ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:02, отчет по практике

Описание

Цель производственной (исследовательской) практики: закрепление полученных теоретических знаний, приобретение практических навыков в различных областях лингвистики (а именно в области психолингвистики, социологии, психологии и педагогики и теории и методики преподавания), овладение исследовательскими приемами исследовательской работы.

Работа состоит из  1 файл

мой отчет.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)
p align="justify">    В настоящее время  предпринимаются определённые меры, направленные на повышение речевой культуры российских граждан, на ликвидацию ненормативного словоупотребления. Выдвигаются серьёзные инициативы по защите и поддержке русского языка и культуры речи. К числу таких инициатив относится разработка и утверждение Федеральной программы «Русский язык» (2011 – 2015 гг.), в которой сформулированы идеи о национально-культурной значимости русского языка, о необходимости воспитания сознательного и бережного отношения к родной речи. Ее цель – поддерживать, сохранять и распространять русский язык (в т. ч. среди соотечественников, проживающих за рубежом). В соответствии с этим внесены изменения в государственные образовательные стандарты. Однако предпринятые меры пока не приносят ощутимых результатов.

    Особенно  это заметно при  анализе речевой  культуры подростков. Лексический запас современных подростков, с одной стороны, активно пополняется специальными терминами (компьютерными, экономическими и др.), новыми иноязычными словами, а с другой — сокращается за счёт выхода из активного употребления многих русских литературных слов. Молодёжь использует в своей речи сленговые выражения, жаргонизмы, арго, инвективную лексику. Речь молодёжи - это попытка оживить скучный язык штампов и одновременно — стремление как бы провести черту между поколениями и мировоззрениями, утвердить своё право на инакомыслие речевыми средствами, это своеобразный способ самоутверждения юных во «взрослом» мире.

  1. Кризис общения.

    Стремительное и постоянное ускорение  и обновление —  ведущие характеристики современной жизни, которой живет российский подросток. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Огромную роль в этом играет интернет, где живое общение заменяется виртуальным, эмоции – графическими изображениями. Это тормозит развитие устной речи подростка, влияет на его словарный запас, мешает взаимодействию с окружающим миром, формируется психическая неустойчивость и эмоциональная скудность. Усложнение социокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и норм разных сфер жизни, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой культуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса общения.

    Несомненно, все точки зрения заслуживают внимания, но на наш взгляд наиболее значимую и  определяющую роль в  жизни ребенка  играет все-таки семья.

    Таким образом, имеет место следующая гипотеза: ввиду неполноценной семьи, либо ее отсутствия, семью заменяет образовательное учреждение (однокурсники, педагоги, классные руководители), которое занимается воспитанием ребенка, его духовным, нравственным и интеллектуальным развитием, повышением уровня языковой грамотности, социализацией: формированием принципов, привычек и его взгляда на будущее. С помощью правильно составленной программы по классной и внеклассной работе, в комплексе с организацией различных творческих и общеобразовательных мероприятий можно достичь всех вышеперечисленных целей.

    В современных психолого-педагогических исследованиях проблемы развития нравственной активности подростков рассматриваются через организацию их учебной, трудовой и общественной деятельности, через формирование духовных потребностей, интересов и ценностных ориентаций подростков.

    Воспитательная работа это не самоцель, а важная и необходимая  составляющая образовательного процесса. Образовательное учреждение, остается главным и, пожалуй, единственным центром нравственного развития и воспитания подростка, его второй семьей именно поэтому особое значение здесь приобретает роль педагогов. По этой причине, исследование проводилось в рамках дисциплины «Теория и методика преподавания».  
 
 

    Практическая часть

    Наше  общество в настоящее время переживает всеобщий кризис, который порожден культивировавшейся на протяжении многих веков системой ценностей, направленный на рост материального обогащения. Процессы, обусловившие кризисы, продолжают усугубляться средствами массовой информации. Они стимулируют гонку за материальными благами, поддерживают конкуренцию, представляют насилие, как единственный способ выжить, «делание денег» как главную модель социального действия.

    В такой сложной ситуации, молодой  человек «теряет» себя, происходит искажение его системы ценностей. Вследствие этого у молодежи появляется чувство нереализованности, ненужности окружающему миру. У большинства людей появляется неуверенность в себе, в своем завтрашнем дне. Неудовлетворенность сегодняшним положением и требования нового времени вызывают конфликт и стрессовые ситуации во всех сферах общества и жизни отдельно взятого индивида.

