Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:18, курсовая работа
Цель: изучить особенности нравственного развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. определить понятие нравственного воспитания и развития в современной литературе;
2. изучить особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников;
3. выявить особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников;
4. в ходе экспериментального исследования изучить уровень нравственного развития дошкольников;
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы нравственного развития детей дошкольного возраста
1.1 Понятие нравственного воспитания и развития в современной литературе
1.2 Особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников
1.3 Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста
1.4 Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста
Глава 2 Экспериментальное изучение процесса нравственного развития детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации по формированию нравственных представлений дошкольников
Заключение
Список использованных источников
Проанализируем результаты наблюдения за детьми.
Дошкольники в типичных ситуациях – утреннее приветствие, поведение за столом, умение делиться игрушками, привычка извиняться за плохой поступок, помощь воспитателю по его просьбе в уборке игрушек, книг – проявили себя следующим образом:
Представим
соотношение результатов 1-ого и
2-ого этапов эмпирического исследования
в виде диаграммы, где цифрами 1-5 обозначены
заданные в исследовании нравственные
поступки (рисунок 1).
Рисунок 1.
Сравнительные результаты изучения уровня сформированности
нравственных понятий и ценностей у детей среднего дошкольного возраста
Таким
образом, видно, что уровень нравственного
развития дошкольников явно недостаточен:
сами ребята оценивают свои знания выше,
чем в существующей реальной ситуации.
Наиболее знакомо дошкольникам поведение
в ситуациях ежедневного общения, взаимодействия
со взрослыми и сверстниками; затруднительно
– в конфликтных ситуациях и немотивированных
на выполнение. Подобная оценка уровня
сформированности привычек нравственного
поведения детей в группе «Почемучки»
позволяет воспитателю определить направления
групповой и индивидуальной работы с детьми
по формированию представлений о нравственных
нормах и ценностях и включить ее в перспективное
планирование. При организации подобной
работы целесообразно учитывать следующие
рекомендации.
2.3. Методические рекомендации по формированию нравственных представлений дошкольников
Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании.
Воспитательные
воздействия педагогов и
При воспитании детей среднего дошкольного возраста внимание педагогов и родителей должно быть обращено на расширение «сферы действия» навыков культуры поведения. Дети этого возраста уже способны проявлять большую активность, самостоятельность не только в играх и при самообслуживании, но и в разнообразном труде, на занятиях. Приобретенные и усвоенные навыки они используют в новых для них ситуациях, например, моют руки не только перед едой и после туалета, но и после ухода за животными, растениями, уборки групповой комнаты, игр с песком, а заботу, вежливое и доброжелательное отношение распространяют на всех окружающих, даже незнакомых. Ребята бережно относятся к природе, не только аккуратно пользуются игрушками, вещами, но и чинят их, приводят в порядок.
В возрасте 5-6 лет навыки нравственного поведения детей постепенно переходят в привычку, становятся естественной потребностью, потому что дети овладели элементарными представлениями о нравственности, гуманном отношении к людям. Поэтому наряду с показом образцов поведения детей в различных ситуациях следует специально упражнять их в нравственных поступках. Педагог, например, не только заботится о четкой организации уклада жизни своей группы, поддержании привычных для детей условий быта, игр, взаимоотношений, но и приучает их поступать должным образом в новой для них или частично измененной обстановке [9,56].
Не менее важно использовать в работе с детьми беседы, в том числе этические, просмотр инсценировок, где участвуют любимые детьми персонажи с обязательной оценкой их поступков, чтение произведений детской художественной литературы, рассматривание и обсуждение репродукций картин, рисунков, художественных фотографий.
Эти
приемы помогают осознанию детьми правил
нравственного поведения с
Таким образом, для формирования представлений о нравственных нормах и ценностях, нравственном поведении у детей дошкольного возраста в детском саду, используются следующие методы:
1.
Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели
побуждают их думать и
2.
Чтение и анализ
3.
Игра. Известно, что в дошкольном
возрасте наиболее близкой и
понятной для ребёнка
Можно порекомендовать использование таких игр и упражнений:
направленные на развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу»);
направленные на развитие эмоциональной осведомлённости («Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты»);
направленные на овладение детьми невербальными средствами общения («Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были – вам не скажем, а что делали - покажем»);
направленные на овладение детьми вербальными средствами общения («Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями);
направленные
на овладение правилами
4.
Наблюдения за деятельностью
педагога в процессе игр,
Остановимся на соблюдении некоторых важных условий, способствующих наиболее эффективному усвоению норм нравственности и формированию привычек нравственного поведения у дошкольников средней группы.
Крайне важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, необходимо снова вернуться к изучаемому правилу, но на более высоком уровне. Для воспитания привычек нравственного поведения необходимы следующие условия:
1.
Позитивный настрой. Нельзя
2.
Пример взрослых, прежде всего
воспитателя. Ребенок
3.
Связь с семьей – необходимое
условие, позволяющее
С
целью установления тесных контактов
с семьёй, для обеспечения единства
в воспитании нравственной культуры
можно порекомендовать
общие и групповые родительские собрания;
консультации;
посещения
педагогом семей своих
дни открытых дверей;
папки-передвижки, стенды в родительских уголках групповых помещений [6,34].
Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью словарной работы.
Воспитание нравственных норм и ценностей, культуры поведения, осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей. Здесь необходимо помнить про единство следующих принципов обучения и этикета:
принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.
принципы
этикета: разумность и необходимость
поведенческих правил, доброжелательность
и дружелюбие, прочность и красота
манеры поведения, отсутствие мелочей,
уважение национальных традиций.