Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:02, отчет по практике
Цель производственной (исследовательской) практики: закрепление полученных теоретических знаний, приобретение практических навыков в различных областях лингвистики (а именно в области психолингвистики, социологии, психологии и педагогики и теории и методики преподавания), овладение исследовательскими приемами исследовательской работы.
Введение
Цель производственной (исследовательской) практики: закрепление полученных теоретических знаний, приобретение практических навыков в различных областях лингвистики (а именно в области психолингвистики, социологии, психологии и педагогики и теории и методики преподавания), овладение исследовательскими приемами исследовательской работы.
Задачи практики:
Место и время проведения практики: ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж» с 06.06.2011г. по 03.07.2011 г.
Дисциплина, в рамках которой собирался и анализировался материал – теория и методика преподавания.
Тема индивидуального задания: развитие духовной и интеллектуальной сторон личности студентов учреждения среднего профессионального образования, находящихся в социально – опасном положении.
Специфические особенности собранного материала.
Собранный материал включает в себя:
- методики анкетирования, используемые для первичной диагностики обучающихся с целью определения детей, относящихся к различным категориям риска: дазадаптированные, высокий уровень одиночества, уровень тревожности, агрессии и враждебности, конфликтность, склонность к отклоняющемуся поведению, употребление наркотиков и спиртного и табака, с целью отслеживания динамики в отношениях к учебе и жизни, выявления проблем в коллективах, выявление мотивации и воли. Результаты и анализ тестирований.
-
результаты тестирования на
- статьи студентов автотехнического колледжа, принимавших участие в Общероссийской научной конференции в г. Железногорске, которые, впоследствии были заслушаны на практических семинарах и открытых уроках.
- план проводимых мероприятий по реализации программы «Дети группы риска»;
-
план воспитательной
Научный
руководитель: профессор,
к.п.н, доцент
Шульгина Н.П.
Дата | Тематика работ |
06.06.2011 | Ознакомление с основными положениями ОБОУ СПО «КАТК», постановлениями и уставом учреждения, с должностной инструкцией социального педагога и структурой его работы. Получение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте. |
07.06.2011 | Ознакомление с законодательством РФ, ФЗ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992г. в последующих редакциях и с изменениями, ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996г., в последующих редакциях. Ознакомление с постановлениями и распоряжениями Правительства Курской области и администрации города Курска. |
08.06.2011 | Знакомство с основными направлениями деятельности социальной службы ОБОУ СПО «КАТК» и их анализ. |
09.06.2011 | Ознакомление
с базой данных
по социальному статусу:
- многодетные семьи; - неполные семьи; - семьи с потерей одного из родителей; - неблагополучные семьи; - студенты, находящиеся под опекой. Анализ процесса создания банка данных учащихся. |
10.06.2011 | Участие в заседании комиссии по делам несовершеннолетних. |
13.06.2011 | Изучение и анализ результатов тестирования, проведенного в начале учебного года с целью составления социальной характеристики с помощью методики определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка. |
14.06.2011 | Проведение анкетирования с целью выявления интересов и потребностей студентов, трудностей, проблем, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде. Подведение и анализ результатов. |
15.06.2011 | Проведение индивидуальных бесед с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на основании результатов проведенных тестов. Составление характеристик обучающихся. |
16.06.2011 | Изучение социально-бытовых условий многодетных, неполных семей, а также семей с потерей одного из родителей. Посещение на дому. Индивидуальные беседы с родителями. |
17.06.2011 | Проведение заседаний с командирами групп, выявление проблем в группах. Подведение итогов по успеваемости, посещаемости, дисциплине. Беседы с обучающимися, склонными к пропускам занятий без уважительной причины, проведение тестирования на тему: «Что мешает учиться?» |
20.06.2011 | Консультации классных руководителей и воспитателей по результатам диагностики, с целью совместного определения приоритетных направлений в работе с классным коллективом в целом и в индивидуальных случаях. |
21.06.2011 | Ознакомление с комплексными программами по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 2010-2012 г. |
22.06.2011 | Посещение
Мемориального музея
моряков-подводников
АПРК «Курск», находящегося
на базе колледжа, выступления
студентов со стихами,
посвященными гибели
моряков, статьей, написанной
студенткой колледжа
для XVIII Всероссийской
студенческой научно-технической
конференции (в г. Железногорске),
почтение памяти подводников
с минутой молчания.