    Современным подросткам сложно ориентироваться  в системе ценностей современного общества, отличительной особенностью которого является переоценка и осмысление ценностей. То, что совсем недавно воспринималось в качестве очевидных правил и принципов, сейчас либо полностью отвергается, либо вызывает сомнение в его «полезности», значимости. Человек теряет веру в старые ценности. Это приводит к тому, что он замыкается в себе, а окружающий мир становится для него чуждым и даже враждебным. Разрушение ценностных ориентиров в настоящий период не сопровождается появлением сколько-нибудь равноценных новых, что порождает многие социальные проблемы: кризис нравственности и правосознания, социальную нестабильность, падение ценности человеческой жизни, жестокость и насилие. 

    Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки - имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной неустойчивости. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу. 

    Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы по формированию у детей-сирот грамотности, социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.

    Образовательное учреждение, остается главным и, пожалуй, единственным центром нравственного развития и воспитания подростка, его второй семьей именно поэтому особое значение здесь приобретает роль педагогов.

    Педагоги  делают всё возможное для сохранения духовно-нравственных, социокультурных и образовательных ценностей своих учащихся. Именно они, имеют возможность педагогического влияния на своих воспитанников и уделяют этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной деятельности.

    Очень важным аспектом в  воспитательной деятельности является взаимодействие с семьей ребенка, коррекция отношений внутри нее, поэтому это одно из важных направлений в работе колледжа. Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социально-психологической службы  нашего колледжа  в первую очередь направлена на оказание помощи детям из таких семей.

    Перевоспитание  подростка необходимо начинать с коррекции  отношений внутри семьи. Именно классный руководитель, мастер производственного обучения и социальный педагог должны найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи.

    Можно выделить следующие  типы "трудных" семей:

  1. Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.
  2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
  3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания.
  4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
  5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.   

    Очень важным аспектом в  задаче коррекции  отношений в семье является выявление проблем родителей:

  1. Социально-медицинские:
    • физические недостатки, патологии самих родителей;
    • физические недостатки, патологии ребенка;
    • психические расстройства одного из родителей;
    • психические заболевания ребенка;
    • алкоголизм, наркомания и т.п.;
    • нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
  2. Социально-педагогические:
    • гиперопека ребенка;
    •            ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;
    • расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями; 
  3. Социально-психологические:
    • недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
    • конфликты в семье.
  4. Социально-экономические:
    • низкий материальный уровень семьи;
    • плохие жилищные условия;
    • низкая предметная обеспеченность.
  5. Социально-юридические:
    • незнание своих прав и обязанностей как родителей;
    • юридическая некомпетентность.

    На  основании классификации  типов семей и  выявлении их стандартных  проблем, были выработаны этапы и принципы работы с семьей:

    Этапы:

  1. Диагностика проблем семьи.
  2. Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
  3. Содействие в получении социальной помощи.
  4. Диагностика результатов работы.

    Принципы, применяемые в работе с семьей:

  • повышение престижа здоровой семьи;
  • повышение активной жизненной позиции;
  • коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
  • поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);
  • социальное партнерство всех служб;
  • изучение и распространение новых технологий;
  • профилактика проблем.

    Таким образом, в работе с семьей нужно  стремиться максимизировать  положительное и  свести к минимуму отрицательное влияние  семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • принимать активное участие в жизни семьи;
  • всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • уважать право ребенка на собственное мнение;
  • уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

    Воспитательная  работа колледжа проводится по основным направлениям: эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, культура поведения, изучение традиций, здоровьесберегающее воспитание. Конечно, это работа проблемная и сложная приходится сталкиваться с рядом проблем: негативное влияние прошлого социального окружения, кризис подросткового возраста, изменившиеся условия жизни общества. Но, не смотря на это, несомненно, от системы ценностных ориентаций как социального педагога, так и педагога других дисциплин зависит общая атмосфера образовательного процесса, зависит качество учебно-воспитательной работы, духовный потенциал подрастающего поколения, образованием которого мы занимаемся.

Информация о работе ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»