Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:18, курсовая работа
Цель: изучить особенности нравственного развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. определить понятие нравственного воспитания и развития в современной литературе;
2. изучить особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников;
3. выявить особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников;
4. в ходе экспериментального исследования изучить уровень нравственного развития дошкольников;
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы нравственного развития детей дошкольного возраста
1.1 Понятие нравственного воспитания и развития в современной литературе
1.2 Особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников
1.3 Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста
1.4 Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста
Глава 2 Экспериментальное изучение процесса нравственного развития детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации по формированию нравственных представлений дошкольников
Заключение
Список использованных источников
Заключение
Нравственное развитие у детей дошкольного возраста происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа в дошкольном учреждении должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.
Богатство
идейно-нравственного
В ходе решения задач, поставленных перед работой, изучены сущность, особенности, основные формы и методы нравственного развития дошкольников. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается тогда, когда ребенка упражняют в нравственных поступках, ставят в ситуацию морального выбора, когда он сам решает, как поступить, найти выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно такое поведение становится привычкой и появляется потребность соблюдать норму.
В ходе работы над темой исследования мы пришли к выводу, что для успешного формирования нравственных представлений, ценностей и норм у дошкольников необходимо:
-
полное понимание сущности
-
знание «механизмов»
- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать творчески и применять на практике эффективные пути и средства нравственного воспитания и т.д.
Проведенное нами эмпирическое исследование показало, что представления детей среднего дошкольного возраста о нравственных нормах и ценностях сформированы недостаточно. Подобная оценка уровня нравственного развития детей в группе «Почемучки» предполагает планирование дальнейшей работы по нравственному развитию дошкольников с учетом разработанных в ходе исследования методических рекомендаций.
Решающую роль для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.
В заключение хотелось бы отметить, что эффективность нравственного развития дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи.