ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:02, отчет по практике

Описание

Цель производственной (исследовательской) практики: закрепление полученных теоретических знаний, приобретение практических навыков в различных областях лингвистики (а именно в области психолингвистики, социологии, психологии и педагогики и теории и методики преподавания), овладение исследовательскими приемами исследовательской работы.

Работа состоит из  1 файл

мой отчет.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)

    Введение

    Цель  производственной (исследовательской)  практики: закрепление полученных теоретических знаний, приобретение практических навыков в различных областях лингвистики (а именно в области психолингвистики, социологии, психологии и педагогики и теории и методики преподавания), овладение исследовательскими приемами исследовательской работы.                

    Задачи  практики: 

  • отработка профессиональных знаний и умений в области теории и методики преподавания;
  • языковой тренинг по повышению уровня культуры речи,  повышение уровня коммуникативной компетенции;
  • определение комплекса внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей (студенты), социальная структура этого общества, различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, уровне культуры и образования, месте проживания, а также различия в их речевом поведении в зависимости от ситуации общения;
  • сбор, обработка, классификация и описание языкового материала;
  • использование полученного материала в курсовой (дипломной) работе;
  • участие в работе научных подразделений, в экспериментальной и научно-практической деятельности.
 

 Место и время проведения практики:  ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж» с 06.06.2011г. по 03.07.2011 г.

    Дисциплина, в рамках которой собирался и анализировался материал – теория и методика преподавания.

    Тема  индивидуального  задания: развитие духовной и интеллектуальной сторон личности студентов учреждения среднего профессионального образования, находящихся в социально – опасном положении.

    Специфические особенности собранного материала.

    Собранный материал включает в себя:

    - методики анкетирования, используемые для первичной диагностики обучающихся с целью определения детей, относящихся к различным категориям риска: дазадаптированные, высокий уровень одиночества, уровень тревожности, агрессии и враждебности, конфликтность, склонность к отклоняющемуся поведению, употребление наркотиков и спиртного и табака, с целью отслеживания динамики в отношениях к учебе и жизни, выявления проблем в  коллективах, выявление мотивации и воли. Результаты и анализ тестирований. 

    - результаты тестирования на предмет  уровня жаргонизации среди студентов колледжа;

    - статьи студентов автотехнического колледжа, принимавших участие в Общероссийской научной конференции в г. Железногорске, которые, впоследствии были заслушаны на практических семинарах и открытых уроках.

    - план проводимых мероприятий по реализации  программы «Дети группы риска»;

    - план воспитательной деятельности  на 2011 – 2012 гг. 
 
 
 

    Научный руководитель: профессор, к.п.н, доцент          Шульгина Н.П. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Дата Тематика  работ
06.06.2011 Ознакомление с основными положениями ОБОУ СПО «КАТК», постановлениями и уставом учреждения, с должностной инструкцией социального педагога и структурой его работы. Получение инструктажа по технике безопасности на рабочем месте.
07.06.2011 Ознакомление  с законодательством  РФ, ФЗ  «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992г. в последующих редакциях и с изменениями, ФЗ «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996г., в последующих редакциях. Ознакомление с постановлениями и распоряжениями Правительства Курской области и администрации города Курска.
08.06.2011 Знакомство  с основными направлениями деятельности социальной службы ОБОУ СПО «КАТК» и их анализ.
09.06.2011 Ознакомление  с базой данных по социальному статусу:

- многодетные семьи;

- неполные семьи;

- семьи с потерей  одного из родителей;

- неблагополучные  семьи;

- студенты, находящиеся под опекой.

Анализ  процесса создания банка  данных учащихся.

10.06.2011 Участие в заседании комиссии по делам несовершеннолетних.
13.06.2011 Изучение  и анализ результатов  тестирования, проведенного в начале учебного года с целью составления  социальной характеристики с помощью методики определения обобщенного показателя социального благополучия ребенка.
14.06.2011 Проведение  анкетирования с  целью выявления  интересов и потребностей студентов, трудностей, проблем, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде. Подведение и анализ результатов.
15.06.2011 Проведение  индивидуальных бесед  с детьми-сиротами и детьми, оставшимися  без попечения  родителей на основании результатов проведенных тестов. Составление характеристик обучающихся.
16.06.2011 Изучение  социально-бытовых  условий многодетных, неполных семей, а также семей с потерей одного из родителей. Посещение на дому. Индивидуальные беседы с родителями.
17.06.2011 Проведение  заседаний с командирами  групп, выявление  проблем в группах. Подведение итогов по успеваемости, посещаемости, дисциплине. Беседы с обучающимися, склонными к пропускам занятий без уважительной причины, проведение тестирования на тему: «Что мешает учиться?»
20.06.2011 Консультации  классных руководителей  и воспитателей по результатам диагностики, с целью совместного определения приоритетных направлений в работе с классным коллективом в целом и в индивидуальных случаях.
21.06.2011 Ознакомление  с комплексными программами  по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 2010-2012 г.
22.06.2011 Посещение Мемориального музея  моряков-подводников  АПРК «Курск», находящегося на базе колледжа, выступления студентов со стихами, посвященными гибели моряков, статьей, написанной студенткой колледжа для XVIII Всероссийской студенческой научно-технической конференции (в г. Железногорске), почтение памяти подводников с минутой молчания.

Проведение  торжественной линейки, посвященной Дню  независимости России, показательные выступления  кадетов, поднятие флага РФ с исполнением гимна России.

