Нравственные ценности дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:18, курсовая работа

Описание

Цель: изучить особенности нравственного развития дошкольников.
Задачи исследования:
1. определить понятие нравственного воспитания и развития в современной литературе;
2. изучить особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников;
3. выявить особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников;
4. в ходе экспериментального исследования изучить уровень нравственного развития дошкольников;

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические аспекты изучения проблемы нравственного развития детей дошкольного возраста
1.1 Понятие нравственного воспитания и развития в современной литературе
1.2 Особенности нравственных представлений и чувств у дошкольников
1.3 Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста
1.4 Психолого-педагогическая характеристика дошкольного возраста
Глава 2 Экспериментальное изучение процесса нравственного развития детей дошкольного возраста
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Методические рекомендации по формированию нравственных представлений дошкольников
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

План-192.doc

— 222.50 Кб (Скачать документ)

     Итак, нравственное воспитание в дошкольном возрасте определяется тем, что ребенок  формирует самые первые моральные  оценки и суждения. Он начинает понимать, что такое нравственная норма, и формирует свое отношение к ней, что, однако, далеко не всегда обеспечивает соблюдение ее в реальных поступках. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.

     Первейшая задача родителей заключается в  том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать  их общественно ценными. Чувства  позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом [15,82].

     Дети  в общении формируют способность  выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию  и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление нравственного воспитания детей — развивать их способности к эмпатии. Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства.

     По  мере своего развития ребенок примеряет  на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться  к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитие своих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости доброты, нежности, заботы и др. И чем разнообразнее будет репертуар ролей малыша, тем с большим количеством нравственных принципов он познакомится и тем богаче будет его личность.

     Стратегия нравственного воспитания в детском  саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом. И такую задачу нравственного воспитания детей в дошкольном возрасте способна решить игра. Именно в игре малыш знакомится с разными видами деятельности, осваивает новые для себя социальные роли, совершенствует коммуникативные навыки, учится выражать свои чувства и понимать эмоции других людей, оказывается в ситуации, когда необходимо сотрудничество и взаимная помощь, накапливает первоначальный банк нравственных представлений и пробует соотносить их со своими поступками, учится следовать усвоенным нравственным нормам и самостоятельно совершать моральный выбор [21,58]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.3. Методы и средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста

     Нравственное  воспитание определяется с помощью  определенных средств, среди которых  необходимо указать: художественные средства; природу; собственную деятельность детей; общение; окружающую обстановку.

     1. Группа художественных средств:  художественная литература, изобразительное  искусство, музыка, кино и др. Эта  группа средств очень важна  в решении задач нравственного  воспитания, поскольку способствует  эмоциональной окраске познаваемых  моральных явлений. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.

     2. Средством нравственного воспитания  дошкольников является природа.  Она способна вызывать у детей  гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

     3 Средством нравственного воспитания  дошкольников является собственная  деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый  вид деятельности имеет свою  специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство - деятельность как таковая - необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.

     Особое  место в этой группе средств отводится  общению. Оно, как средство нравственного  воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений .

     4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок, атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью [4,88].

     Окружающая  ребенка обстановка становится средством  воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.

     Выбор средств воспитания зависит от ведущей  задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (только начинаем формировать нравственное качество, или закрепляем, или уже  перевоспитываем).

     Нравственное  развитие дошкольников предполагает также  использование комплекса различных методов. В дошкольной педагогике принята следующая классификация методов нравственного воспитания детей:

     методы  формирования навыков и привычек поведения;

     методы  формирования нравственных представлений, суждений, сценок;

     методы  коррекции поведения [11,100].

     Рассмотрим  каждую из названных групп методов  подробнее.

       Методы формирования навыков  и привычек поведения. Эта группа  методов обеспечивает накопление  у детей практического опыта общественного поведения.

     Сюда  относится метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения (здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п.). К этому они приучаются с помощью упражнений, предполагающих включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми (в естественных и специально создаваемых ситуациях).

