими словами, следует найти причины, образующие данную задачу.

Этот  метод раскрывает нам проблемный вопрос, облегчает его и укрепляет в сознании, сохраняя от забывчивости, поскольку задача с понятными мотивами отличается своей доступностью. Примеры облегчают внимание. Данный метод добавляет уверенность, и утверждает понятие в сознании.  

Давать  ученику возможность  самому прийти к выводу.  

 Предоставление  учителем возможности ученику  самому найти ответ – хороший  способ развития сообразительности, и стремления собственными силами находить решение. Полезность данного метода заключается в заострении мыслей и чувств для достижения требуемого результата, что с каждым разом увеличивает способности ученика. К примеру, учитель задает вопрос и после незначительных подсказок, оставляет решение ученикам. Он не требует решения от студентов, однако заставляет их думать и размышлять. 

Преподавание  при помощи вопросов.  

Чтобы привлечь внимание учеников, преподаватель  должен прибегать к различным  методам и способам, изменяя их время от времени, чтобы поддерживать интригу. Одним из этих методов является расспрос или вопросы перед или во время объяснения, с целью привлечь внимание студентов. Стоит обратить внимание, что не следует обращаться с вопросами к конкретному лицу, лучше обращаться ко всей аудитории. Учитель в первую очередь должен задать вопрос, чтобы подключить к учебе, к диалогу всех присутствующих, затем он должен выдержать паузу, перед тем как выслушать ответы. Дело в том, что ученики различаются друг от другом уровнем знаний, некоторые способны сразу дать ответ, а некоторые нуждаются во времени на размышление. Поэтому одной из ошибок учителей является то, что они задают вопросы по порядку, учитывая список имен учеников ил место их расположения. Поскольку этот метод дает возможность ученикам, от которых не требуется ответа, не утруждать себя поисками и размышлениями. Однако допускается для учителя неожиданно задать вопрос ученику, чтобы убедиться в его подготовленности или для привлечения внимания, также когда есть желание узнать возможности ученика быстро давать ответы  или, чтобы добавить ему бодрости и развеять лень и сонливость.

Данный  метод очень эффективен в притягивании внимания и концентрации на том, что  будет сказано. Вопрос уместен в  начале разговора, так и во время него, в зависимости от положения дел.  

Предоставление  задач для определения  умственных возможностей студентов. 

Задания, определяющие умственную способность  учеников, очень полезны в общем образовании. Самый лучший способ в этом направлении, это когда учитель дает возможность подумать и в итоге сам раскрывает ответ. В сунне пророка подобный метод не раз имел место. 

Однажды посланник Всевышнего сказал: «есть  среди деревьев такое, листья которых  не опадают, и оно подобно мусульманину, скажите мне, что за это дерево?» - и люди стали вспоминать какие деревья растут в пустыне. Ибн Умар сказал: «мне пришло в голову, что это пальма, но я постеснялся». Затем пророк сказал: «это – пальма». 

Польза  данного хадиса в том, что учитель  может проверять мышление студентов, и в случае, если они не понимают, он должен объяснить упущенное. А также это побуждение к пониманию знаний.

Учитель должен правильно выбирать проверочные  вопросы, а также допускать рассуждение  студентов друг с другом. Как видим в хадис, «и люди стали вспоминать, какие деревья растут в пустыне». Это говорит о том, что каждый высказывал свое мнение.

Поразмыслив над вопросом Пророка, можно увидеть, что он заинтриговал всех и заставил размышлять до тех пор, пока не захотелось узнать правильный ответ, что заставило в итоге спросить у него самого. А также очень важно  для увеличения познаний то, что вопрос должен раскрывать определенный смысл перед учениками. Можно спросить какая связь между пальмой и верующим человеком. Ал-Хавиз ибн Хаджр отвечает: «благодать пальмы проявляется во всех ее частях и продолжается непрерывно  с того момента, как поспеет, и до того момента, как высохнет, она дает различного сорта плоды, даже после этого ее польза не прекращается. Косточки – хороший корм для животных, волокна – бесподобный материал для канатов и так далее. Что же касается верующего, то его благодать широка во всех случаях, и его польза также непрерывна, даже после его смерти».

Подобный  метод очень эффективен при правильном его применении. Учитель должен избегать сложных вопросов, чтобы все его время не уходило на разъяснения недоступного. Напротив, он должен излагать вопрос в соответствии с пониманием учеников, приводя различного рода подсказки.

Вопросы рассеивают неясность и путаницу у студента. После передачи определенной информации учитель не может гарантировать то, что ученики поняли урок, как следует, поэтому лучшим способом узнать это являются вопросы студентов относительно пройденного материала. Лучшим вариантом для учителя является вопрос о непонятных моментах после объяснения урока. Затем уже из вопросов студентов видны те пробелы, которые образовались в их понимании. Что касается спрашивающего, то ответ очень прочно закрепляется в его разуме, более того, - это один из методов борьбы с невежеством. Пророк мир ему сказал: « Воистину, вопрос – это лекарство от невежества».

Учителю следует чаще произносить: «если  не понятно, спрашивайте меня». Это  открывает возможность ученикам задавать вопросы, а также подталкивает застенчивых учеников на диалог; из задаваемых вопросов все получают пользу, кроме того, учитель определяет уровень понимания пройденного материала. Преподаватель должен следить за тем, чтобы задаваемые вопросы несли в себе пользу и не были из ряда вопросов, цель которых проверка знаний учителя или издевательство над ним.

Как итог можно сказать что вопрос удаляет  невежество и исправляет значения и  смысл. 

Комментарий к ответу ученика. 

