Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:18, курсовая работа
Цель: изучить особенности нравственного развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. определить понятие нравственного воспитания и развития в современной литературе;
2. изучить особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников;
3. выявить особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников;
4. в ходе экспериментального исследования изучить уровень нравственного развития дошкольников;
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы нравственного развития детей дошкольного возраста
1.1 Понятие нравственного воспитания и развития в современной литературе
1.2 Особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников
1.3 Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста
1.4 Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста
Глава 2 Экспериментальное изучение процесса нравственного развития детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации по формированию нравственных представлений дошкольников
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3-4 | |
Глава 1 | Теоретические аспекты изучения проблемы нравственного развития детей дошкольного возраста | 5 |
1.1 | Понятие нравственного воспитания и развития в современной литературе | 5-7 |
1.2 | Особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников | 8-11 |
1.3 | Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста | 12-20 |
1.4 | Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста | 21-27 |
Глава 2 | Экспериментальное изучение процесса нравственного развития детей дошкольного возраста | 28 |
2.1 | Организация и методы исследования | 28-29 |
2.2 | Анализ результатов исследования | 30-32 |
2.3 | Методические рекомендации по формированию нравственных представлений дошкольников | 33-38 |
Заключение | 39-40 | |
Список использованных источников | ||
Приложение |
Введение
Проблема нравственного развития, привлекающая в настоящее время все большее внимание психологов, является важной и актуальной для комплекса наук, связанных с нравственным воспитанием: психологии, педагогики, философии, этики.
Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, характерные для современного общества, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации и требуют переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника.
В отечественной психологии в соответствии с ее методологическими принципами нравственное развитие ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами (мотивами) поведения ребенка.
Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. При всем многообразии подходов к проблеме нравственного развития педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах [6,33].
В процессе развития личность проходит периоды особой открытости определенным общественным воздействиям и внутренней готовности к их принятию. Периодом такой открытости различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности к их принятию является дошкольное детство, особенно, период между 5 и 7 годами жизни [1,178]. Этот этап является наиболее сензитивным для формирования данной готовности, а способность осуществлять нравственный выбор у детей этого возраста складывается на основе развивающейся нравственно-оценочной деятельности сознания и обусловлена их потребностью в одобрении и признании. В фундамент развития этой способности ложится развивающаяся самостоятельность ребенка-дошкольника и его желание добровольно следовать социально-одобряемым моральным эталонам поведения.
Разработка методов воспитания нравственных качеств личности и привычек нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач, которая ставится обществом и родителями перед педагогами и психологами. Актуальность настоящей работы для современной дошкольной педагогики заключается в определении основных путей, методов и средств нравственного развития у детей дошкольного возраста.
Цель: изучить особенности нравственного развития дошкольников.
Объект: нравственное развитие.
Предмет: особенности нравственного развития дошкольников.
Гипотеза: нравственное развитие дошкольников имеет свои особенности.
Задачи исследования:
1. определить понятие нравственного воспитания и развития в современной литературе;
2. изучить особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников;
3. выявить особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников;
4. в ходе экспериментального исследования изучить уровень нравственного развития дошкольников;
5. разработать методические рекомендации по формированию нравственных представлений у детей дошкольного возраста.
1. Теоретические аспекты изучения проблемы нравственного развития детей дошкольного возраста
1.1. Понятие нравственного воспитания и развития в современной литературе
Нравственное воспитание дошкольников – целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу [11,98].
Нравственное развитие дошкольников – это процесс положительных качественных изменений в нравственных представлениях, чувствах, навыках и мотивах поведения детей [10,217].
Основы высоконравственной личности закладываются в дошкольном возрасте, о чем свидетельствуют исследования А. Н.Леонтьева, В, С.Мухиной, С. Г.Якобсон, В. Г.Нечаевой, Т. А.Марковой и др.
В
дошкольные годы под руководством взрослых
ребенок приобретает
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Нравственные чувства, наряду с эстетическими и интеллектуальными, относятся к группе высших чувств. Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Они могут проявляться в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, честь, совесть, уверенность или, наоборот, чувство неуверенности, неполноценности, отчаяние и др.), и в отношении к другим людям (симпатия, отзывчивость, сочувствие, доброта, чувства дружбы, любви, товарищества или антипатия, злоба, гнев, безразличие, чувство стыда, вины и др.), и в отношении к коллективу (чувство солидарности, коллективизма и др.). У детей старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств, например, чувство патриотизма. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. Чувства дошкольника отличаются искренностью, непосредственностью, неустойчивостью. Воспитательная работа направлена на то, чтобы расширить мир чувств детей, сделать их более устойчивыми, глубокими, осознанными [22,30].
В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительны/ взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок м чистоту окружающей обстановки. Эти навыки закрепляются и превращаются в привычки (привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой и др.). Усвоение привычек начинается еще в том возрасте, когда нельзя рассчитывать на сознательное отношение ребенка к требованиям и указаниям взрослых. В младшем дошкольном возрасте детей приучают к элементарной бытовой культуре, вежливости, совместной игре, послушанию. В среднем дошкольном возрасте продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию. В старшем дошкольном возрасте эти привычки закрепляются и формируются более сложные: привычка к коллективным играм, к труду и занятиям, аккуратному выполнению поручений и обязанностей, привычки взаимопомощи, помощи взрослым и др.
Призывая
детей поступать определенным образом,
воспитатель разъясняет целесообразность
и правильность такого поведения. Разъяснение
проводится на конкретных примерах. Это
помогает детям постепенно осознавать
общие моральные понятия (добрый, вежливый,
справедливый, скромный, заботливый и
др.), которые в силу конкретности мышления
не сразу могут быть поняты ими. Воспитатель
заботиться о том, чтобы дети понимали
суть моральных понятий, соотносили с
ними конкретное содержание своих и чужих
поступков. Этим самым предупреждается
появление формальных знаний, когда дети
имеют общие представления о том, как следует
поступать, но не могут руководствоваться
ими в повседневной жизни. У дошкольников
формируются представления о явлениях
общественной жизни, о труде взрослых,
его общественной значимости, о патриотизме,
о нормах поведения в коллективе сверстников,
об уважительном отношении ко взрослым.
Сформированные нравственные представления
служат основой развития мотивов поведения,
которые побуждают детей к тем или иным
поступкам. Отсутствие этических представлений
мешает детям контактировать с окружающими
людьми, может явиться причиной капризов,
негативного отношения к требованиям
взрослых [18,55].
1.2. Особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников
Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне [9,25].
Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Это одна из очень важных сторон процесса формирования личности ребенка. Другими словами, духовно-нравственное воспитание школьников и детей раннего возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
В
младшем возрасте стержнем, который
будет определять нравственное воспитание
личности ребенка, является установление
гуманистических отношений
Становление
эмоциональной среды