Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:02, отчет по практике
Цель производственной (исследовательской) практики: закрепление полученных теоретических знаний, приобретение практических навыков в различных областях лингвистики (а именно в области психолингвистики, социологии, психологии и педагогики и теории и методики преподавания), овладение исследовательскими приемами исследовательской работы.
Особенно это заметно при анализе речевой культуры подростков. Лексический запас современных подростков, с одной стороны, активно пополняется специальными терминами (компьютерными, экономическими и др.), новыми иноязычными словами, а с другой — сокращается за счёт выхода из активного употребления многих русских литературных слов. Молодёжь использует в своей речи сленговые выражения, жаргонизмы, арго, инвективную лексику. Речь молодёжи - это попытка оживить скучный язык штампов и одновременно — стремление как бы провести черту между поколениями и мировоззрениями, утвердить своё право на инакомыслие речевыми средствами, это своеобразный способ самоутверждения юных во «взрослом» мире.
Стремительное и постоянное ускорение и обновление — ведущие характеристики современной жизни, которой живет российский подросток. Научно-технические революции делают общение чрезвычайно динамичной системой, стимулируя радикальное изменение социальных связей и форм человеческих коммуникаций. В современной культуре присутствует ярко выраженный слой инноваций, которые постоянно взламывают и перестраивают культурную традицию, затрудняя тем самым процессы социализации и адаптации человека к постоянно меняющимся условиям и требованиям жизни. Огромную роль в этом играет интернет, где живое общение заменяется виртуальным, эмоции – графическими изображениями. Это тормозит развитие устной речи подростка, влияет на его словарный запас, мешает взаимодействию с окружающим миром, формируется психическая неустойчивость и эмоциональная скудность. Усложнение социокультурной реальности, сопровождающейся ломкой традиций и норм разных сфер жизни, стремительное и всеохватывающее распространение продуктов массовой культуры обусловливают угрожающие масштабы современного кризиса общения.
Несомненно, все точки зрения заслуживают внимания, но на наш взгляд наиболее значимую и определяющую роль в жизни ребенка играет все-таки семья.
Таким образом, имеет место следующая гипотеза: ввиду неполноценной семьи, либо ее отсутствия, семью заменяет образовательное учреждение (однокурсники, педагоги, классные руководители), которое занимается воспитанием ребенка, его духовным, нравственным и интеллектуальным развитием, повышением уровня языковой грамотности, социализацией: формированием принципов, привычек и его взгляда на будущее. С помощью правильно составленной программы по классной и внеклассной работе, в комплексе с организацией различных творческих и общеобразовательных мероприятий можно достичь всех вышеперечисленных целей.
В
современных психолого-
Воспитательная
работа это не самоцель, а важная и необходимая
составляющая образовательного процесса.
Образовательное учреждение, остается
главным и, пожалуй, единственным центром
нравственного развития и воспитания
подростка, его второй семьей именно поэтому
особое значение здесь приобретает роль
педагогов. По этой причине, исследование
проводилось в рамках дисциплины «Теория
и методика преподавания».
Практическая часть
Наше общество в настоящее время переживает всеобщий кризис, который порожден культивировавшейся на протяжении многих веков системой ценностей, направленный на рост материального обогащения. Процессы, обусловившие кризисы, продолжают усугубляться средствами массовой информации. Они стимулируют гонку за материальными благами, поддерживают конкуренцию, представляют насилие, как единственный способ выжить, «делание денег» как главную модель социального действия.
В такой сложной ситуации, молодой человек «теряет» себя, происходит искажение его системы ценностей. Вследствие этого у молодежи появляется чувство нереализованности, ненужности окружающему миру. У большинства людей появляется неуверенность в себе, в своем завтрашнем дне. Неудовлетворенность сегодняшним положением и требования нового времени вызывают конфликт и стрессовые ситуации во всех сферах общества и жизни отдельно взятого индивида.
Современным
подросткам сложно ориентироваться
в системе ценностей
Обозначенная проблема приобретает особое значение, когда речь идет о детях-сиротах, лишенных родительской поддержки - имеющих негативный социальный опыт, отличающихся от сверстников ослаблением физического и психического здоровья, нравственной неустойчивости. Характерным результатом негативных влияний выступает высокий уровень социальной дезадаптации таких детей, низкий потенциал их жизненной самореализации, потребительское отношение к обществу.
Учитывая это, возникает потребность в проведении специально организованной учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы по формированию у детей-сирот грамотности, социально значимых личностных качеств и ценностных ориентаций.
Образовательное учреждение, остается главным и, пожалуй, единственным центром нравственного развития и воспитания подростка, его второй семьей именно поэтому особое значение здесь приобретает роль педагогов.
Педагоги делают всё возможное для сохранения духовно-нравственных, социокультурных и образовательных ценностей своих учащихся. Именно они, имеют возможность педагогического влияния на своих воспитанников и уделяют этой проблеме важнейшую роль в своей профессиональной деятельности.
Очень важным аспектом в воспитательной деятельности является взаимодействие с семьей ребенка, коррекция отношений внутри нее, поэтому это одно из важных направлений в работе колледжа. Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социально-психологической службы нашего колледжа в первую очередь направлена на оказание помощи детям из таких семей.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель, мастер производственного обучения и социальный педагог должны найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи.
Можно выделить следующие типы "трудных" семей:
Очень важным аспектом в задаче коррекции отношений в семье является выявление проблем родителей:
На основании классификации типов семей и выявлении их стандартных проблем, были выработаны этапы и принципы работы с семьей:
Этапы:
Принципы, применяемые в работе с семьей:
Таким образом, в работе с семьей нужно стремиться максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
Воспитательная работа колледжа проводится по основным направлениям: эстетическое воспитание, патриотическое воспитание, культура поведения, изучение традиций, здоровьесберегающее воспитание. Конечно, это работа проблемная и сложная приходится сталкиваться с рядом проблем: негативное влияние прошлого социального окружения, кризис подросткового возраста, изменившиеся условия жизни общества. Но, не смотря на это, несомненно, от системы ценностных ориентаций как социального педагога, так и педагога других дисциплин зависит общая атмосфера образовательного процесса, зависит качество учебно-воспитательной работы, духовный потенциал подрастающего поколения, образованием которого мы занимаемся.
Информация о работе ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»