Учителю необходимо дополнять ответы учеников, потому что студент может быть неуверенным в своем ответе, а также остальные ученики выжидают в нетерпении, чтобы узнать правильный ответ. Именно поэтому учитель должен комментировать ответы каждого ученика, для пользы как самого отвечающего, так и для остальных, желающих узнать верное решение.

Преподаватель должен учитывать точность, как в  дополнениях, так и в исправлениях , и не подобает отвергать весь ответ, если в нем есть хоть часть от верного решения. Необходимо указать  на то, что соответствует верному  ответу и исправить, хорошо объяснив то, в чем ученик допустил ошибку. Учителю также необходимо выбирать правильные выражения в исправлении учеников, он должен избегать грубых и унизительных слов, которые в итоге зарождают неприязнь в студенте и страх отвечать на вопросы, дабы не быть униженным грубым языком преподавателя. Исправление вопроса должно подбодрять ученика, допустившего ошибку.  

Признаком  наличия знаний является признание  отсутствия ответа на заданный вопрос.

Знание  – это море, у которого нет  берегов,  и никому не под силу знать всё. Все люди обладают ничтожными знаниями. Всевышний в Коране говорит: « Вам дано из знаний очень мало». В таком случае ни учитель и никто другой не должен стесняться фразы: « Я не знаю».

Аль-Маварди  говорит в своей книге «Поведение»: «Если достижение абсолютного знания невозможно, то нет позора в частичном невежестве,, соответственно нет ничего страшного в словах « Я не знаю».

Однако  ужасно когда человек ошибочными догадками и измышлениями путает людей. Студенты, получившие ложные сведения от своего преподавателя, которого волнует только, как выкрутиться из ситуации, в итоге рано или поздно узнают правду. Им раскроется сущность этого учителя,  после этого они не будут уверены в тех знаниях, которые передаются от него.  

Один арабский поэт говорит: 

Если не некомпетентен ты в вопросе,

И для ответа нет запаса знаний;

Не отвечай  без пониманья.

Ошибки унижают  мужей знаний. 

В таких моментах лучше говори  ты:

В сие вопросы  не могу дать правды.

Среди ученых это  половина знаний,

Мудрейший путь не забывай ты. 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.  

В конце  своей курсовой работы, снова хотелось бы затронуть один момент, раскрывающий цель моего труда: из слов и поступков  пророка Мухаммеда (пророка Ислама) я создала основу для себя в  выявления качеств образцового  учителя, исповедующего ислам, а также различные методы преподавания. Возможно, эти принципы во многом схожи с общей педагогикой, но целью моей работы является более глубоко раскрыть отношение ислама к личности учителя-мусульманина, его методике преподавания и отношениям к ученикам, отношению к знанию, в целом. 

Педагог по призванию, любящий свою профессию, понимает, как важно сохранить  уважение и доверие детей, случайно не оборвать те нити взаимопонимания, которые связывают их в совместной деятельности. Каждый день, идя на урок, она осознаёт свою необходимость и полезность. Не просто вложить в головы детей премудрости наук, но ещё труднее научить учиться, впитывать знания с охотой, любознательно добывать их из книг и жизни. А ведь открывая мир детям, педагог учит их жить в гармонии с собой и окружающими: умению дружить, сопереживать, радоваться не только собственным достижениям, но и успехам одноклассников. Радость в глазах ребёнка, его желание поделиться сокровенным для учителя главная награда.    

 Большое  уважение, любовь проявляют ученики к мастеру своего дела. Это обязывает педагога держаться на уровне современной науки.     Отличное знание, методическое мастерство, эрудиция педагога высоко оцениваются не только учениками, но и родителями и коллегами.   

    «Почётен и сложен учительский труд,  
    Призвание, сердце в дорогу зовут.  
    Но знаний богатство Вы дарите вновь,  
    А с ними – надежду, добро и любовь»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

    1. Книга «Первый  учитель» Фуад бин Абдуль-Азиз Аш-Шальхуба, перевод с арабского языка 2010 год, издательство МИР, г. Казань.
 
    1. Большая книга  афоризмов. Душенко К.В. 2005, Москва, «Эксмо».
 
 
    1. Сайт Педагогика. Ру. www.pedagogy.ru
 
    1. Тутолмин  А.В.Педагогическая проницательность в труде учителя. – Глазов: Глазовский государственный педагогический институт, 2001. - 56.
 
 
    1. «Профессиональные качества будущего учителя» Гукова Т.А, Ставрополь, 2002.
 
    1. Сайт «Педагогическая  библиотека» www.pedlibrary.ru
 
    1. Шарафеева А.Ф. Культура толерантности как  целевая ориентация в воспитании личности специалиста-гуманитария / Развитие воспитательной системы в вузе в условиях регионального социокультурного пространства: Сборник научно-методических статей Межрегиональной научно-практической конференции (23-25 октября 2006 г.). – Казань: Издательство «Таглимат», 2006. – 296 с.
 
 
    1. Шарафеева А.Ф. Создание воспитательной системы  вуза на основе программно-целевого подхода: Монография. – Казань: ТГГПУ, 2006. – 147 с.
 
    1. Яковлев И.Я. Халал. Духовное завещание чувашскому народу. – Чебоксары, 1992. – 26 с.
 
 
    1. Избранные речения Святого пророка Ислама. -LTD.: 1991. -28 с.
 
    1. Ахмад М.Г. Философия исламских учений. -LTD: 1991. -139 c.
 
 
    1. Благополучная семья: региональная модель взаимодействия субъектов семейного строительства. Материалы республиканской научно-практической конференции. Казань, 8 июня 2005 г. / Составители и ответственные редакторы Ф.А.Ильдарханова и Б.Т.Хафизов. – Казань: Изд-во «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2005. – 180 с.

Информация о работе Нравственно-профессиональный образ учителя в системе исламского вероучения