Общая характеристика уровней образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 21:25, контрольная работа

Описание

Актуальность темы. Жизнь не стоит на месте, развиваясь, любое общество всегда находится в состоянии инновационного движения и реформирования. Общество начинается с народного образования: создаваемые в нём интеллектуальные и духовные ресурсы обеспечивают соответствующее развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, технического прогресса, возрождение нравственности, национальной культуры и национального интеллекта, поэтому реформы, происходящие в обществе, всегда связаны с реформами и инновациями в образовании.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....3
Глава 1. Наиболее значимые новации концепции проекта об образовании 2010 года…….4
Глава 2. Общие правила организации образовательного процесса …………………..…......9
Глава 3. Общая характеристика уровней образования……………………………………....13
Заключение…………………………………………………………………………………..….25
Список использованной литературы…………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа. куомарова 4 курс.docx

— 69.52 Кб (Скачать документ)

д) гимназия (реализует общеобразовательные  программы основного общего и  среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального

общего образования);

е) лицей (реализует общеобразовательные  программы основного общего и  среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно - научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);

ж) общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой;

з) образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико-социальной помощи;

и) образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

к) общеобразовательная школа-интернат;

л) и т.д. (ст. 19).16

В законопроекте 2010 г. совершенствуются виды общеобразовательных организаций:

1) общеобразовательная школа;

2) коррекционная общеобразовательная  школа.

Предусматривается возможность  использования специальных названий в наименовании общеобразовательных организаций. Например: общеобразовательные школы, обеспечивающие углубленную, профильную подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам (предметным областям) – общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов; общеобразовательные школы, обеспечивающие на ступени среднего общего образования углубленную, профильную подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) гуманитарного, социально - экономического, художественно- эстетического цикла, – гимназия; общеобразовательные школы, обеспечивающие на ступени среднего общего образования углубленную, профильную подготовку обучающихся по предметам (предметным областям) технического, математического, естественнонаучного цикла, – лицей; общеобразовательные школы, реализующие основные обще - образовательные программы, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными программами различной направленности, – президентское кадетское училище, суворовское военное училище, нахимовское военно-морское училище, кадетский корпус, кадетская школа, детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва. В общеобразовательной организации могут быть созданы условия для проживания обучающихся (интернат) (ст. 105)17.

Законопроект 2010 г. предусматривает возможность реализации основных образовательных программ общего образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными программами в целях получения обучающимися начальных знаний и навыков о профессии и подготовки обучающихся к продолжению образования по соответствующему направлению подготовки. Допускается интеграция основных образовательных программ общего образования с дополнительными предпрофессиональными программами в области физической культуры и спорта, а также с дополнительными предпрофессиональными программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Такие интегрированные программы будут реализовываться соответственно в детских спортивно-юношеских школах олимпийского резерва и в кадетских корпусах (суворовских училищах) (ст. 108)18. На сегодняшний день отсутствует подробная регламентация на законодательном уровне.

В законопроекте 2010 г. закрепляются особенности предоставления общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Общее образование лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в общеобразовательных школах, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, в том числе в коррекционных общеобразовательных школах или в коррекционных классах, классах интегрированного обучения общеобразовательных школ. Инвалиды получают общее образование в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Закрепляются особенности предоставления общего образования: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; обучающимся с девиантным поведением, направленным в специальные учебно-воспитательные организации; лицам, осужденным к лишению свободы. (ст. 111-113)19. В Действующем законодательстве так же отсутствуют позиции по данным категориям учащихся.

Сейчас начальное профессиональное образование (НПО) и среднее профессиональное образование (СПО) являются самостоятельными уровнями образования. В настоящее время образовательные программы СПО могут быть базовой подготовки и повышенной подготовки. Начальное профессиональное образование – самостоятельный уровень образования, обеспечивающий подготовку работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования. Одновременно осуществляется профессиональная подготовка в целях ускоренного приобретения обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. В настоящее время профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией (ст. 20).20

   Законопроектом 2010 г. предполагается модернизировать систему подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена. С учетом этого предполагается, что СПО будет включать в себя два уровня образовательных программ:

- подготовка квалифицированных  рабочих;

- подготовка специалистов  среднего звена.

 Часть программ НПО  станет программами СПО 1-го  уровня. Это обусловлено современным уровнем развития производства, внедрения новых наукоемких технологий, в которых уровень начального профессионального образования недостаточен для выполнения соответствующих видов работ.

Оставшаяся часть программ будет переведена в программы  профессионального обучения. Одновременно расширяются возможности подготовки по оставшейся части профессий рабочих. Законопроектом предлагается осуществлять подготовку рабочих не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве (в том числе в структурных подразделениях «необразовательных» организаций), в профессиональных образовательных организациях и в ряде случаев в общеобразовательных организациях – на третьей ступени общего образования (ст. 117)21.

