ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:02, отчет по практике

Описание

Цель производственной (исследовательской) практики: закрепление полученных теоретических знаний, приобретение практических навыков в различных областях лингвистики (а именно в области психолингвистики, социологии, психологии и педагогики и теории и методики преподавания), овладение исследовательскими приемами исследовательской работы.

Работа состоит из  1 файл

мой отчет.doc

— 227.00 Кб (Скачать документ)

    Профессия педагога сама по себе постоянно требует не только совершенствования педагога, но и повышения качества его подготовки, в настоящий момент направленной на усиление эмоциональной составляющей профессии, развитие эмпатии, направленности на другого человека как выражение любви, доброты, милосердия. Поэтому далеко не случайны обращения ученых к вопросам развития духовного общения педагога, ориентированного на ценность другого человека, передачу нравственных ценностей, становление коммуникативной культуры, а также практического применения личностно-индивидуального подхода к обучающимся.

    Степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности, цельность и устойчивость которой «выступает как устойчивость ее ценностных ориентаций».

    Новый уровень и характер развития социальной активности ребенка, отражающийся в особенностях его ценностных ориентаций, отмечается в период перехода к подростковому возрасту. Интенсивное общение выступает основой для "тренировки" нравственного поведения. Психологическая роль ценностных ориентаций ребенка на этом этапе формирования его как личности особенно возрастает и усложняется. Последнее обусловливается активно развивающейся потребностью ребенка выйти за рамки детского образа жизни, занять общественно важное и общественно оцениваемое место в коллективе сверстников. В подростковом возрасте нельзя говорить о законченном процессе становления ценностных ориентаций, они только развиваются, именно в этот период набирает силу социальная активность, и развитие ценностных ориентаций, оказывает определяющее воздействие на личность, ее активность в социальном плане.

    Активность  в качестве принципа должна пронизывать  все стороны процесса воспитания, включая организацию учебного процесса, разработку способов и методов усвоения учебного материала и формирование на этой основе мировоззрения у учащихся. В современных психолого-педагогических исследованиях проблемы развития нравственной активности подростков рассматриваются через организацию их учебной, трудовой и общественной деятельности, через формирование духовных потребностей, интересов и ценностных ориентаций подростков.

    Современная жизнь, современные требования к образованию, требуют и новых подходов к организации и обеспечению нравственного воспитания учащихся.

    Одним из таких подходов к формированию нравственного сознания учащихся является систематичность образования в  этом направлении, т.е. введение обязательного  последовательного сообщения детям  минимума нравственных знаний, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное формирование и воспитание всех без исключения учащихся. Важно использовать весь потенциал учебной и воспитательной работы. Постоянно и последовательно сообщать базовые нравственные знания с учётом возрастных возможностей их усвоения. Но не забывать, а наоборот учитывать, что мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание кем-то извне. Ценности вырабатываются только самостоятельно. Поэтому обучающиеся должны быть активными участниками процесса.

    Выделим основные цели процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей:

  1. Формирование самостоятельной, зрелой личности, то есть личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;
  2. Развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно — практической, сферы саморегуляции.)
  3. Корректировка системы ценностей с учетом выработанных обществом нравственных принципов.

    На  начальном этапе процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей важны понимание того, что является для учащихся ценным, актуализация направленности личности на то, чтобы «увидеть» нравственные отношения между людьми, осознание значимости их взаимопонимания, сопереживания и содействия. 

    Далее выступает согласованность в проявлении мыслей, чувств, поведения. На решение задач направлены такие требования к деятельности и общению, которые способствуют возникновению и укреплению стремления проявлять к окружающим понимание, сопереживание, содействие. Деятельность должна вызывать интерес, быть посильной, способствовать раскрытию индивидуальных особенностей учащихся. 

    Особую  необходимость составляет создание готовности проявлять нравственное отношение как понимание, сопереживание, содействие. Важно научить ребят, с одной стороны, вслушиваться, всматриваться в окружающих людей, искать и правильно определять мотивы их действий; с другой – научить их следить за своими действиями, манерой разговаривать, выражать свои чувства. Важны такие требования к деятельности и общению, как побуждение учащихся к решению посильных нравственных задач на фоне заинтересованности и увлеченности содержанием и смыслом выполняемых дел и взаимных контактов. Это создает благоприятные условия для овладения умениями и навыками взаимопонимания, сопереживания и содействия. 

    Следующим пунктом должно быть закрепление приобретенных умений и навыков. Особенно важно стимулирование познавательной активности, направленной на деятельность и общение не столько привлекательной, сколько нужной партнерам по взаимодействию. 

    Для успешной и продуктивной работы по воспитательной и развивающей деятельности необходима детально-разработанная программа с целями, задачами, сроками проведения и подробным планом мероприятий (Приложение №), она должна учитывать и реализовывать следующие задачи:

    1. Развитие индивидуальных интересов и потребностей обучающихся, способствующих их нравственному становлению как социально-значимой личности;

    2. Обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения и развития личности, ее социализации и профессионального становления:

    - Создать условия для самопознания, саморазвития, самореализации творческой личности,

    -  Создавать педагогические ситуации для самореализации обучающихся,

    - Развитие обучающихся на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания,

    -  Поддержка личности,

    -   Построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности черт;

    3. Развивать коммуникативные способности обучающихся;

    4. Формировать активную жизненную позицию обучающихся;

    5. Развитие духовно нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении подростков;

    6. Создание условий для нравственного самовыражения личности;

    7. Организация и  участие обучающихся  в консультативно-просветительской работе (классные часы, тренинги, семинары, конференции, конкурсы, участие в различных мероприятиях как на уровне колледжа, так и на городском уровне), что способствует повышению их интеллектуального коэффициента и коммуникативной компетенции.