23.06.2011 Проведение  классного часа на тему «Вредные привычки: алкоголь, курение, наркомания». Проведение тестирования для выявления  наличия вредных  привычек, и социологического опроса «Отношение к алкоголю, курению и наркомании». Подведение итогов опроса и его анализ. Беседа со студентами представителя УФСКН, подполковника полиции Харламова Сергея Сергеевича с приобщением видео- и аудио- материалов.
24.06.2011 Организация обучающего семинара для классных руководителей, и воспитателей на тему:

- «Личностно-ориентированный  подход к студентам: общий (воспитательная работа) и предметный (урок русского языка)».

25.06.2011 Проведение обучающего семинара для классных руководителей, и воспитателей на тему:

- «Личностно-ориентированный подход к студентам».

28.06.2011 Составление плана по привлечению детей «группы риска» к активному участию в общественной жизни с целью создания условий для возможного построения конструктивных межличностных взаимоотношений и самореализации, а также практическое обучение подростков культуре общения.
29.06.2011 Проведение  торжественного мероприятия, посвященного выпускному вечеру студентов, торжественной  линейки с почетными  гостями из различных  структурных организаций и администрации, показательные выступления кадетов, выдача дипломов.
30.06.2011 Составление плана работы социального  педагога ОБОУ «КАТК» на 2011-2012 учебный  год.
01.07.2011 Подведение  итогов практической деятельности, анализ собранного материала для проведения дальнейшей исследовательской работы и составлению рекомендаций по определению методов, способствующих развитию духовной и интеллектуальной сторон личности студентов, находящихся в социально – опасном положении в учреждении среднего профессионального образования (детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и детей) и повышению их речевой культуры.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретическая часть

    Социальная  работа в системе  начального и среднего профессионального образования имеет свою специфику, здесь необходимо учитывать возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15-19 лет); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользоваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению.

    ОБОУ СПО «КАТК» является одним из ведущих образовательных  учреждений среднего профессионального образования в Курской области. В колледже обучается 1744 студента, из них 230 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 53 из многодетных семей, 327 из неполных семей, 42 из семей с потерей одного из родителей, 93 находящихся под опекой, 185 из неблагополучных семей, для которых организована комплексная  социально-психолого-педагогическая поддержка, направленная на стимуляцию личностного развития и социализации, и которой уделяется особое внимание.

    Социальная  защита данных категорий студенческой молодежи направлена на улучшение не только материального благосостояния, но и на улучшение духовно – нравственного воспитания, формирования личности подростков, развития их интеллектуального коэффициента, общей языковой грамотности.

    Учитывая  важность этих вопросов, во время практики было проведено исследование на тему: развитие духовной и интеллектуальной сторон личности студентов учреждения среднего профессионального образования, находящихся в социально – опасном положении.

    Актуальность  выбранной темы обусловлена принадлежностью детей к группе риска, которая объясняется различной неблагоприятной этиологией, т. е. имеет разные социальные корни. Ребенок – сирота и ребенок, оставшейся без попечения родителей так же, как и любой другой человек, живет в мире отношений между людьми, в котором каждый играет не одну, а множество ролей, осваивая эти роли, человек становится личностью. У детей, относящихся к этой категории, чаще всего наблюдаются нарушения речи, неуспеваемость, вследствие чего – безграмотность и комплекс неполноценности.

    Поэтому очень важной и актуальной задачей работы любого образовательного учреждения, где обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, является социализация воспитанников, и их интеграция в современное общество. В соответствии со спецификой жизненных условий конкретного ребенка, негативно влияющих на социализацию, следует применять и конкретную программу воспитательной работы, способствующих формированию уровня духовного и интеллектуального развития ребенка, становлению личности, способной справиться с различными социальными проблемами, повышению языковой грамотности и речевой культуры подростков (особенно подростков «группы риска») в учреждениях образования.

    Для того, чтобы предпринять  меры по улучшению  образовательной  и воспитательной программ, необходимо разобраться, что оказывает первостепенное влияние на развитие и становление личности подростков, на их умственное формирование и на восприятие окружающего мира?

    Существует  множество точек  зрения на эту проблему, приведем наиболее популярные. 

  1. Семья.

    Традиционно главным этапом  воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка.

    Семья может выступать  в качестве как  положительного, так  и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

    Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

    Анализ  существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.

    Дети  отражают образ жизни  отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

  • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
  • незнание их интересов и потребностей;
  • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
  • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
  • халатное отношение к уровню образования детей и отсутствие контроля за его качеством;
  • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
  • "эпидемия" разводов;
  • потеря эмоциональных контактов с детьми.
  1. Социально - экономические преобразования.

    По  мнению одних ученых, значительно изменили культурную жизнь, сказались на уровне жизни населения, отразились на ценностных ориентирах подрастающего поколения социально-экономические преобразования, осуществляемые в современном российском обществе. Эти преобразования повлекли за собой как позитивные, так и негативные социальные изменения. К позитивным изменениям можно отнести широкое распространение идей о правах человека, свободы слова, процессы демократизации в обществе. Эти же обстоятельства повлекли за собой и негативные изменения в культурной среде нашего общества. Серьёзную тревогу вызывает резкое снижение культуры русской речи, проявляющееся в её огрублении и жаргонизации, а также в массовых нарушениях норм русского литературного словоупотребления. Это происходит за счёт резкого повышения частотности употребления просторечной и жаргонной лексики и формирования общего сленга, представляющего собой промежуточное образование на границе литературного языка и социальных жаргонов. Жаргонизмы и арготизмы различного происхождения, инвективы широко употребляются в современных СМИ, в художественной литературе, в публичных выступлениях политиков, активно используются в неофициальной обстановке носителями русского языка. Массовое несоблюдение норм литературного словоупотребления подрывает основы существования русского языка, культуры речи как высшей, нормированной разновидности национального русского языка, принимаемой его носителями за образцовую.

<

Информация о работе ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»