По законопроекту 2010 г. профессиональное обучение осуществляется посредством  реализации программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и  должностям служащих, программ переподготовки рабочих и служащих, программ повышения квалификации рабочих и служащих (далее – программы профессионального обучения). Государство гарантирует бесплатность и общедоступность профессионального обучения по программам профессиональной подготовки в пределах основной общеобразовательной программы среднего общего образования, основных образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 117)22. В действующем законодательстве отсутствует деление программ профессиональной подготовки на виды. Профессиональное образование осуществляется, как правило, на платной основе.

В законопроекте 2010 г. закрепляются особенности реализации основных образовательных программ СПО, интегрированных с основными образовательными программами общего образования. Основные образовательные программы СПО, интегрированные с основными образовательными программами общего образования, реализуются профессиональными образовательными организациями в целях обеспечения получения общего образования лицами, осваивающими основные образовательные программы среднего профессионального образования на базе начального общего или основного общего образования. Нормативный срок освоения такой основной образовательной программы среднего профессионального образования увеличивается на срок, необходимый для получения общего образования (ст. 125)23.  Сейчас такое правовое регулирование отсутствует. В законопроекте 2010 г. закрепляется общедоступность среднего профессионального

образования, т.е. без вступительных  испытаний (за исключением специальностей, требующих наличия у поступающих  определенных творческих способностей, физических и (или) психологических  качеств) (ст. 122)24. Сейчас же СПО предоставляется на конкурсной основе.

В настоящее время образовательные  учреждения СПО могут быть следующих  видов:

а) техникум - среднее специальное  учебное заведение, реализующее  основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж - среднее специальное  учебное заведение, реализующее  основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки (ст. 23)25.

С учетом изменения уровней  образовательных программ по законопроекту 2010 г.  совершенствуются виды образовательных  учреждений СПО:

1) профессиональный лицей  – профессиональная образовательная  организация, которая реализует программы подготовки квалифицированного рабочего и вправе реализовывать программы профессионального обучения, программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации квалифицированного рабочего;

2) техникум – профессиональная  образовательная организация, которая  реализует программы подготовки  специалистов среднего звена,  программы подготовки квалифицированного рабочего и вправе реализовывать программы профессионального обучения, программы профессиональной переподготовки

и повышения квалификации квалифицированного рабочего и специалиста  среднего звена (ст. 123)26.

В законопроекте 2010 г. регламентирована сдача квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен по завершении профессионального обучения проводится с целью определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и требованиям квалификационной характеристики (профессионального стандарта) и установления на этой основе лицам, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям (должностям служащих). К квалификационным экзаменам допускаются лица, успешно прошедшие полный курс теоретического и производственного обучения по соответствующей программе (ст. 120)27. В сегодняшнем законодательстве данная регламентация отсутствует.

В соответствии с Законом  Российской Федерации «Об образовании» аспирантура и докторантура относятся  к послевузовскому профессиональному  образованию.

Законом РФ «Об образовании» закреплены следующие уровни высшего профессионального образования:

1) высшее профессиональное  образование - бакалавриат;

2) высшее профессиональное  образование - подготовка

специалиста или магистратура;

   Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» установлены следующие виды высших учебных заведений:

  • федеральный университет;
  • университет;
  • академия;
  • институт.

 В отношении университетов, находящихся в ведении Российской Федерации, в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук, может устанавливаться категория "национальный исследовательский университет".

 В настоящее время в соответствии с различными законодательными актами различные категории граждан наделены следующими льготами (преимуществами) при приеме в высшие учебные заведения:

- без вступительных испытаний;

- вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний;

Правовое регулирование  обеспечено на уровне подзаконных нормативных  правовых актов (ст. 24)28.

По законопроекту 2010 г. вводится еще один уровень высшего образования - подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура, адъюнктура). При этом докторантура рассматривается, как форма подготовки научных кадров и соответственно выведена из перечня образовательных программ и уровней образования. Таким образом, система уровней высшего образования в соответствии с законопроектом выглядит следующим образом:

- бакалавриат;

- магистратура, подготовка  специалиста;

- подготовка научно-педагогических  кадров.

 Совершенствуются виды  образовательных организаций высшего  образования:

  • колледж – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ бакалавриата;
  • институт – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программ бакалавриата и программ подготовки специалиста;
  • университет – образовательная организация, основной деятельностью которой является реализация основных образовательных программы высшего образования всех уровней, осуществление подготовки научных кадров, выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований.

Информация о работе Общая характеристика уровней образования