    Грамотно  организованная психолого-педагогическая работа по развитию ценностных ориентаций у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует формированию их социальной активности, обеспечивает общую направленность поведения личности, выбор социально значимых целей, ценностей. 

    В целях формирования ценностных ориентаций учащихся ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж» активно используются следующие формы и методы работы:

  • анкетирование;
  • дискуссия;
  • диспут;
  • тематические классные часы;
  • проблемные ситуации;
  • упражнения;
  • игры;
  • тренинги;
  • секции, кружки;
  • участие в семинарах, научных конференциях;
  • тематические мероприятия;
  • участие в городских тематических выставках;
  • конкурсы (на уровне колледжа и на общегородском уровне);
  • познавательные экскурсии;
  • изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий;
  • изучение традиций и обычаев семьи, колледжа.

    В ходе исследования было доказано, что все эти методы работы со студентами являются не только познавательными, развивающими и дисциплинирующими, но и помогают вовлечь обучающихся в активный процесс совершенствования самих себя, стремления к познавательной деятельности, что соответственно повышает уровень их успеваемости, посещаемости, отвращает от вредных привычек, способствует интеллектуальному и духовному развитию личности ребенка.

    На  первом этапе практики мы подробно ознакомились с основными положениями Курского автотехнического колледжа, должностной инструкцией социального педагога и структурой его работы, основными направлениями деятельности социальной службы колледжа. Проработали базу данных обучающихся по социальному статусу:

    - многодетные семьи;

    - неполные семьи;

    - семьи с потерей  одного из родителей;

    - неблагополучные  семьи;

    - студенты, находящиеся  под опекой,

внесли  изменения, проанализировали положение  дел. Эта база необходима для информативного обеспечения социальной службы, чтобы знать точное количество студентов, нуждающихся в дополнительном контроле, попечении и работе по их воспитанию и развитию.

    Далее было проведено тестирование (анкетирование), которое является неоспоримой поддержкой для преподавателей, так как по его результатам сразу становится видно, на кого в первую очередь стоит обратить внимание, с помощью тестирования можно определить трудных подростков, проблемы в группе, индивидуальные проблемы, личностные характеристики и другую необходимую информацию.

    Анкетирование – метод исследования, который стал актуальным, в связи с его легкостью, доступностью и результативностью. Он играет огромную роль в определении скрытых черт человека, его личных качеств и проблем, состояния интеллектуального развития. Конечно же, очень важна подборка теста в соответствии с возрастом изучаемой личности.

    Во  время практики были проведена первичная диагностика среди учащихся с целью определения детей, относящихся к различным категориям риска: дазадаптированные, высокий уровень одиночества, уровень тревожности, агрессии и враждебности, конфликтность, склонность к отклоняющемуся поведению, употребление наркотиков и спиртного и табака. (Приложение № 1, 2, 3). Также были проведены диагностики учащихся с целью отслеживания динамики в отношениях к учебе и жизни, выявления проблем в  коллективах, выявление мотивации и воли (Приложение № 4). Для диагностики были взяты лучшие методики анкетирования по вышеперечисленным категориям, с очень высокой результативностью.

    Анализ  результатов тестирования показал, что дети из неблагополучных семей и дети-сироты более подвержены сменам настроения, замкнутости (уход в себя), проявлению враждебности и агрессии, конфликтности. Опрос на выявление вредных привычек также был удручающим – имели место курение и употребление алкоголя. Но вместе с тем, студенты сами изъявили желание, чтобы на внеклассных часах проводились профилактические и познавательные беседы на тему: «Влияние табака и алкоголя на организм человека», «Здоровый образ жизни», «Скажи наркотикам НЕТ», «Красота и здоровье», «Учись властвовать собой» и на другие тематические дискуссии (Приложения №5).

      Существенная помощь обучающимся оказывается в виде бесед и тестов, которые помогают им лучше понять себя, улучшить результативность проблемных решений, развить ценностные установки, обратить внимание на изучение отношений и готовности к совместному труду. Не случайно в качестве параметров изучения развития студентов используют следующие показатели: компетентность, управление эмоциями, самостоятельность, развитие целостности личности, межличностных отношений, интегративности и целеполагания.

    Социально-психологическая  служба колледжа также  проводит работу с родителями по воспитанию подрастающего поколения, расширяет знания родителей в области воспитания подростков и, в контексте родительских собраний, проводит семинары в помощь родителям на темы воспитания подростков (психологические и возрастные аспекты), налаживания личностных и контактных отношений с детьми. Профилактика посещений семей на дому также приносит свои плоды: родители больше времени уделяют ребенку, начинают активно с ними заниматься в выполнении домашних заданий, помогают в подготовке к различным конкурсам и других общественных мероприятий, участвуют в торжественных линейках.

     Очень востребованной и эффективной является работа с учащимися по духовно-нравственному воспитанию. Нельзя не отметить, что упадок нравственности порождает все те причины, с которыми нам теперь приходится бороться. Большое значение в нравственном воспитании студентов колледжа имеет своевременная профилактическая антинаркотическая работа, т.к. противостояние наркомании становится действительно общенациональным делом и включает в себя усилия  различных структур и движений.  Большое внимание уделяется профилактике асоциальных явлений. Организуются конкурсы плакатов, проводятся беседы, лекции, открытые мероприятия.

Информация о работе ОБОУ СПО «Курский автотехнический колледж»