     Метод поручения дает наибольший аффект, если он сочетается с примером взрослых или других детей. При этом у ребенка должно возникнуть желание быть похожим, подражать. Если пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его значения и активном влиянии на личность ребенка.

     Большое значение имеет метод целенаправленного наблюдения, организованного педагогом (например, младшие дети наблюдают дружные игры старших дошкольников). Это не просто пассивный метод, он питает детский опыт, исподволь формирует отношение к явлению и положительно влияет на поведение. Можно использовать показ действия. Этот метод эффективен в воспитании навыков культурного поведения у детей.

     Не  менее важен метод организации воспитателем деятельности, носящей общественно-полезный характер (например, коллективный труд по уборке участка, по посадке кустарников, цветов и др.). Важным методом является детская игра, особенно сюжетно-ролевая. Она дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать отношения с другими детьми, выбирать темы, игровые цели и действовать на основе знания норм и правил поведения, имеющихся представлений о явлениях действительности. Игра позволяет взрослому ясно увидеть достижения и недостатки в уровне нравственного развития ребенка, наметить задачи его воспитания.

     Методы  формирования нравственных представлений, суждений. оценок включают:

     беседы  на этические темы;

     чтение художественной литературы;

     рассказ;

     рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов;

     метод убеждения.

     Эти методы широко используются как на замятиях, так и в повседневной жизни детей. При этом воспитатель должен избегать морализирования, усвоения знаний детьми должно протекать на фоне их положительного эмоционального состояния. Формирование у детей правильных оценок поведения и отношений людей способствует превращению моральных представлений в мотивы поведения.

     Методы  коррекции поведения. Если методы первых двух групп относятся к основным методам нравственного воспитания, то методы этой группы – вспомогательные. Это методы поощрения и наказания. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат нравственной воспитанности ребенка.

     Поощрение (воспитателя) может проявляться  в разных формах: одобрение, улыбка, кивок головы, подарок, рассказ о  положительных поступках ребенка  в кругу семьи или перед  сверстниками, совместный труд детей и взрослых, поручение ответственного дела, поход в кино, парк и др.

     Поощряя, нужно учитывать следующие педагогические требования:

     1, Поощрять нужно своевременно  и умело.

     2, Поощрение предусматривает конкретные  определения, например: «добрый», «вежливый» и др. Этими словами подчеркивается нравственный смысл поступков.

     3. Поощрение должно быть заслуженным.  Поощрять нужно только те поступки, которые требуют физических, умственных, нравственных усилий.

     4. В любом поощрении нужно знать  меру, не следует захваливать одних и тех же детей.    

     6. Необходимо учитывать возрастные  и индивидуальные особенности.

     Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия, В воспитании дошкольников можно обойтись без наказаний при такой организации педагогического процесса, когда все дети заняты содержательной, нравственно направленной деятельностью. Современная педагогика исключает физические наказания, запугивания, обидные характеристики; наказания, унижающие достоинство личности ребенка; наказания трудом, лишением еды, сна, прогулки.

     Наказание может осуществляться в следующих  формах: замечание, лишение ласки, временный  отказ от бесед и разговора  с ребенком, запрет заниматься любимым  делом, лишение общения со сверстниками и обещанных удовольствий, предупреждения, что про поступок узнают другие, обсуждение поступка всеми членами семьи или в коллективе сверстников.

     Требования  к использованию наказаний:

     1. Прежде чем наказать, нужно выяснить  причину непослушания. Наказание  должно быть справедливым, за аморальный поступок,

     2. Наказание не является обязательным  методом воспитания.

     3. Наказание требует большого такта,  терпения, осторожности.

     4. Наказания нужно сочетать с  требовательностью. Взрослый должен  быть непоколебим в своем решении,  иначе ребенок будет надеяться на его отмену.

     5.   Воспитателю надо предусматривать  реакцию детей на наказание,  стараться, чтобы они осознали  неприемлемость их действий.

     6. Наказание базируется на уважении  к личности ребенка.

Информация о работе Нравственные ценности дошкольников