Нравственно-профессиональный образ учителя в системе исламского вероучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:54, курсовая работа

Описание

С профессией учителя не сравнится ни одна профессия – это занятие самое почитаемое среди людей и самое великое. И чем занимательнее и интереснее предмет, тем выше и почтеннее его учитель.
Преподаватель, подошедший к своему делу искренне, имея намерение принести пользу людям и обучить добру, достигает смысла достоверного изречения пророка Мухаммада.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

Управление  гневом указывает на силу учителя. Пророк мир ему говорил:

«Силен не тот, кто валит с ног

а тот, кто может  сдерживать гнев».

Имам  Аль-Газали говорил:

« Внешне гнев приводит к следующим последствиям: изменению цвета лица, ярости, судорогам в конечностях,  выходу тела из-под контроля, к неординарным движениям и словам. Иногда гнев доходит до крайней степен, когда появляется пена на губах, краснеют глаза, раздуваются ноздри, обретается немыслимый образ. Если человек со стороны увидит себя в таком ужасном виде, то непременно успокоится, постеснявшись своего собственного состояния. Что касается влияния на речь человека, то она в результате ярости переполняется оскорблениями, нецензурной лексикой, и любой разумный человек, даже разгневанный, почувствует себя неудобно, услышав подобные слова. Все это является результатом полного выхода из-под контроля и нарушения лексики. Последствия гнева на частях тела таковы: побои, нападки, разрывание одежды, раны, убийства – все как результат невменяемости…гнев также оставляет свой отпечаток на сердце в виде ненависти, зависти, вреда, злорадства, печали при чьем-либо ликовании…»

Пророческая медицина гласит: «Если разгневанный находится в положении стоя, тогда необходимо сесть, если его гнев не прошел, ему стоит прилечь».

Один  ученый говорил:

«Изучив всех врагов, не увидел я

Хуже  гнева, сильнейшего врага разума».  

Итог  – терпение сильный помощник для  успеха учителя. Искусство учителя  проявляется в умении скрыть гнев  и контролировать свои эмоции.  
 

Избегание сквернословия. 

Сквернословие, порицание, издевательство над другими  – ненавистные и отвратительные качества, противные для всех. Этого  должен избегать учитель, ведь он является примером для подражания. Если же преподаватель  имеет подобные отрицательные качества, то это минус для него и большая беда, поскольку студент перенимает от своего учителя как благое, так и дурное, и если учитель совершает пошлости, тогда, чего нам ожидать от его учеников? Последствия сквернословий, проклятий, издевательств – это унижение окружающих, осквернение чувства их собственного достоинства, возбуждение злобы в их душах.  

Всевышний говорит в Коране:  

«О те, которые уверовали! Пусть одни люди не насмехаются над другими, ведь может быть, что те лучше них. И пусть одни женщины не насмехаются над другими женщинами, ведь может быть, что те лучше их. Не обижайте самих себя (друг друга) и не называйте друг друга оскорбительными прозвищами». 

Подобные  отвратительные качества пагубно влияют на окружающих. Также издевательства унижают достоинства, возбуждая вражду между людьми, особенно пагубно такое качество для учителя.  

Совет с другими. 

Учитель часто сталкивается со сложными вопросами  и задачами, ответы на которые невозможно решить в одиночку. Иногда учитель  затрудняется решить задачу или не может дать ответ на заданный учениками вопрос. Также возникают проблемы с некоторыми учениками, решить которые может лишь другой учитель. В данном положении преподаватель сам пытается найти ответ, либо приносит свои извинения, поскольку не подобает учителю давать ответы без знания. Если учитель дает ответ без знания, усложнят ситуацию, как для себя, так и для других. Похвально и правильно, если он ищет ответ, советуясь с коллегами. Именно в совете зарождаются светлые идеи. Две головы лучше одной. Вероятность найти правильное решение больше в совете, и тот, кто совещается, меньше подвергается ошибкам, а если и ошибается, несет меньше бремени ответственности. Обращение за советом не является проявлением неграмотности и не указывает на низкий уровень, напротив, это доказывает полноценность разума и смышлёность.   
 