Проведение торжественной линейки, посвященной Дню независимости России, показательные выступления кадетов, поднятие флага РФ с исполнением гимна России. |
23.06.2011 | Проведение классного часа на тему «Вредные привычки: алкоголь, курение, наркомания». Проведение тестирования для выявления наличия вредных привычек, и социологического опроса «Отношение к алкоголю, курению и наркомании». Подведение итогов опроса и его анализ. Беседа со студентами представителя УФСКН, подполковника полиции Харламова Сергея Сергеевича с приобщением видео- и аудио- материалов. |
24.06.2011 | Организация
обучающего семинара
для классных руководителей,
и воспитателей на тему:
- «Личностно-ориентированный подход к студентам: общий (воспитательная работа) и предметный (урок русского языка)». |
25.06.2011 | Проведение
обучающего семинара
для классных руководителей,
и воспитателей на тему:
- «Личностно-ориентированный подход к студентам». |
28.06.2011 | Составление плана по привлечению детей «группы риска» к активному участию в общественной жизни с целью создания условий для возможного построения конструктивных межличностных взаимоотношений и самореализации, а также практическое обучение подростков культуре общения. |
29.06.2011 | Проведение торжественного мероприятия, посвященного выпускному вечеру студентов, торжественной линейки с почетными гостями из различных структурных организаций и администрации, показательные выступления кадетов, выдача дипломов. |
30.06.2011 | Составление плана работы социального педагога ОБОУ «КАТК» на 2011-2012 учебный год. |
01.07.2011 | Подведение итогов практической деятельности, анализ собранного материала для проведения дальнейшей исследовательской работы и составлению рекомендаций по определению методов, способствующих развитию духовной и интеллектуальной сторон личности студентов, находящихся в социально – опасном положении в учреждении среднего профессионального образования (детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей) и повышению их речевой культуры. |
Теоретическая часть
Социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования имеет свою специфику, здесь необходимо учитывать возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15-19 лет); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользоваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению.
ОБОУ
СПО «КАТК» является
одним из ведущих образовательных
учреждений среднего
профессионального
образования в Курской
области. В колледже
обучается 1744 студента,
из них 230 детей-сирот
и детей, оставшихся
без попечения родителей, 53
из многодетных семей, 327
из неполных семей, 42
из семей с потерей одного
из родителей, 93 находящихся
под опекой, 185 из неблагополучных
семей, для которых организована
комплексная социально-психолого-
Социальная защита данных категорий студенческой молодежи направлена на улучшение не только материального благосостояния, но и на улучшение духовно – нравственного воспитания, формирования личности подростков, развития их интеллектуального коэффициента, общей языковой грамотности.
Учитывая важность этих вопросов, во время практики было проведено исследование на тему: развитие духовной и интеллектуальной сторон личности студентов учреждения среднего профессионального образования, находящихся в социально – опасном положении.
Актуальность выбранной темы обусловлена принадлежностью детей к группе риска, которая объясняется различной неблагоприятной этиологией, т. е. имеет разные социальные корни. Ребенок – сирота и ребенок, оставшейся без попечения родителей так же, как и любой другой человек, живет в мире отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей, осваивая эти роли, человек становится личностью. У детей, относящихся к этой категории, чаще всего наблюдаются нарушения речи, неуспеваемость, вследствие чего – безграмотность и комплекс неполноценности.
Поэтому очень важной и актуальной задачей работы любого образовательного учреждения, где обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является социализация воспитанников, и их интеграция в современное общество. В соответствии со спецификой жизненных условий конкретного ребенка, негативно влияющих на социализацию, следует применять и конкретную программу воспитательной работы, способствующих формированию уровня духовного и интеллектуального развития ребенка, становлению личности, способной справиться с различными социальными проблемами, повышению языковой грамотности и речевой культуры подростков (особенно подростков «группы риска») в учреждениях образования.
Для того, чтобы предпринять меры по улучшению образовательной и воспитательной программ, необходимо разобраться, что оказывает первостепенное влияние на развитие и становление личности подростков, на их умственное формирование и на восприятие окружающего мира?
Существует множество точек зрения на эту проблему, приведем наиболее популярные.
Традиционно главным этапом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:
По мнению одних ученых, значительно изменили культурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения социально-экономические преобразования, осуществляемые в современном российском обществе. Эти преобразования повлекли за собой как позитивные, так и негативные социальные изменения. К позитивным изменениям можно отнести широкое распространение идей о правах человека, свободы слова, процессы демократизации в обществе. Эти же обстоятельства повлекли за собой и негативные изменения в культурной среде нашего общества. Серьёзную тревогу вызывает резкое снижение культуры русской речи, проявляющееся в её огрублении и жаргонизации, а также в массовых нарушениях норм русского литературного словоупотребления. Это происходит за счёт резкого повышения частотности употребления просторечной и жаргонной лексики и формирования общего сленга, представляющего собой промежуточное образование на границе литературного языка и социальных жаргонов. Жаргонизмы и арготизмы различного происхождения, инвективы широко употребляются в современных СМИ, в художественной литературе, в публичных выступлениях политиков, активно используются в неофициальной обстановке носителями русского языка. Массовое несоблюдение норм литературного словоупотребления подрывает основы существования русского языка, культуры речи как высшей, нормированной разновидности национального русского языка, принимаемой его носителями за образцовую.
<Информация о работе ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»