Задачи  и обязанности  преподавателя. 

Проявление  искренности к  ученикам. 

Учитель глубоко ошибается, считая, что его  связь с учениками ограничивается лишь передачей информации. На самом  деле существует нечто очень важное – это совет и наставление ученикам. Преподаватель – он же управляющий, он же воспитатель, он же советник, он же отец.

Количество  часов, которое проводит ученик со своим учителем в школе часто достигает 5-6 часов ежедневно. Взяв это во внимание, учитель должен следить за состоянием и поведением студентов, которые зачастую не проявляются перед родителями. Поэтому он обязан стараться наладить ситуацию и сделать все возможное, чтобы излечить недуги, выпрямить искривления, улучшить нравы и исправить идеи. Иными словами, должен быть хорошим наставником. Пророк мир ему сказал: «Религия – есть проявление искренности». Его спросили: «По отношению к кому?». Он сказал: «По отношению к Всевышнему, к Его книге, к Его посланнику, к правителям мусульман и ко всем мусульманам вообще».

Проверка  домашнего задания является одним  из проявлений искренности. Учитель  должен добросовестно и с ответственностью проверять тетради, исправляя грамматические и лексические ошибки. 

Доброта к учащимся и обучение наилучшими методами.  

Пророк  Мухаммед мир ему говорил: «Наличие мягкости украшает дела, а ее отсутствие портит их».

  Вежливость  – это мягкость в словах  и делах, склонение к более  простому, антоним строгости. Человеческой  природе по нраву вежливость, мягкость, доброе слово, дружелюбие и весьма ненавистны черствость и грубость. Учителя должны учитывать эту сторону и практиковать ее на своих учениках.

Чрезмерная  строгость к учащимся вредна для  них, обострение ситуации при преподавании вредит ученикам, особенно младшего возраста. Если учитель чрезмерно строг и жесток с учениками, то к ним приходит чувство ущемления и унижения, исчезает пыл и энергичность, появляется лень, склонность ко лжи и коварство, на которое толкает боязнь ощутить на себе строгость преподавателя.

Мягкость к студенту уместна при его невежестве.  

Не  называть студентов  по имени во время  выговора. 

В большинстве  случаев выговоры оставляют глубокие раны в сердце провинившегося, особенно если они осуществляются прилюдно (например: перед одноклассниками).  У пророка Мухаммеда (мир ему) был оригинальный метод исправления явных ошибок, но не упоминал совершающих. Так, порицая сами действия, он этим остерегал остальных. Учителю тоже следует действовать так, упоминать о плохих последствиях ошибок, в то же время не упоминая провинившихся, особенно, если они совершили это нечаянно. Чтобы одни ученики, пользуясь случаем, не насмехались над другими и не возникала ненависть студентов к учителю. Если же скверные поступки совершаются нарочно, то учитель может выбрать: либо сделать выговор перед всеми, чтобы отвратить от этого, поселив стыд и угрызение совести от сделанного; либо применить иные методы решения данной проблемы.

В общем, метод исправления ошибок без  упоминания провинившихся очень  важен и сложен, поскольку в нем скрывается умение учителя лечить недуги, сохраняя достоинство ученика. Аль-Газали в своей книге писал: «Тонкость метода преподавания учителя определяется способностью при выходках учеников сдерживать себя и не повышать голоса. И справлять путем милосердия, без строгих выговоров, поскольку подобные заявления срывают вуаль человеческого образа, и провоцирует ответную реакцию, возбуждая упрямство и упорство». 

Применение  наказания во время  учебы. 

Все педагоги считают обязательным наказание  за ошибки для предотвращения их повторения, однако они разошлись во мнениях  относительно телесных наказаний. Противники побоев говорят: этот метод не гуманен, поскольку способствует возникновению душевных болезней у студента, зарождает в нем желание оставить учебу под любым предлогом, а также провоцирует ученика на ложь во избежание наказания, поэтому рукоприкладство категорически запрещено. Сторонники другого мнения говорят: полный запрет подобных наказаний несет в себе плохие последствия, а именно то, что студент перестает обращать внимание на учителя, проявляет свое неуважение к нему, в итоге его стремление к знаниям исчезает. Процесс искоренения телесных наказаний взращивает нам новое беспечное поколение с проблемами в ценностях, идеалах и знании.

Правильным  выходом будет разобрать  этот вопрос, рассмотрев его с нескольких сторон. Во-первых, полный отказ от наказания  немыслим, так же как и использование его при каждом удобном  случае. Под использованием силы подразумевается лишь слабые удары по рукам или по ногам, при этом абсолютно исключаются удары по лицу. Это, во-первых. Во-вторых, применение силы должно использоваться только в целях воспитания, и ни в коем случае нельзя допускать побои из мести или со злостью. В связи с этим, многие учителя совершают ошибку, когда силой наказывают ученика за его оплошность, считая что воспитывают его, на самом деле, удовлетворяя себя. Цель такого поведения – лишь подавление своего гнева и удовлетворение душевных капризов. В третьих, лицо человека неприкосновенно. В-четвертых, существует ряд методов наказания до применения силы. Ученый Мухаммад Джамиль Зину указывает на них вкратце:

  1. Наставление ( на некоторых оказывает очень сильно влияет)
  2. Суровое выражение лица
  3. Повышение голоса
  4. Отворачивание от студента
  5. Выговор
  6. Ставить провинившегося в угол или что-нибудь подобное.
  7. Наказывать ученика дополнительным домашним заданием
  8. Подвешивание в классе плетки для устрашения
  9. И последний метод – слабые удары, не касаясь лица.

    Учитель должен поэтапно применять наказание  и не подвергать учеников ударам при  первой их оплошности, он должен с мудростью  подходить к этому вопросу. Если же без телесных наказаний не обойтись, то следует их применять учитывая вышеназванные условия. А те, кто полностью отвергает телесные наказания не имеют весомых доказательств своей точки зрения.

    Итог:

  1. Поэтапный подход к наказаниям и применение рукоприкладства лишь в крайних случаях.
  2. Применение силы без жестокости и не в область лица.
  3. Цель рукоприкладства – воспитание, но никак не срывание злости.

Нужно заметить, что в Российской Федерации  применение телесного наказания  полностью запрещено. 

Поощрение студентов. 

Различного  вида похвалы и подарки играют большую роль в завоевании сердец, усиление активности, одоление нерадивости, а также увеличивает стремление к знаниям. Каждый учитель должен использовать подобный метод при наблюдении ослаблений или из-за пользы. Призы и подарки бывают различными , и каждый производит определенное воздействие на человека в зависимости от его ценности.

Существуют  некоторые виды поощрений:

  1. Материальные поощрения – это самый сильный вид, повышающий стимул ученика, так как помимо материального роста, достигается нечто более значительное, а именно: превосходство над другими, довольство учителя и хорошие отзывы преподавателей.
  2. Похвала – это когда учитель говорит студенту «молодец», «отлично», «умница» и т.п. этот вид поощрения вселяет в ученика уверенность в своих знаниях, побуждает других к достижению подобного уровня и внушает студенту удовлетворение за потраченное старание и время.

Итог.

  1. Поощрения играют важную роль в продвижении учеников и побуждении их к учебе
  2. Необходимо чтобы поощрение и побуждение были средством, но не целью.
  3. Слова похвалы за отличие – хороший метод, побуждающий студентов увеличению знаний.
 

Методы  преподавания. 

Подготовка  ученика к получению  знаний. 

Ни для  кого не секрет, что невнимательность  и отвлекание студента по пустякам мешают получению знаний, и являются причиной непонимания учителя. Полное восприятие учителя – важный двигатель в достижении и понимании знаний, поэтому для преподавателя желательно время от времени приковывать к себе внимание учеников следующими способами: 

Метод вслушивания (непосредственный) – это требование молчания и внимания учеников. Подобный метод чаще всего используется в начале урока.

Информация о работе Нравственно-профессиональный образ учителя в системе исламского вероучения